Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:48, контрольная работа
Источники права. Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, ди-настийных сводов законов, получивших название кодексов.
История государства и права зарубежных стран
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 31. Основные
черты права средневекового Китая
Источники
права. Развитие китайского средневекового
права проходило главным
В династийных
сводах законов костяк норм создавался
основателем династии (эти нормы со временем
приобретали черты божественного установления),
а его преемники расширяли, дополняли
этот костяк своими законодательными
постановлениями, совершенствуя их.
Начиная с
Хань, сборники законов неизменно строились
на закреплении стабильного ядра традиционно-правовых
норм— люй, которые дополнялись новыми
— лин. Постепенно между люй и лин произошло
разделение по сферам правового регулирования:
люй включали уголовные законы, а лин —
административные постановления и пр.
Большая работа
по систематизации законов была проведена
в суйском (VI в.) и танском (VII в.) Китае.
При династиях Суй (581— 618 гг.) и в первый
период правления Тан кодексы подвергались
пересмотру каждое царствование. Первым
дошедшим до нас сводом законов был кодекс
VII в. династии Тан ("Тан люй шу-и").
Новая активизация
законодательной деятельности китайских
императоров имела место в
период правления всекитайской династии
Сун в связи с усилением власти центрального
правительства. В 960—963 гг. было составлено
"Исправленное и пересмотренное собрание
уголовных законов", почти целиком повторяющее
тан-ский кодекс.
В связи
со значительным увеличением текущего
законодательства работа по классификации
законов и постановлений
В результате
работы маньчжурских придворных сановников
и судей в 1647 году был создан кодекс,
подавляющее большинство
Уголовное
право. Средневековое право Китая,
его династий-ные кодексы создавались
в условиях сложившихся в древности стереотипов
массового правосознания китайцев, воспринявших
идеологию ортодоксального конфуцианства
с его синтезом конфуцианства и легизма.
Один из
этих стереотипов исходил из веры
китайцев в исключительную эффективность
взаимодействующих друг с другом
моральных норм (ли) и жестких
правовых норм (фа). В танском кодексе,
закрепившем законченную нормативную
основу традиционного права, прямые ссылки
на моральные нормы ли, на конфуцианские
произведения встречаются более чем в
60 случаях. Вместе с тем кодекс исходит
из легистских требований о коллективной
ответственности, о поощрении доносов
и пр. Правда, при этом под прямым воздействием
высказывания Конфуция, осуждавшего донос
на родителей и родственников как нарушение
священного принципа "сяо", в кодексе
предусматривалось наказание смертной
казнью за донос на прямых родственников
в первом и втором поколениях.
С действием
этого стереотипа связана и другая
черта массового сознания, восходящая
к легизму. Главная цель закона — не
регулирование сферы свободы личности,
а репрессия, санкция, дополняющая традиционные
принципы повиновения старшим, воле правителя.
Более того, с правом в массовом сознании
стало ассоциироваться лишь уголовное
право, которое и получило наибольшее
развитие в китайской правовой культуре.
Доминирующие нормы китайского уголовного
права применялись не, только в случае
совершения преступления, но и при простом
нарушении морали. Примером торжества
традиционного правосознания может служить
одно из показательных положений танского
кодекса, предусматривающее наказание
в виде битья палками за абстрактное нарушение
моральной нормы, "за то, что не следует
делать".
Жесткая правовая
градация людей, непосредственно воздей-
Преступник
как субъект преступления мог
быть и свободным, и рабом. В тех
случаях, когда в кодексах не было
специальных указаний, лично несвободный
буцуй привлекался к суду как свободный.
Но это обстоятельство не исключало сугубо
сословного принципа применения наказания
за многие виды преступлений, а к вещам
как объектам преступления могли относиться
и лично несвободные люди.
Говоря об
общих принципах уголовного права,
следует отметить, что китайский
законодатель учитывал в ряде случаев
формы вины: умысел и неосторожность,
— но не всегда последовательно. Формальная
неопределенность, размытость границ
моральной нормы ли и как следствие
этого отсутствие сформулированного
в законе правового понятия, определения
препятствовали четкому разграничению
в праве форм вины, приводили к
частому использованию при
В III—IV вв. правовая
доктрина главным показателем
Законодательство,
в том числе и танское, не знало
и разработанного института необходимой
обороны, но освобождало от ответственности
ближайших родственников — сына, внука
и пр., защищавших от нападения отца, мать,
деда, бабку, ибо негативные пй-следствия
этих действий, вплоть до убийства нападавшего,
не были продиктованы их преступной волей.
В этом же ключе, например, оценивалось
и преступное деяние слуги, совершенное
по приказу хозяина. Требование "сыновьего
благочестия" неизменно диктовало закрепление
вышеуказанных норм в китайском законодательстве
вплоть до XX в., также как и норм о признании
преступным доноса на своих ближайших
родственников и об освобождении от ответственности
за укрывательство членов семьи, совершивших
преступление.
По танскому
кодексу смягчались, как правило, наказания
за преступления по трем категориям лиц:
"старым и малым", а также инвалидам.
Но часто детям преступника грозила продажа
в рабство. Женщины могли быть казнены,
но не могли быть сосланы, а казнь беременной
женщины отсрочивалась на 100 дней после
рождения ребенка.
Классификация
преступлений в зависимости от их
общественной опасности в свете
конфуцианской морали покоилась
в традиционном праве на концепции
"10 зол", сложившейся в глубокой
древности и пережившей века. При
этом объектом преступного посягательства
выступал ритуал, нарушение которого
в форме непокорства, сыновьей непочтительности,
несогласия и пр. определяло крайнюю расплывчатость
уголовно-правовой нормы, дающей возможность
самому судье оценивать тяжесть преступления,
относить к той или иной ритуальной категории
практически любое преступление. Это свойство
"10 зол" во все века ценилось в Китае,
где не испытывали уважения к писаному
закону, не допускающему расширенного
толкования правовой нормы.
К первому
из "10 зол" относился "заговор
о мятеже против государя", в категорию
которого мог быть отнесен сговор
о любом причинении вреда императору.
Главное в этой категории преступлений
— направленность преступного посягательства
против императора, "сына неба", естественных
"небесных" установлений. В том
же плане трактовались последующие
две формы зла. "Великое непокорство",
бунт против существующих порядков и
морали, — конкретно к этой категории
преступлений был отнесен умысел
с целью разрушить, попытка разрушить
или разрушение храма и могил предков
императора или императорской резиденции.
Третье зло — "заговор, измена", означающие
измену императору, госу-дарству, переход
на сторону его врагов, мятеж, бегство
из страны или попытка побега из осажденного
города.
Все лица, совершившие
эти преступления, а также члены
их семей считались "неисполнившими
долг подданных". Преступники, их отцы
и сыновья старше 16 лет подлежали смертной
казни через обезглавливание, женщины
семьи (матери, незамужние дочери, жены,
наложницй — вместе со слугами) конфисковывались
в качестве рабов.
В логической
связи с первыми тремя формами
зла находились и последующие
преступления. Четвертое зло — "неподчинение,
непокорство" — охватывало преступления
против близких родственников, убийство
или избиение деда, бабки, родителей, умысел
убить их, убийство старших братьев, сестер,
близких кровных родственников мужа (но
не жены): его родителей, бабки или деда.
Следующее,
пятое зло — "несправедливость,
порочность" — означало поведение,
противоречащее естественному порядку
вещей, преступления, совершенные с
особой жестокостью, злобностью. Конкретно
сюда были отнесены убийства в одной семье
трех человек (если они не совершали преступлений,
за которые полагалась смертная казнь)
или совершение преступления с особой
жестокостью, например с расчленением
трупа, а также все виды колдовских магических
действий, приготовление, хранение и передача
другому лицу ядов и пр.
Шестое зло
— "выражение великого непочтения",
В его основе была группа преступлений,
связанных с нарушением особо
значимых запретов ли, к числу которых
были отнесены, например, кража предметов
культа, а также вещей, используемых
императором (императорской печати,
печатей его жены, матери, бабки),
а также оплошности, допущенные при
приготовлении ему пищи, лекарства,
злословие в его адрес. Все лица,
совершившие действия, угрожающие здоровью
императора или причинившие ему моральный
или физический вред (например, не выполнившие
или подделавшие его указ), подлежали удавлению.
При этом речь шла о такой исключающей
умысел форме вины как небрежность, ошибка.
В противном случае преступления относились
к первому злу, со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Седьмые, восьмые,
девятые и десятые формы зла
так или иначе были связаны с защитой нравственного
порядка в семье, рассматриваемого в качестве
основы социального порядка. Седьмое зло
— "выражение сыновьей непочтительности",
неподчинение родителям. К нему относились,
например, обвинение в неблаговидных действиях
деда, бабки, родителей, ругань в их адрес,
их плохое содержание, выделение из семьи
и раздел имущества без их согласия, вступление
в брак во время ношения траура или ношение
в это время нетраурной одежды и пр.
Восьмое зло
— "несогласие, разногласие" между
кровными родственниками. К этой категории
относился широкий спектр преступных
действий: от умысла убить или продать
в рабство близкого родственника
до избиения женой мужа и доноса
на родственников старшего поколения.
Девятое зло
— "несправедливость, неправедность"
— включало в себя преступления,
совершенные друг против друга лицами,
связанными не семейными, а официальными,
социально-иерархическими узами, например,
убийство подчиненным своего начальника,
командира, учителя-наставника в конфуцианской
морали, т.е. члена той группы лиц,
которая, как и семья, скрепляла
социальный порядок. Сюда же были отнесены
различные формы выражения женой непочтения
к мужу, например неношение по нему траурной
одежды и пр.
Информация о работе Основные черты права средневекового Китая