Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:45, реферат
Цель данной работы – изучить особенности возникновения Древнерусского государства.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить предпосылки возникновения древнерусского государства;
рассмотреть различные теории возникновения государства;
рассмотреть вопросы формирования древнерусского государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Предпосылки возникновения древнерусского государства.......6
ГЛАВА II. Теории происхождения древнерусского государства………...11
§1. Норманская теория…………………………………………………………..11
§2. Антинорманская теория…………………………………………………….13
§3. Теория профессора Кузьмина………………………………………………14
ГЛАВА III. Образование древнерусского государства……………………16
ГЛАВА IV. Историческое значение образования древнерусского государства……………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..25
Несколько иначе развивались события на севере. Походы варягов «из заморья», то есть из Скандинавии, на земли восточных славян носили характер разбойничьих набегов варяжских дружин, для которых славянские племена были новым объектом грабежа и разбойничьей торговли. Русские летописи сообщают о насилиях варягов в отношении славян и других племен. Это привело к тому, что словене, кривичи и другие племена восстали на варягов, изгнали их «за море» и стали сами «владеть собой».
В это время Новгород, подобно Киеву, уже являлся политическим центром складывавшейся славянской государственности. Новгородская летопись сохранила предание о «старейшине» Гостомысле, правившем другими старейшинами в Новгороде. Однако в Новгороде, по-видимому, еще были сильны традиции родового строя, что привело к острой борьбе за власть между родовыми старейшинами Новгорода и других городов.
В
этой обстановке междоусобной борьбы
в Новгороде и появляется пресловутый
Рюрик — легендарный
На этот счет, казалось бы, имеются надежные источники, в том числе летописное произведение — наш древнейший летописный свод «Повесть временных лет», где подробно описано, как возникло государство у славян. Это знаменитая легенда о призвании варягов: жили де славяне в своей богатой земле в беспорядке, надоела им такая жизнь и решили призвать они варяжских князей, чтобы те навели желанный порядок. Князьям за такую работу браться не очень хотелось, но потом они уступили настоятельным просьбам славян, пришли к ним, сели в трех городах в 862 г. на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова), Си-неус — в Белоозере — и учредили государство. Таким образом, это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Сказочность
этой истории очевидна. Тем не менее
такого материала оказалось
Норманнская теория происхождения Русского государства, выдвинутая историками-немцами, жившими в России в 18 в., получила широкое распространение как в дореволюционной русской, так и в современной зарубежной историографии. Смысл все тот же: показать русских полностью зависимыми от Запада в интеллектуальном отношении.
Сторонники этой теории — «норманнисты»: американские ученые З. Бжезинский, Ж. Вьежинский, Х. Дэвидсон, Р. Пайпс — тенденциозно искажая историю, изображают славян как примитивные дикие племена, находившиеся на чрезвычайно низком уровне исторического развития и неспособные сами создать свою государственность. С точки зрения Норманнской теории «варяги» (то есть скандинавы, норманны) явились одновременно и завоевателями славян, и создателями Русского государства. В действительности же государственность у славян начала складываться задолго до 9 в., к которому относятся походы варягов-норманнов в Восточную Европу. Грабительские набеги варягов были лишь помехой в развитии общества и государства у славян.
Несостоятельными являются и стремления норманнис-тов представить легенду «о призвании варягов» как истори чески достоверное свидетельство о реальных событиях. Рассказ «о призвании варягов» представляет собой творчество летописца-новгородца 11 в., пытавшегося изобразить историю возникновения княжеской власти на Руси, исходя из современных ему порядков в Новгороде в 11 в., куда новгородцы сами приглашали угодных им князей.
Дело в том, что история, во всяком случае, была классовой, партийной наукой. Она всегда служила господствующему классу. Новгородский летописец и его поздние редакторы (автор «Повести временных лет», написанной в начале 12 в., как думают историки, киевским монахом Нестором) служили той власти, которой требовалось обоснование своей правомерной, общественной необходимости, законного происхождения. Все это давала легенда о призвании варягов. Если изложить идею этой легенды современным языком, то она сведется к следующему: во-первых, власть князя, государственная власть есть представитель порядка в беспорядке; во-вторых, она установлена по воле самого народа, уставшего от беспорядка; в-третьих, она явление надклассовое, в равной мере необходимое всем членам общества. Таков был социальный заказ летописцу, и он его выполнил.
Проблема
характера взаимоотношений
Тем не менее, в историографии существуют расхождения по поводу того, что представляет собой в первой половине 10 в. этническое образование под названием «Русь». Одни авторы исходят из того, что речь следует вести о государстве с четко оформившейся центральной властью, включавшем в себя большую часть территории, заселенной восточными славянами, и имеющем столицей Киев. Другие полагают, что единое государственное образование еще не сформировалось, Киев не приобрел значения бесспорно главного центра, на территории Восточной Европы одновременно существовали разные варяжские группировки с независимыми конунгами-предводителями. Выдвинуто, в частности, предположение, что Киев стал резиденцией русского князя только в 30-е годы 10 века. [Конунги (по-славянски «князья») — варяжские предводители, стоявшие во главе военных дружин. Конунги нанимались на службу в городах или захватывали власть в городах и становились городскими владетельными князьями. А так как городу обыкновенно подчинялась окружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество10.
Суммируя указанные данные, можно предположительно заключить, что складывание государства Русь завершилось только к концу 10 в. с ликвидацией местных княжений и переходом всех восточнославянских земель под непосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывших союзов племенных княжеств были посажены наместники киевского князя. Сам Киев к этому времени был признан главным центром Руси, власть принадлежала княжескому роду, контролировавшему огромную территорию непосредственно и, по меньшей мере, такую же — через признающих верховенство киевского князя местных князей.
При этом, если «...характерные признаки и свойства древневосточной государственности, существенно отличающиеся от институтов античных обществ, были вызваны к жизни спецификой как действовавших здесь экономических и социальных факторов, так и типологическими особенностями последовательно сменявших друг друга администативно-политических структур», то особенности формирования Древнерусского государства были обусловлены следующими факторами:
В силу исторических особенностей возникновения государственной организации на Руси исходным ее типом была авторитарная система. В своей основе она представляет собой групповую властную структуру с несколькими относительно независимыми несамодостаточными субъектами управления. Каждый из них выступает как относительно закрытая группа людей, объединившихся для реализации своих особых интересов, или властная корпорация.
Авторитарная
государственная организация
На верху лестницы стоял старший из князей, великий князь киевский. Правя Русью и родичами, великий князь в особо важных случаях принимал решения не один, а собирал князей на общий совет, действовал как представитель и исполнитель всего державного княжеского рода.
Князь киевский считался всего лишь старшим среди других князей и в отличие от князей местных назывался «великим князем русским». Местные князья были относительно самостоятельными в своих владениях. А все вместе они нераздельно владели Русской землей всего княжеского рода. Таков был порядок авторитарной государственной организации в Киевской Руси, его корпоративная структура.
Целостного и достоверного освещения авторитаризма, во всяком случае российского, история еще не получила. Однако его признаки хорошо известны на уровне имеющихся современных знаний. К их числу прежде всего относятся: 1) отчуждение народа от власти; 2) значительный централизм в руководстве обществом; 3) руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами; 4) доминирование в политической системе одной правящей партии; 5) наблюдается во многом неправовой характер деятельности власти; 6) ущемление прав и свобод граждан; 7) армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима; 8) все средства массовой информации и само ее содержание берутся под строгий контроль государства.
Указанные
выше признаки свидетельствуют, что
авторитаризм был действительно присущ
Древнерусскому государству — Киевский
Руси до завоевания ее татаро-монголами.
ГЛАВА
IV. Историческое значение
образования древнерусского
государства
Образование
государства имело важное историческое
значение для восточных славян. Оно
создавало благоприятные
Благодаря
образованию государства
Древнерусское
государство в течение веков после своего
возникновения отбивало “волны” кочевников,
принимало удар на себя, обеспечивая тем
самым благоприятные условия для развития
европейской цивилизации. С другой стороны,
Русь стала своеобразным мостом, через
который совершался культурный и торговый
обмен между Западом и Востоком. Однако
межцивилизационное положение Руси во
многом будет влиять на ее собственный
путь развития, вызывая внутренние противоречия,
углубляя социально-культурный раскол.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
мы рассмотрели предпосылки
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Столь
крупное и многомерное