Образование древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:45, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности возникновения Древнерусского государства.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить предпосылки возникновения древнерусского государства;
рассмотреть различные теории возникновения государства;
рассмотреть вопросы формирования древнерусского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Предпосылки возникновения древнерусского государства.......6
ГЛАВА II. Теории происхождения древнерусского государства………...11
§1. Норманская теория…………………………………………………………..11

§2. Антинорманская теория…………………………………………………….13

§3. Теория профессора Кузьмина………………………………………………14
ГЛАВА III. Образование древнерусского государства……………………16
ГЛАВА IV. Историческое значение образования древнерусского государства……………………………………………………………………...23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..25

Работа содержит 1 файл

образование древнерусского государства.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Отрицательные стороны этой теории:

           1)доля скандинавских  вещей на раскопках составляла, не большую часть, всего 5-7% .

           2)исчезновение Рюрика из летописей можно объяснить по-другому (на пример его смертью).

      

Моё понимание этой теории

      Современная норманнская теория, как я уже  говорила, является дополнением предшествующей теории. Швецкие ученые решили внести в неё свои изменения, так как по истечению времени произошло много нововведений в науке, и появились новые возможности исследований обстановки которая была в десятом веке. Достаточно странно то, что швецкие ученые стали на сторону Г.С. Байера и Г.Ф.Миллера, а не приняли версию Шлецера  о том, что норманнские дружины пришли в качестве завоевателей.

      На  мой взгляд, эта теория написана в более мягких условиях, но все равно она  не достойна называться лучшей. 

§2. Антинорманская  теория 

     Теория  антинорманизма появилась в середине восемнадцатого века в России.  Эту  теорию создал великий русский ученый Ломоносов. Суть теории заключается в том, что норманны и варяги это разные народы, а скандинавы как считал Ломоносов были балто-словяне.   

     Свою  теорию ученый аргументировал так:

     1) Ломоносов утверждал что Пруссия  и прусы это так называемые  порусы (живущие около руссов).

     2)название  реки рось в притоке Немана (именно в этом районе и проживали  русы).

     3)норманны  называли земли восточных славян  градорика, что наверняка обозначало  страна городов, у самих городов  было мало и значит, не могли  норманны научить руссов “государственности”.

     4)Ломоносов  нашел в одной из летописей  такое поверье что, у новгородского  старейшины Гостомысла была дочь  которую он выдал за муж  за князя и у них было  три сына, как считал Ломоносов  это были Рюрик Синеус и  Трувор.

     Положительные стороны этой теории:

       Ломоносов при создании этой  теории опирался на внутренние  факторы.

     Отрицательные стороны этой теории:

     Большое количество домыслов (например, четвертый  аргумент, который практически полностью  является плодом воображения автора).

     Моё понимание этой теории

     Михаил  Ломоносов был основателем направления  антинорманизма среди людей занимающихся изучением вопроса о возникновении  древнерусского государства. Его версия событий была совершено, не  похожа на норманнскую теорию, а наоборот была полной ее противопожностью. Ломоносов в своей теории выступил как истинный патриот, он полагал, что для Руси не возможно было употреблять такие слова

     Этот  вывод великого русского учёного  позволил начать разногласия между  норманистами и антинорманистами, в  которой первые пытались доказать неполноценность  славян, а вторые утверждали, что  государство не может быть привнесено извне, а является результатом воздействия внутренних факторов, как экономических, так и социально-политических.

     Новый этап антинорманизма начался со становления  советской науки и марксистской методологии, пересмотром на её основе проблемы образования Древнерусского государства. В рамках этой теории норманистское объяснение создания Русского государства скандинавами утратило смысл и историческое содержание.

     Конкретное  же обоснование и детализация  процессов становления восточнославянских государств были достигнуты в результате интенсивных археологических раскопок, в первую очередь в трудах Б.А.Рыбакова. 

Современная антинорманская теория

     Теория  была также написана русским ученым, профессором Рыбаковым . Он написал свою историю возникновения государственности на Руси. Профессор Рыбаков предполагал, что русы никакого отношения к норманнам не имели, а варяги это одно и то же, что и  норманны. Исходя из этой теории мы видим что русы это отдельное самостоятельное племя, живущее в районе города Киева (возглавлявшее союз полян).

     Аргументы этой теории:

     1)он  доказал, что братьев Рюрика  не существовало, а их имена  является написанием славянских  слов [sine hus] и [tru war], что примерно  переводится как родственники  и верная дружина. А раз не  было братьев то возможно и  не было Рюрика, вымысел летописца  как считал ученный. Причина: летопись писалась во время борьбы между Новгородом и Киевом, летописец придумал это, чтобы доказать что Новгород в этой борьбе гораздо выше и сильнее чем Киев.

     2)доля  вещей скандинавов при раскопках  5-7%.

     3)название  реки рось приток Днепра в районе Киева

     (там  и жили русы).

       Положительные стороны этой теории:

     1)соответствует  данным современной науки.

     2)признание  не существовавших Синеуса и  Трувора.

     Отрицательные стороны этой теории:

     1)Много  не доказанных фактов

     2)Не  соответствие имен Ольга, Олег ,Игорь.   

§3. Теория профессора Кузьмина 

      Суть  теории профессора Кузьмина состоит  в том, что норманны это германцы,  а варяги это прибалты. Все народы были совершенно разные и у них  не было ни чего общего с руссами. Русы, по мнению профессора, были прямые потомки ругов.

      Руги  жили в верховьях реки Дунай и  известны тем, что в 456 году их предводитель Одуакр сверг последнего римского правителя, потом жили в Италии пока их от туда не вытеснили германские племена, после  чего племя иммигрировало двумя направлениями через Альпы к городам Киеву и Новгороду.

Аргументы: 

     1)Данные  повести временных лет о том,  что варяги норманны и Русы, жили отдельно.

     2)данные  повести временных лет о том,  что пленена Руссов, проживали  в области Норика (под Дунаем, а именно там и находились какое-то время племена Ругов.

     3)аномалия  погребальных церемоний (в этих  местах было захоронение останков, а там была найдена кремация).

Положительные стороны этой теории:

      1)эта  теория лучше других объясняет  разбросанность географической названости.

      2)второй  и третий аргументы. 

 Отрицательные  стороны этой теории:

      1)недостаточная  доказанность того что в районе  Киева жили именно Руги.

Моё понимание этой теории

     Я считаю, что эта теория была написана в самом лучшем виде. По сравнению с другими теориями эта проработана лучше всех, если в ней где-то есть подвох, то его будет очень не легко найти. В версии Кузьмина все его собственные предположения основываются на явных и неоспоримых фактах.

Концепция Кузмина была поддержана большей частью советских учёных. Определение классового характера Древнерусского государства было крупнейшим достижением советской науки. Но дискуссионным стал вопрос о том, с какой классовой формацией надо связывать развитие Древнерусского государства на его раннем этапе (9-10вв.), и в период его зрелости (11- н.12 вв.). Вопрос этот вызвал оживлённые споры в науке, в ходе которых и сам Греков не придерживался неподвижной концепции, за два десятилетия его взгляды не раз терпели изменения.

     После дискуссии 1950 года о периодизации истории феодальной России большинство исследователей стали считать Древнерусское государство 9-10 вв. раннефеодальным: а предшествующий период обычно относить ещё к дофеодальной стадии развития восточного славянства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА III. Образование древнерусского государства 

     Последний этап создания Древнерусского государства  источники связывают с образованием «Руси», «Русской земли», и народами, создающими это государство, — «русами» или «росами».

     Известия  о «Руси» и «русах», или «росах», появляются в различных источниках начиная с 6 века. Еще более многочисленны свидетельства источников о Руси и русах 8—9 веков. В IX в. русы выступают уже как мощная сила, обладающая политической организацией, возглавляемой князьями; они получают широкую известность далеко за пределами своего обитания. Свидетельства источников позволяют определить и место обитания русов в 6—9 веках. Это — район среднего течения Днепра и его притока — реки Роси. При впадении реки Роси в Днепр на высоком неприступном берегу стоял главный город русов — Родня. Эту область издревле называли Русью, или Русской землей. Позднее, когда первенствующее положение в союзе племен Приднепровья заняли поляне, наименование Русь, Русская земля было перенесено на более широкую область с центром в Киеве, а затем усвоено и Древнерусским государством8.

     В Древнерусское Киевское государство  вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако разработанная в конце 19 в. такими выдающимися профессорами Львовского университета, как М.П. Драгоманов, М.С. Грушевский, и киевским историком В.Б. Антоновичем концепция украинской истории пыталась изобразить Древнерусское государство украинским. Названные ученые делали акцент на извечной различности племен юго-западной и северо-восточной Руси.

     Их  излюбленным источником являлось то место из «Повести временных лет», где преподобный Нестор рассказывает о «кротких, тихих и стыдливых» полянах (славянское племя, живущее на грани I и II тысячелетий в окрестностях Киева и вниз по Днепру до порогов), противопоставляя их жившим «звериньским образом» древлянам, радимичам, вятичам, северянам, кривичам и прочим «паганим», не ведущим закона Божия, — речь идет о славянских племенах, живших к северу и востоку от полян.

     Эта же идея подхвачена в наше время в националистических кругах «незалежной Украины», старающихся обособить украинские, великорусские и белорусские земли, в которых политическая и культурная гегемония будто бы принадлежала и принадлежит элементу украинскому, южному.

     Между тем Древнерусское государство  ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица  — город Киев. В 9в. и даже в 12 в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и т. д. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадется на три самостоятельные ветви.

     Изъян украинской исторической школы в  том, что ни о каком особом украинском народе, равно как великорусском  и белорусском, в древних летописях нет упоминания. Имеется множество восточнославянских племен, большую или меньшую родственность которых друг другу, безусловно, признают летописцы: поляне, древляне, хорваты, волыняне, уличи, тиверцы, дреговичи, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, при-ильменские славяне. Все они к 11—13 вв. сложились в культурно-политическую целостность, которая, если верить преподобному Нестору, «начася прозывати Руска земля» с княжения Олега, «рускаго князя» (881 г.). Кстати, до сегодняшнего дня западные соседи Киевской Руси, поляки, именуют украинцев русинами.

     Одновременно  с образованием ядра Русского государства, путем объединения южной части  восточнославянских племен вокруг Киевского  центра во главе с полянами, происходил процесс объединения северной части восточнославянских племен вокруг Новгорода во главе со словенами9.

     Завершающим моментом в этом процессе явилось  объединение южной и северной группы восточнославянских племен в единое Древнерусское государство с центром в Киеве. Этот заключительный этап протекал в обстановке борьбы: на юге — с хазарами, на севере — с варягами.

     Славянские  племена стояли на более высоком  уровне социально-экономического развития, чем кочевники-хазары. Хазарам не удалось надолго подчинить себе славян. Раньше всего ликвидировали свою зависимость от хазар поляне.

Информация о работе Образование древнерусского государства