Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:54, реферат
Первые майские дни 1945 года стали звездным часом Человечества. На какие — то мгновения мир наполнился радостью, счастьем, вселенским единением народов и наций.
Казалось, война навсегда ушла в прошлое и теперь на Земле воцарится Вечный Мир, Добро и Справедливость. Отрезвление наступило достаточно быстро: армии и горы оружия не растаяли под весенним майским солнцем. Потенциал вражды и ненависти в отношениях между народами и государствами нарастал с каждым днем.
ВВЕДЕНИЕ 3
О ГЕНЕЗИСЕ И КОНТУРАХ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 4
НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО США 7
«МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ» 8
РЕЧЬ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ В ФУЛТОНЕ 10
ПРОТИВОСТОЯНИЕ 13
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР 15
КРИЗИС ОТНОШЕНИЙ С КИТАЕМ 15
СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 18
КАРИБСКИЙ КРИЗИС 19
РАЗРЯДКА 21
В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 27
Напряженность в стане победителей нарастала. Постепенно она приобретала черты
враждебности. Две сверхдержавы уже не стеснялись во взаимных обвинениях, не скрывали раздражения Американский президент Г. Трумэн окончательно избрал идеологическим фундаментом своей политики положение, выдвинутое Черчиллем в Фултоне. Мир представлялся ему ареной, на которой разворачивался конфликт между силами добра и зла, то есть между «свободными обществами» и «обществами угнетения». Это было не просто провозглашением политической линии — это было объявлением крестового похода.
Политические свободы
Трумэн связывал со «свободным предпринимательством»,
то есть с капитализмом. Более того,
именно он впервые стал утверждать,
что «мир в целом должен принять
американскую систему», иначе она
не сможет уцелеть и в самой
Америке. Новая «доктрина Трумэна»
обязывала Соединенные Штаты
немедленно вступать в бой с любым
революционным движением, любой
попыткой социалистического
энергичного экономического давления.
Эта закулисная сторона дела была известна советскому руководству. Тем не менее, Сталин вновь и вновь возвращался к вопросу о возможном кредитовании, отдавая себе отчет в тяжелой экономической ситуации в стране. Даже в апреле 1947 г., когда Сталин встречался с новым американским государственным секретарем Маршаллом, он кратко заметил, что советская просьба о кредите остается без ответа в течение вот уже двух лет. После первых весьма скромных сумм СССР больше не получил ни одного доллара. Отсутствие кредитов делало еще более острой проблему получения репараций с Германии, и в этом отношении Советский Союз, начиная с Потсдама, сталкивался с нараставшим сопротивлением Запада. Не встречая затруднений при получении репараций из своей зоны оккупации в Германии, Советский Союз не получил практически ничего из западных зон, несмотря на обязательства, принятые в Потсдаме его союзниками.
Однако подлинным камнем
преткновения между Москвой и
Западом стал так называемый «план
Маршалла», который был призван
устранить разительную
В Вашингтоне этот план рассматривался как достаточно эффективное средство
экономического давления на Советский Союз. Дело в том, что в Ялте и Потсдаме стороны
пришли к соглашению: Германия будет выплачивать репарации в виде оборудования,
промышленных станков и машин, легковых автомобилей, грузовиков и строительных
материалов регулярно — в течение пяти лет. Особенно важны были эти поставки для советской химической и машиностроительной промышленности, нуждавшихся в модернизации. Международному контролю репарации не подлежали.
Однако с помощью «плана Маршалла» британское и американское правительства хотели приостановить репарации Советскому Союзу и странам Восточной Европы, а взамен предоставить международную помощь, основанную не на двусторонних соглашениях, а на международном контроле. Подобная ситуация была для Советского Союза абсолютно неприемлемой. В конечном счете, она могла привести к утрате советского контроля над Восточной Европой, поскольку коммунистические партии, уже утвердившиеся в Румынии, Болгарии, Польше, Чехословакии и Венгрии, были бы лишены экономических рычагов власти. О подобных намерениях Запада в Москве стало известно из докладной записки одного из наиболее ценных агентов советской разведки Дональда Дюарта Маклина.
Вполне прогнозируемый отказ Советского Союза от участия в «плане Маршалла» не
обескуражил Вашингтон. Приглашение участвовать в этом плане было разослано всем странам Восточной Европы. Некоторые из них, к примеру, югославы, сразу же отказались. Однако поляки и чехословаки, напротив, проявили заинтересованность в приглашении. Им было заявлено, что присоединение к «плану Маршалла» будет рассматриваться в СССР как враждебное действие. В конце концов, все страны Восточной Европы образовались Москвой единый фронт. Один из основных авторов «плана Маршалла», Дж. Кеннан, считавшийся ведущим американским экспертом по СССР, опубликовал в те дни статью, которой также суждено было стать знаменитой. Вместо подписи он поставил одну лишь букву «X», однако вскоре его авторство было раскрыто. Кеннан предлагал не просто «сдерживать» Советский Союз.
Он пришел к выводу, что Соединенные Штаты не должны ограничиваться удержанием своих позиций: оказывая на СССР жесткое давление, они могли бы привести в действие такие пружины, которые вызвали бы его крах или, по крайней мере, ослабление. Со второй половины 1947 г. термин «холодная война» прочно обосновался в политическом словаре мира. После введения в действие «плана Маршалла» отношения СССР сего бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции быстро эволюционировали в сторону открытой враждебности. В марте 1948 г. перестала функционировать четырех сторонняя контрольная комиссия стран-окупантов, уже находившаяся в кризисном состоянии. В июне в западных частях Германии была осуществлена сепаратная денежная реформа, а немного спустя французы согласились слить свою оккупационную зону с англо-американской «Бизонией».
В результате разразился острый Берлинский кризис 1948 г., из которого Советский Союз вышел если и не побежденным, то далеко не победителем.
Психологическая атмосфера, создавшаяся в результате Берлинского кризиса, облегчила
создание западного альянса, направленного против СССР. Экономический союз, рожденный в рамках «плана Маршалла», быстро превратился в политический и военный блок. 4 апреля 1949г. США и Канада вместе с десятью западноевропейскими странами подписали Атлантический пакт. Говорилось, что это договор об обороне. Но любой союз является оборонительным только для его участников. Именно так и расценили ситуацию в СССР.
Европа оказалась разорванной надвое. В мае 1949 г. была принята конституция сепаратного западногерманского государства — Федеративной Республики Германии, которая к лету имела уже и свои правительственные органы.
В ответ СССР в октябре создал в своей зоне другое немецкое государство —
Снова европейский континент, который лишь недавно был театром разрушительных сражений, стал ареной противостояния двух враждебных блоков.
СССР вступил в оказавшуюся для него смертельной схватку со всем западным миром.
Одной из ключевых проблем
в советской внешней политике
данного периода стало
Глава V. Союзники СССР среди развивающихся стран
В отличие от И.В. Сталина, Н.С. Хрущев делал ставку на национально-освободительное движение как на силу, способную противостоять империализму. В 1950—1960_х гг. завершился процесс освобождения многих стран, бывших до того колониями, от власти метрополий. В 1954 г. во Вьетнаме, в 1962 г. в Алжире закончились многолетние освободительные войны. СССР помогал лидерам этих государств оружием и военными специалистами. В 1957 г. первым независимым государством Черной (Тропической) Африки стала Гана. 1960 год получил название «год Африки»: сразу 17 стран стали независимыми. Одним из вернейших союзников СССР в Азии оставался Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам — ДРВ). Возникшее на севере страны после подписания Женевских соглашений 1954 г. коммунистическое государство, возглавлявшееся Хо Ши Мином, стремилось поглотить Южный Вьетнам. Для этого на юг засылались диверсионные группы и военные отряды, был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама. СССР оказывал активную поддержку северовьетнамцам, считая, что таким путем можно будет постепенно распространить влияние коммунистических идей не только на Южный Вьетнам, но и на всю Юго-Восточную Азию.
В качестве союзников СССР
часто выступали Индия и
Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной
Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.— ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающиминтересы договаривающихся сторон. Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты.
Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации
идеологических и политических
концепций привело к советско-
конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией.
Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора
об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине
40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.
Информация о работе Основные задачи и направления внешней политики СССР в годы "Холодной войны"