Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:46, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проследить процесс становления и развития местного самоуправления в России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные теории местного самоуправления;
Проанализировать систему местного самоуправления в дореволюционный период;
Проанализировать систему местного самоуправления в советский период;
Рассмотреть систему местного самоуправления в постсоветский период.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Основные теории местного самоуправления……………………………...5
1.1 Общественная теория местного самоуправления ………. ……………..5
1.2 Государственная теория местного самоуправления ………………….....7
2. Опыт становления местного самоуправления в России………………….10
2.1 Местное самоуправление в дореволюционный период…………………10
2.2 Местное самоуправление в советский период…………………………...14
2.3 Местное самоуправление в постсоветский период………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………27
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Основные
теории местного
1.1 Общественная теория местного самоуправления ………. ……………..5
1.2 Государственная теория местного самоуправления ………………….....7
2. Опыт становления местного самоуправления в России………………….10
2.1 Местное самоуправление в дореволюционный период…………………10
2.2 Местное самоуправление в советский период…………………………...14
2.3 Местное самоуправление в постсоветский период………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………27
Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Российское
государство традиционно
Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам местного самоуправления.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проследить процесс становления и развития местного самоуправления в России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Основные теории местного самоуправления.
1.1 Общественная теория местного самоуправления.
Общественная теория местного самоуправления или теория свободной общины призвана была обратить внимание на самостоятельное значение общинной жизни, наличие у местных общин особых интересов и необходимость внедрения на местах начал самоуправления в качестве естественного права общин. Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связана с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее 1.
Основной
идеей теории свободной общины было
обоснование ограничения
Согласно данной теории общины имеют собственные дела, негосударственные по природе, которые общины вправе решать самостоятельно. Для этого общины вправе формировать собственные органы управления, не имеющие статуса государственных. Государственные органы не должны вмешиваться в собственную компетенцию общин. Их задача - контроль за деятельностью общин, их органов самоуправления и обеспечение того, чтобы общины не выходили за пределы дозволенного.
В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти 2.
Общественная теория местного самоуправления также включает следующие теории: хозяйственная теория, юридическая теория, политическая теория самоуправления.
Хозяйственная теория самоуправления.
Разновидность общественной теории самоуправления - хозяйственная. По мнению ее сторонников, функции самоуправления - строго хозяйственные. Этим оправдывается самостоятельность общины (коммуны) и отсутствие государственного надзора за ее деятельностью.
Хозяйственная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Однако, данная теория на первый план выдвигала негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Согласно хозяйственной теории самоуправление - это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.
Согласно данной теории самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела 3.
Однако эта теория смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы со всякого рода частноправовыми объединениями (промышленными компаниями, благотворительными обществами и т.п.). Но принадлежность человека к какому-либо частноправовому объединению зависит от него, как и выход из данного объединения. В то время как принадлежность к самоуправляющимся единицам и подчинение органам самоуправления самоуправляющейся территориальной единицы устанавливается законом и связано с местом проживания человека.
Юридическая теория местного самоуправления.
Юридическая теория исходит из того, что органы местного самоуправления выполняют часть функций государственного управления, но являются органами не государства, а общины. Все самоуправляющиеся единицы, согласно этой теории, рассматриваются как субъекты государственных прав, предоставленных им в полное обладание. Поэтому необходимо наличие выборных органов местного самоуправления в противоположность органам, назначаемым правительством.
Политическая теория местного самоуправления.
В
дореволюционной России существовала
политическая теория самоуправления.
Согласно ей, должностные лица местного
самоуправления не являются профессиональными
чиновниками, так как исполняют свои обязанности
не по назначению правительства, а по выбору
местного населения. Самоуправление выражается
прежде всего в самостоятельности граждан,
несущих свою безвозмездную службу и потому
свободных в своем волеизъявлении 4.
1.2 Государственная теория самоуправления.
Государственная теория, в противоположность рассмотренным выше, исходит из того, что местное самоуправление - часть государства, и поэтому невозможно точное разграничение общинных и государственных дел.
Источником общинной власти является государство. Всякое управление есть дело государства, поэтому местное сообщество не обособлено от него, а служит его интересам и целям. Практика организации местной власти в советский период основывалась именно на этой теории.
Согласно этой теории самоуправления - это одна из форм организации местного государственного самоуправлении. Органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Однако в отличие от центрального государственного управления местное самоуправлении осуществляется не правительственными чиновниками, а при помощи местных жителей, заинтересованных в результате местного самоуправления5.
Государственная теория местного самоуправления исходит из того, что местное самоуправление в конечном счете - часть целостного управления обществом. Основы местного самоуправления (принципы организации, полномочия и др.) определяются законом. Поэтому сторонники этой теории считают, что местное самоуправление - продолжение государственной власти, а органы и должностные лица местного самоуправления — «агенты» государственной власти на местах 6.
Государственная
концепция местного самоуправления
базировалась на том положении, что
учреждения самоуправления обязательно
должны действовать и в общественных,
и в государственных интересах. Согласно
этой концепции местное самоуправление
имеет своим источником государственную
власть. Организация самоуправления на
местах строится на основании закона.
Выбор предметов деятельности не зависит
от самоуправленческих органов, а определяется
государством, формулируя вывод о соотношении
государства и местного самоуправления7.
2.
Опыт становления местного
2.1. Местное самоуправление в дореволюционный период.
Местное самоуправление, в том виде в котором мы его понимаем сейчас, как и сам термин сформировались в России во второй половине ХIХ века.
Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой Губернии и каждого уезда, образуются Губернские и уездные земские учреждения8.
Таким
образом, определялись территориальные
основы самоуправления. Последнее устанавливалось
в границах административно-
Причем
земские учреждения даже в этих административно-
Уездными земскими учреждениями согласно положению являлись Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.
Уездное Земское Собрание составлялось из Земских Гласных, выборы которых проводились на трех избирательных съездах по трем куриям:
1)
курии уездных землевладельцев,
2)
городской курии, участники
З)
сельской курии, в которой не был
установлен имущественный ценз, но
была введена система
Из этого можно сделать вывод, что основным принципом избирательной системы, установленной данным Положением, являлся принцип имущественного ценза, т.е. на первый план выдвигались прежде всего интересы дворян землевладельцев, а с интересами промышленников и крестьян считались мало.
Информация о работе Опыт становления местного самоуправления в России