Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело»[1]. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Работа содержит 1 файл

16 Строительное дело и архитектура В древ греции и в древ риме.docx

— 59.60 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Основные особенности  древнегреческой и древнеримской  цивилизаций и их культуры

Конечно, греческая и римская  культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли  друг друга, и фундамент современной  Европы – их общее дело»[1]. Но в  тоже время между этими двумя  цивилизациями было очень много  существенных различий. В первую очередь  это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что  сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько  периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

Золота в Греции нет: его  добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии  и Фракии. Зато меди греки имели  вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида  происходит от греческого слова, обозначающего  медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился  в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно  отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще  важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники  архитектуры и скульптуры.

В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали  три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с  центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей»—эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей[2]. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Важнейшим центром Средиземноморской  империи был город Рим, население  которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы  возникли в I—III вв. н. э. другие большие  города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии, Эфес —  центр управления провинцией азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, «базилики», портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация.

В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд  новых. Наиболее великолепен был  форум Траяна. Не менее великолепны  были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских  граждан. Её определял в первую очередь  патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и  самой судьбой предназначавшихся  ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить  ему всеми силами, не щадя сил  и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Архитектура

Развитие римской архитектуры  было тесно связано с ходом  римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно  происходило под греческим и  этрусским влиянием. Ранний город  строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные  жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы. Внутри города сохранились  пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады.         Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником.

В результате римских завоеваний разного  рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть  в своих зданиях и архитектурных  сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение  своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству  украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне  дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские  архитекторы разработали новые  конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Римская архитектура в период IV—I вв. до н.э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская архитектура этого  времени развивалась под сильным  влиянием этрусской архитектуры. Ведущим  типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется  широким применением бетона и  сводчатых конструкций.

По преданию, первые скульптуры в  Риме появились при Тарквинии  Гордом, который украсил глиняными  статуями по этрусскому обычаю крышу  построенного им же храма Юпитера  на Капитолии.           С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.

Строительная  техника Римской империи

Рим, в особенности во времена  первых цезарей, развернул мощную строительную деятельность. По сравнению с Грецией, Рим значительно продвинул вперед технику строительного производства. Однако все отрицательные стороны системы рабства с необыкновенной силой проявились именно на строительстве Рима, в особенности во времена поздней римской империи. Применяя более развитые по сравнению с Грецией технические средства, императорский Рим в отделке архитектурных частей качественно значительно уступал Греции классического периода.

Одной из особенностей применения строительных материалов в Риме являлось широкое использование обожженного кирпича. Кирпичи по форме плоские, невысокие, обычно квадратные, изготовлялись в деревянных формах. Обжигались кирпичи, как правило, в керамических круглых печах, сооруженных из глины, с топкой, отделенной от камеры для обжига подом с многочисленными паропроводными отверстиями.

Технологической особенностью каменных сооружений римской империи являлось широкое применение в кладке связующего вещества — раствора, так наз. римского цемента, и искусственного строительного материала (так наз. римского бетона). Это позволило значительно обогатить всю систему конструктивных приемов римской архитектуры. Основной новой конструктивной чертой римских сооружений являлось широкое использование на ряду с горизонтальным перекрытием греческого типа арки, свода и купола. Примером блестящего разрешения купольного перекрытия является римский Пантеон.

Римские каменоломни не отличались от греческих. В обработке же камня система орудий усложнилась. На ряду с зубилами, кирками, тесовиками и киянками, применявшимися для грубой отески, для получистой отески римляне широко употребляли троянку и целую систему зубаток, кирочек и тесовичков. Характерно употребление не только сверла, но и бурава, появившегося еще в эллинистическую эпоху. Камень распиливался пилами различного типа. В равной мере усложнилась и система измерительных инструментов (ватерпасов, циркулей и т. д.).

Транспортные средства перевозки  камня остались в общем те же, что и в Греции. Зато значительно шире использовались разнообразные механизмы для подъема строительных материалов. Архитектор Витрувий, обобщивший в своем трактате опыт греческой и римской архитектуры, уделил большое внимание различным механизмам для подъема тяжестей. Характерно, что представление о «машине» у Витрувия почти целиком сливается с представлением о подъемных устройствах. Из таких подъемных устройств он подробно описывает триспаст и полиспаст.

Архитектура Древнего Рима

 

После прихода к власти Августа и с воцарением мира в  Риме и в других городах ранней империи развернулись большие работы по строительству храмов и алтарей, театров и амфитеатров, городских  ворот и триумфальных арок, форумов  и величественных портиков, мостов и дорог. Принцепс хотел прославить себя и свое правление новыми, вызывающими  восхищение монументами; кроме того, необходимо было занять огромные массы  рабов и свободных граждан.

Главное внимание архитекторы, как и в годы республики, уделяли  дорогам, акведукам и мостам. Но при  этом больше, нежели раньше, строилось  храмов, форумов, триумфальных арок, цирков, театров. Империя с ее желанием во всем прославлять свое могущество противопоставляла  себя осуждавшей помпезность и роскошь  республике.

По инициативе Агриппы  было создано немало сооружений практического  назначения. За короткий срок построили 700 водных резервуаров, 500 фонтанов, 130 распределительных  водопроводных башен. Тогда же реставрировали подававшие в Рим воду акведуки и  возводили новые. Прокладывались дороги в отдаленные районы Апеннинского полуострова. Окончание этих работ иногда отмечалось водружением триумфальных арок.

На Марсовом поле Агриппа  закончил начатое Цезарем сооружение грандиозного здания «Ограды для  собраний и голосований, а также  Дирибитория — для судей, подсчитывавших результаты голосования.

 

ХРАМЫ

Храм Марса Ультора  даже в руинах свидетельствует о  новых имперских тенденциях, проявившихся в грандиозности архитектурных  форм и нарастании декора, все заметнее сменявшего былую республиканскую  конструктивность и сдержанность. В  плане храмы Марса Ультора  и Венеры Родительницы на форуме Цезаря похожи. Однако налицо и весьма существенные различия. Имперский просторнее и  величественнее республиканского. Увеличение числа колонн вдоль боковых стен усилило впечатление его глубины. Ко входу ведет высокая лестница, на всю ширину подия, выложенного  из туфа и облицованного плитами  каррарского мрамора. По бокам алтаря, помещавшегося в середине лестницы, — два небольших фонтана. В  интерьере храма высокие колонны  коринфского ордера сильно придвинуты к стенам. Они выполняют декоративную, а не практическую роль. Колоннам соответствовали  на стенах пилястры с фигурными капителями. На одной из сохранившихся виден  крылатый конь — Пегас. Между пилястрами размещались ниши для статуй. Внутри находившейся сзади храма абсиды, намного превосходившей размерами  абсиду храма Венеры форума Цезаря, имелась база для скульптурного  монумента. В храме Венеры в абсиде стояла одна статуя Венеры Родительницы, здесь же, если судить по очень широкому постаменту, возвышались две, а может  быть, и три статуи — Венеры, Марса  и Юлия Цезаря.

Помимо прославленных  произведений искусства в храме  Марса Мстителя хранились исторические реликвии. Здесь находились некогда  захваченные парфянами римские  военные знамена, которые Август смог вернуть в Рим. Этот исторический факт нередко использовался в  годы ранней империи для прославления принцепса. Сцена передачи знамен римлянам изображена на панцире Августа в  статуе из Прима Порта.

Из культовых построек на римском Форуме имелся еще дошедший до нашего времени тремя своими колоннами  храм Диоскуров. Римляне поклонялись Кастору и Поллуксу, которые согласно легенде, помогли им в битве при Регильском озере в 499 г. до н. э.

Информация о работе Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры