Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело»[1]. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Работа содержит 1 файл

16 Строительное дело и архитектура В древ греции и в древ риме.docx

— 59.60 Кб (Скачать)

Греция времен архаики

Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом  веке храмы еще не строились. На смену  дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям  олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.

Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму  мегарона микенского периода. Мегарон, дом властителя, стал святилищем, но строительный материал остался все  тот же - дерево и глина. В первой половине VIII в. появляется храм, планировочную  основу которого составил микенский  мегарон. Храм был построен из необожженного  кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется  планировочная схема, которая легла  в основу последующей архитектуры  греческих храмов и для которой  характерно окружение основного  объема храма колоннадой.

Ордерная система

Светские постройки, также  прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника  и глины. Все достижения греческой  архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское.

Дорическое отличалось стремлением  к монументальности, серьезности, "мужественности", совершенству пропорций. Дорический стиль  сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал  лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.

Ионический стиль, который  был особенно популярен в греческих  городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще  окончательно не сформировался. Мастера  ионийского направления, стемились  достичь легкости, изящества, прихотливости  линий. "Дорическое" и "ионийское" - не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей.

Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство  и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного  творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э.

Колонны

Столь характерная для  архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение  от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда  дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна - кверху. Колонна  микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического  ордера. Дорическая колонна имеет  конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых  первых греческих святилищах эпохи  архаики колонны были еще деревянными.

План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и  передний зал. В отличие от более  поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему  периметру здания. Разбогатевшие  греческие города-государства оказались  в состоянии осуществить подлинный  переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала  каменной. Появившиеся незадолго  до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные.

Правда, еще во II в. н. э. в  храме Геры в Олимпии греческий  писатель Павсаний видел деревянную колонну. В истории строительства  трех последовательно сменявших  один другой храмов Геры в Олимпии  можно проследить все перемены в  архитектурных стилях греков: так, старейшая  из этих построек колоннады еще не имеет.

Древнейшие дорические перистили - сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, - отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим  дорическим храмовым постройкам, имеет  по 17 колонн при боковых стенах и  только 6 с фасада.

Другая особенность этого  стиля - большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к  другой, что создавало впечатление  тяжеловесной монументальности и серьезности  всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к  изменению этих пропорций, и в  первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты.

В архаическом храме в  Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение  диаметра и высоты составляет 1:4,0б, в афинских Пропилеях V в. до н. э. - 1:5,б, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) - уже 1:6,5. Колонны становились  тоньше и стройнее, что меняло и  общий вид сооружения. Не осталось неизменным и соотношение длины  и ширины перистиля.

Тип архаического храма, где  количество колонн у фасада и у  боковой стены соотносилось между  собой как 6:17 (в Сиракузах) или 6:15 (в Коринфе), в классической греческой  архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая  стена должна была иметь двойное  число колонн по сравнению с фасадом  плюс еще одну.

В результате храм Зевса  в Олимпии и афинский Гефестиейон  демонстрируют соотношение 6:13, а  афинский Парфенон - 8:17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии.

Одновременно с дорическим менялся и ионийский стиль, стремящийся  к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались  влияния Востока. Здесь колонна  выступает не только как опора, как  элемент тектонический, но и как  элемент декоративный. Ионийских  святилищ того времени сохранилось  очень мало, но достаточно взглянуть  на храм Дидимайон в Милете, чтобы  убедиться в различии обоих стилей.

Передний зал уходит гораздо  дальше, в глубь святилища, чем  в постройках дорического стиля, и поделен на нефы тремя рядами колонн, образующих настоящий "лес  из колонн". Строгой, геометрически  правильной дорической капители соответствует  здесь капитель ионийская, с завитками - волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву - широкой  нижней балке, покоившейся непосредственно  на капители колонны.

Заметные различия есть и  в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо  из стилобата - площадки, на которой  она стоит. Ионийская колонна  имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и  богаче, чем на дорической.

Об ионийских храмах эпохи  архаики мы знаем больше из античной литературы: слишком много их было уничтожено. Так, во всем греческом  мире славилось святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном  и его сыном Метагеном, а несколько  веков спустя, в 356 г. до н. э., сожженное  Геростратом. От руки персов погиб храм Геры на Самосе, построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. Лишь реконструкция позволяет нам сегодня представить себе и милетский Дидимайон.

Небольшие по размеру сооружения этого стиля сохранились лучше; среди них выделяется легкая и  изящная сокровищница жителей острова  Сифнос, возведенная из блестящего паросского мрамора в Дельфах  около 525 г. до н. э., многоцветная, с кариатидами  на антах - выступах продольных стен здания, ограждавших вход.

Созерцая сегодня руины  дорических и ионийских святынь, мы как бы забываем, что здания эти  были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры  античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок - красной, голубой, золотой, зеленой, - залитые ярко сияющим  солнцем юга.

 

Строительная  техника Древней Греции

Основным строительным материалом в греческой архитектуре был  камень, при этом в ранний период более мягкий, легко поддающийся  обработке. При строительстве афинского  Акрополя в VI в. до н. э. использовался  известняк. Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора.

Из камня возводились  прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего  из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный. Кирпич использовался  и при кладке стен, которые, например, в культовых сооружениях затем  облицовывались каменными плитами.

Для сооружения кровли и  перекрытий применяли дерево. В ранний период деревянными были и колонны  храмов, о чем свидетельствует  храм Геры в Олимпии, где их со временем заменяли на каменные.

Каменную кладку возводили  сухим способом без раствора, усиление конструкции осуществлялось с помощью  шипов или деревянных шпонок. Каменная постройка должна была быть устойчива  при землетрясениях, и поэтому  каменные блоки сцеплялись множеством металлических скоб.

Процесс установки сложных  архитектурных элементов был  очень трудоемким. Только некоторые  из них, например капители и плиты  со скульптурным рельефом, изготовлялись  заранее. Остальные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка  проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались  строительные подмости.

Греческая архитектура, до сих  пор поражающая благородством своих  форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Эта система  состояла из несущей (стены, колонны) и  несомой частей (перемычки, балки, плиты).

Греческий храм и  Акрополь

Первоочередной задачей  греческого строительного искусства  было возведение храмов. В основе планировочной  структуры храмов лежал жилой  дом типа мегарон. Это были простые  здания, имевшие продольный прямоугольный  план, с внутренним пространством - святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и  колоннами, расположенными или перед  одним из фасадов (храм в антах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими  здание со всех сторон (периптер). Последний  тип был наиболее популярен в  зрелой архитектуре храмов.

Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и  сверху перекрывался пологой двускатной кровлей. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в  среднем из них помещалась большая  статуя божества.

Масштаб интерьера был  более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались  меньший зал, сокровищница. Кроме  большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.

Храмы обычно были сгруппированы  на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все  большим количеством скульптур  и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города.

К наиболее значительным архитектурным  комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое  во время Перикла возводили виднейшие  мастера. Акрополь стал композиционным центром города.

Его характерная черта - свободное  размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной  оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был  дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким  храмом богини Ники-Аптерос.

Архитектура древнереческого  города

В городах, начиная с VI столетия, строилось много общественных зданий. Ядром городов была крепость (укрепленный  акрополь), вначале включавшая дворец царя (базилика), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под  акрополем вырастал город с собственным  центром, площадью. Здесь собиралось городское собрание, шел торг, располагались  общественные, торговые и культурные здания (Афины, VI в. до н. э.)

Древнейшие греческие  города вырастали стихийно, без общей  градостроительной идеи. Позднее  они с размахом перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем  подобной системы в Греции считается  Гипподам из Милета.

Пространство площади, обрамленное  общественными зданиями, называлось "агора" и являлось естественным центром города. Основной коммуникацией  был портик, называемый "стоя". Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие "стоики") и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды.

К наиболее значительным городским  зданиям относится "булевтерий", служивший для заседаний городского совета, а также "пританей", где  постоянно поддерживался священный  огонь. Скульптуры и памятники дополняли  и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были непосредственно  предназначены для торжественных  процессий, поэтому здесь сооружались  памятники в честь одержания  побед.

Информация о работе Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры