Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело»[1]. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Работа содержит 1 файл

16 Строительное дело и архитектура В древ греции и в древ риме.docx

— 59.60 Кб (Скачать)

Сохранность некоторых участков театра Марцелла свидетельствует о  высоком уровне строительной техники  в годы ранней империи. Высокая прочность  субструкций, способных выдержать  нагрузку не только мест для зрителей, но и большого числа посетителей (доходившего до 20000), обеспечивала безопасность людей и прочность здания. Строители  использовали здесь в основном травертин  и бетон. Замковые камни арок украшались мраморными театральными масками. Стены  внутри облицовывались красивым туфом  или кирпичом, своды штукатурились, на стены некоторых помещений  наносились стуковые рельефы.

 

 

 

Перенесенный в римские  памятники дорический ордер претерпевал  ряд изменений и уже может  быть назван римско-дорическим. Колонна  начинала утончаться с самого низа, нижний диаметр ее теперь укладывался  по высоте восемь раз. Заимствованные у греков формы становились суше; римляне воспринимали скорее их внешние  изобразительные элементы, нежели глубинную, тектоническую и потому пластически  живую сущность, какая проявлялась  в эллинских памятниках, в частности  дорического ордера.

В утрате эллинского понимания  ордера и во внимании только лишь к  его внешней форме сказывалось  стремление римлян использовать ордер  лишь в декоративных целях. Это новое  поверхностное отношение к ордерной системе — основной выразительной  силе греческой архитектуры —  проявилось уже в аркаде театра Марцелла и сказалось здесь сильнее, нежели в храмовых постройках, где дольше сохранялась тектоническая сущность ордера.

Римляне довольно свободно, как отмечалось, обращались с архитектурной  формой театра, которую они заимствовали у греков. Они могли располагать  зрительные места на субструкциях, подобно театру Марцелла, или врезать их, как в некоторых других случаях, в почву. Этим отличается, в частности, театр в Оранже — галльском городе, называвшемся Араузионом, бывшем римской провинцией. Зрительные места театра в Оранже не устроены целиком на субструкциях, как в театре Марцелла, а врыты в склон холма, хотя и имеют под собой сложную систему подземных ходов, коридоров, фойе. Таким образом в театре Оранжа римские архитектурные принципы соединились с гре ческими. В этом отчетливо сказалась близость эллинской колонии Массилии (сейчас — Марсель).

От театра в Оранже сохранилась  огромная, высотой 36, 6 м, дли ной 103 м  и толщиной 4 м, стена сцены Сложенная  из огромных квад-ров, она и сейчас поражает грандиозностью Арочные пролеты  в нижней ее части служили, по-видимому, входами. Над ними нависает основная масса камня. Чтобы несколько  сгладить ощущение тяжести, архитектор использовал ложную аркатуру, проходящую на середине высоты стены, расчленив, насколько  было возможно, ее массив на го ризонтальные пояса, отделив их друг от друга рельефно выступаю щими карнизами. Театр в  Оранже вмещал до 7 000 зрителей — меньше, чем театр Марцелла. И здесь  могли иногда натягивать над местами  тент. Мачты, на которых он держался, укреплялись на специальных опорах, со хранившихся по всей длине стены  в верхней ее части.

 АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

 

В Древнем Риме было построено  сооружение, которое по значимости и оригинальности архитектурного замысла можно поставить в один ряд с форумом и Колизеем, — это Пантеон, расположенный на Марсовом поле.

Римляне, подчинив себе многие европейские народы, тем не менее, были уверены, что с чужими богами нужно считаться. С этой целью и задумали возвести Пантеон — храм всех богов.

Андриан отдал должное  Агриппе, создавшему Пантеон, поэтому  велел высечь на архитраве здания надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, в третье консульство сделал».

Внутрь храма вела массивная  бронзовая дверь, а порог был  изготовлен из зеленого африканского мрамора. Стены Пантеона облицованы цветным мрамором. По внутреннему  периметру устроены восемь полукруглых  и прямоугольных ниш, в которых  находились статуи божеств. Перекрытия и внутренняя часть купольного потолка  были отделаны позолоченными бронзовыми пластинками. Пол внутреннего зала Пантеона выложен порфиром и другими  ценными породами камня.

Римский Форум – площадь  в центре Древнего Рима вместе с  прилегающими зданиями. Первоначально  на ней размещался рынок, позже она  включала в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний  Сената). Форум служил местом общественной жизни и из повседневного общения  людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

Колизей, как одно из самых  величественных сооружений, часто выступает  символом Рима в той же степени, в  которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля —  символом Москвы, Пизанская башня  — символом Пизы, а Карлов мост —  символом Праги.

При схематическом изображении  карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея.

Среди других примеров использования  образа: Горящий Колизей изображён  на заставке программы Nero. Причина кроется  в созвучии фразы «Нерон сжигает Рим» (англ. Nero Burning Rome) и названия программы (англ. Nero Burning ROM). Песня рок-группы Ария «Колизей». Колизей в играх Age of Empires, Civilization III, Civilization IV.

А вот фильмы про гладиаторов  никогда не снимаются в Колизее  — он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея  в кино чаще всего исполняет Амфитеатр  Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) — второй по величине в мире после Колизея и гораздо  лучше сохранившийся.

Преобладающим типом развитого  жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными  стенами. Переднюю часть дома занимал  атриум — замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.

Строившиеся в комплексе  с форумами и на главных дорогах  триумфальные арки — один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером.

Эта арка, поставленная около  Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений.

Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных  памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры  сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в  обширных имперских колониях.

Арочные и сводчатые формы  первоначально получили широкое  распространение в утилитарных  сооружениях — мостах и акведуках. Городские водопроводы — акведуки — занимали особое место в благоустройстве  городов, рост которых требовал все  большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские  резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных  местах и на пересечениях рек или  оврагов поддерживались арочными конструкциями.

Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский  период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме, 144 г. до н.э. и др. Некоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98—106 гг. н.э.), акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др. Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину — 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.

С огромным размахом шло  в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский  дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и  жилища императора. Парадные помещения  располагались вокруг обширного  перистильного двора. Главное помещение  — тронный зал — поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43—44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл.

Строительство вилл также  приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались  с 1 веке до н.э. (вилла Адриана в  Тибуре, первая пол. 11 века и др.).

Наиболее грандиозные  общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны  с развитием арочно-сводчатых  бетонных конструкций. Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались  на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными  стенами, столбами и лестницами и  проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме, II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).

 

 

 

 Мосты

В архитектуре ранней империи  счастливо сочетались воспринятые  от этрусков высокие инженерные способности  с навеянными эллинским искусством художественными чертами. Строительные и эстетические, функциональные и  образные элементы сливались в неразрывном  единстве. Даже постройки чисто практического  назначения — акведуки, дороги, мосты  — отличаются гармонической выверенностыо  пропорций, ритмов, соотношений частей.

Мост Фабриция, переброшенный  через Тибр в 62 г. до н. э., с горделивыми  линиями арок, воспринимается как  художественный памятник, выражавший чувства римлян поздней республики, начинавших осознавать себя властителями мира. В отличие от него в ритмике  пластических масс, в характере декора моста в Римини, выстроенного в  конце правления Августа через  реку Маррекиа, почти у впадения ее в Адриатическое море, воплощены  спокойные, сдержанные настроения, свойственные империи. Строительство этого моста, начатое при Августе в 14 г. и. э., заканчивалось уже в 20 г. н. э., как  сообщает надпись, поэтому он иногда называется именем преемника Августа  Тиберия.

Простота форм вместе с  лаконичностью украшений сообщает конструкции моста особенную  прелесть. Все здесь в объемах  и декоре использовано в меру, все  гармонично и строго, четко и продуманно.

Построенный 2000 лет назад, мост служит и сейчас для проезда  через часто пересыхающую реку. Громадные  блоки камня, из которых он сложен, вблизи поражают мощью и суровостью. Издали же они соответствуют по своим  пропорциям широким просторам низменности, в которой расположен город Римини, безбрежности неба, не заслоненного ни горами, ни высокими домами. Зодчий, строивший мост, сумел с большой художественной силой согласовать архитектуру памятника с природой, которая его окружала.

В стиле архитектуры времени  Августа по сравнению с республиканской  появляется ряд новшеств. Конструктивность объемов, служившая основой зодчества  республиканских римлян и выступавшая  ранее особенно четко, стала играть меньшую роль. Декоративность вводилась, но еще сдержанно, с чувством такта. Объемность форм постепенно уступала место плоскостности.

Свидетельством расцвета архитектуры в период ранней империи  является ввоз разноцветных мраморов из различных областей Средиземноморья.

Зодчие времени Августа  огромное значение придавали эффекту  полихромии и хотя в основном пользовались изобретенным в годы республики и  теперь особенно распространившимся бетоном  и мрамором из освоенных залежей  в Карраре на Апеннинском полуострове, но для повышения красочного эффекта  сооружений они также обильно  вводили облицовочные плитки из мрамора  разнообразных расцветок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура Древней  Греции

Архитектура 

Архаическая  эпоха — время  становления  греческой  архитектуры. Жилища  того времени  просты  и  примитивны,  все  силы  общества  обращены  на  монументальные сооружения,  прежде  всего  храмы.  Среди  них  первенствовали  храмы  богов — покровителей  общины.  Характерная  особенность  греческой  архитектуры — применение  ордеров,  т.е.  особой  системы  построения,  которая  подчеркивает архитектонику  здания,  придает  выразительность  несущим  и  несомым  элементам конструкции,  выявляя  их  функцию.  Ордерное  здание  обычно  имеет  ступенчатое основание,  на  него  ставился  ряд  несущих  вертикальных  опор — колонн, поддерживавших  несомые  части — антаблемент,  который  отражал  конструкцию балочного  перекрытия  и  крыши.  Храм  как  институт  способствовал  развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм,  ему жертвовали  часть  добычи,  захваченной  у  врагов,  оружие,  подношения  по  случаю избавления  от  опасности  и  т.д.  Значительную  часть  таких  даров  составляли произведения  искусства.

В  классическую  эпоху  в  греческом  градостроительстве  хорошо прослеживаются  новые  тенденции.  Большинство  греческих  городов  сохраняло традиционную  хаотическую  систему  застройки  с  узкими  кривыми  улицами, отсутствием  удобств.  Однако  родившаяся  в  эпоху  греческой  колонизации  регулярная система  планировки  начинает  оказывать  влияние  на  градостроительную  теорию  и практику.  Основным  типом  общественного  здания  по-прежнему  оставался  храм.  В  первой  половине  V  в.  до  н.э.  были  созданы  наиболее  значительные  произведения дорийского  зодчества:  величественные  храмы  в  г. Посейдонии  в  Южной  Италии  и  храм  Зевса  в  Олимпии.  Последний  считался  самым  замечательным  среди  всех эллинских  святилищ.  Особое  место  в  истории  древнегреческого  зодчества  занимает комплекс  сооружений  на  афинском  акрополе.  Разрушенный  персами  в  480 г.  до н.э., он  заново  отстраивался  в  течение  всего  V  в.  до н.э.  Ансамбль  Акрополя  считается вершиной   древнегреческой  архитектуры.

Информация о работе Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры