Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:48, контрольная работа
Источники права. Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, ди-настийных сводов законов, получивших название кодексов.
Десятое зло
— кровосмесительные половые
связи, которые приравнивались к
поведению "птиц и зверей" и
включали в себя половые отношения
не только с кровными нисходящими
и ближайшими боковыми родственниками,
но и с наложницами деда и отца.
"10 зол"
не покрывали все преступные
действия. Они были своеобразным
мерилом отношения к другим
преступлениям, среди которых
во все времена выделялись
преступления против
Те же условия
учитывались при нанесении
К преступлениям
против личности танским кодексом относились
многовариантные ситуации продажи в рабство
свободного (с учетом возраста, пола, родства
потерпевшего и преступника), входящие
в категорию "незаконного перемещения
вещи с присущего ей хозяйского места",
вместе с хищением и присвоением различного
рода имущества. Эти преступления классифицировались
и с учетом того, были ли они совершены
против частного или казенного имущества,
а также частным или должностным лицом
— чиновником. Учитывались при этом и
способы незаконного приобретения имущества:
ограбление, кража, взятка, приобретение
имущества с использованием административных
прав (т.е. в сфере административной деятельности
чиновника) и незаконное приобретение
имущества, связанное с использованием
служебного положения. Кража, наказуемая,
как правило, битьем толстыми палками,
определялась как тайное хищение имущества,
грабеж — как открытое хищение с помощью
угроз или силы.
Особую группу
преступлений доставляли различные
формы незаконного обогащения, получение
имущества обманом, с помощью
запугивания, покупки с применением
силы или .чрезмерным получением выгоды.
Таким образом, стиралась грань между
преступлением и нарушением легальных
ограничений договоров, что было характерной
чертой традиционного права, не проводящего,
как правило, четких различий между сферой
публичных и частных интересов.
Учитывалась
при вынесении наказания и
стоимость похищенного. Кража в
особо крупных размерах наказывалась
по танскому кодексу ссылкой с дополнительными
каторжными работами и компенсацией стоимости
похищенной вещи в двойном размере. Кража
казенного имущества увеличивала меру
наказания. Кража у родственников уменьшала
ее. К краже приравнивалось и причинение
ущерба чужому имуществу. Сурово карался
поджог, затопление чужого участка.
Принципы
тотальной личной зависимости, подчиненного
от начальника, простого смертного
от должностного лица являлись благодатной
почвой для различных видов
О суровой,
но безуспешной из-за массы правовых
лазеек борьбе государства против должностных
преступлений свидетельствуют и
другие примеры. Должностным преступлением,
например, считалось по танскому кодексу
любое получение подарка чиновником от
своих подчиненных, даже если он был в
отставке. Однако такие знаки благодарности
подчиненных, как подношения в дни "траура
и горя", даровой труд "с соблюдением
меры", не считались преступными.
Китайское
право не разделяло административного
и уголовного наказания. Любое нарушение
в сфере деятельности администрации
влекло за собой уголовное наказание,
будь то опоздание или невыход
на работу чиновника или разглашение
государственной тайны. При этом
чиновник не нес наказания за противоправное
действие, если оно было совершено
по приказу начальника.
Особую группу
преступлений составляли различные
нарушения моральных устоев в
семье, половые преступления, важнейшим
критерием негативной оценки которых
выступал также пол преступника
и его место в системе
При династии
Северный Вэй (V в.) традиционная система
наказаний включала в себя обезглавливание,
удавление, каторжные работы со ссылкой,
каторжные работы без ссылки, тогда же
в качестве наказания стало применяться
битье палками. В период Суй (VI в.) толстые
палки были дополнены тонкими. Танский
кодекс более чем на тысячелетие упорядочил
систему пяти основных наказаний: удары
тонкими палками (пять степеней: от 10 до
50 ударов), толстыми палками (пять степеней:
от 60 до 100 ударов), каторжные работы (трех
степеней: от 1 до 3 лет), ссылка (трех степеней
в зависимости от отдаленности местности:
от 2 до 3 тыс. ли') и смертная казнь в двух
формах (путем обезглавливания и удушения).
В 623 году была введена ссылка с дополнительными
каторжными работами, которой могла быть
заменена смертная казнь. в Х - XI вв. смертная
казнь была дополнена расчленением трупа
преступника.
Китайское
право, таким образом, не знало пожизненной
каторги, но каторга на определенный
срок превращала фактически свободного
человека в раба. Чиновники в связи
с этим не наказывались каторжными
работами. Осужденные оставались на месте
ссылки пожизненно, только при династии
Тан они могли возвращаться домой
по амнистии. Не ссылались казенные
рабы, вместо ссылки их били палками.
В династийные
кодексы из конфуцианского источника
Ли цзы были перенесены "восемь правил"
применения наказания к лицам высокого
социального статуса. Восемь категорий
знатных лиц (первая — родственники, вторая
— верные друзья императора, "служившие
ему в течение длительного времени",
третья — "благородные люди, слова и
поступки которых могли служить образцом",
четвертая — "способные, талантливые
в военных и государственных делах",
пятая — заслуженные военнослужащие,
шестая — знатные чиновники высших рангов
и должностей, седьмая — "усердные чиновники"
и восьмая — "гости", т.е. потомки
царских династий) в случае совершения
ими ряда преступлений, наказуемых смертной
казнью, не подпадали под юрисдикцию обычных
судов. Они отдавались на откуп императору
при определении Наказания, его смягчении
или помиловании преступника.
При решении
вопроса о наказании за преступления
пользовались преимуществами и другие
категории чиновников благодаря
системе заменяющих наказаний, когда
каторга или ссылка заменялись потерей
должности, ранга, титула. Чем больше
было у чиновника титулов, чем
выше был его ранг, тем больше
было возможностей "погасить" основное
наказание. В случае серьезных преступлений,
когда титулов и рангов не хватало,
оставшаяся часть наказания могла
быть погашена штрафом.
Господствующее
положение бюрократии в обществе
определяло наличие в традиционном
праве Китая и другого весьма
специфического института — "тени",
на основании которого родственники
чиновника ("тенедателя") получали
ряд особых социальных и правовых преимуществ
в зависимости от "силы тени", измеряемой
рангом чиновника и степенью родства с
ним "тенеполучателей" (что определялось
конфуцианскими критериями по срокам
ношения траура по умершему родственнику).
"Тень" давала возможность получения
должности на государственной службе,
а также освобождала от ответственности
или смягчала наказание при совершении
уголовного преступления. Последствия
ее действия были подробнейшим образом
зафиксированы в танском кодексе. Самой
мощной была "тень" императора, которая
распространялась на большой круг его
родственников. Но даже самый мелкий чиновник
имел возможность "прикрыть" своей
"тенью" деда, бабку, отца, мать, жену,
сыновей, внуков.
Принцип коллективной
ответственности, лежащий в основе
всего китайского правопорядка, трансформировался
в течение столетий не только за
счет более четкого закрепления
круга лиц, подлежащих ответственности,
но и изменения форм наказания. К
коллективной ответственности стали
привлекать лиц, связанных не только
родственными и служебными узами, но
и узами территориальными, административными
(соседи, местные власти) — за преступления,
совершенные на подведомственной территории
и пр. Все больше усложняется и
детализируется и система наказаний
при коллективной ответственности,
которая стала включать в себя
не только смертную казнь, но и другие
наказания.
Регулирование
имущественных отношений. Средневековое
право Китая складывалось в условиях
непрекращающегося
Залогодержатель
не мог перезаложить землю, даже если
в договоре займа под заклад земли
(этот договор обязательно оформлялся
письменно) оговаривалась возможность
продать землю. В случае неуплаты
долга продаваемая земля должна
была быть предложена сначала родственникам,
затем соседям залогодателя. В
это время особенно часто закладывали
людей, прежде всего рабов. При отработке
долга стоимость рабочего дня
одного человека устанавливалась на
том же уровне, что и стоимость
эксплуатации в течение дня быка,
лошади, телеги. Практиковался и
заклад лично свободных, которые, не
считаясь рабами, попадали фактически
в рабские условия. На работу их гнали
палками, плетьми, хотя кодексы и
устанавливали уголовную
В обычном
праве Китая, как и в обычном
праве Индии, Японии и пр., сложился,
например, такой принцип, что рост
процентов по долгам не мог превышать
суммы самого долга.
При залоге
движимого имущества также
Китайское
право отличало от договора займа
договор ссуды, передачу в пользование
конкретно-определенной вещи, невозвращение
которой влекло за собой уголовную
ответственность. Особо оговаривалось
в кодексе запрещение заключать
договор ссуды чиновникам, в ведении
которых находились казенные рабы,
скот, когда вещь ссужалась самому
себе или другому лицу, а также
предоставление себе или другому
лицу беспроцентного займа из казенных
средств.
В китайском
обязательственном праве особое
место отводилось договору купли-продажи,
при котором соглашение сторон являлось
главным условием его действительности.
Купля-продажа обычных вещей
Информация о работе Основные черты права средневекового Китая