Автор: Елена Андреева, 05 Декабря 2010 в 18:47, контрольная работа
В первой половине XVIII века немецкие историки - Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783), работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек - в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.
1.Образование Древнерусского государства
2.Правление первых Киевских князей
3.Политический строй Киевской Руси
4.Социально-экономические отношения сложившиеся в XII в.
5.Основные социальные группы этого периода/
2. Боярская Дума
Царь правил, опираясь на совещательный орган - Боярскую Думу. Царские указы начинались словами "Великий государь указал и бояре приговорили". Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены Думы назначались царем. В Думе постепенно увеличивалась доля дворян и дьяков, то есть выходцев не из аристократии, а из служилых людей среднего ранга и посадских. Общая численность Думы росла, что отрицательно сказывалось на ее работоспособности. Созданный при Алексее Михайловиче приказ Тайных дел вообще не контролировался Думой, а подчинялся непосредственно царю.
3. Приказная система
Роль приказов в системе управления XVII в. возросла. Число приказов увеличилось. В течение всего столетия их известно более 80, а к концу его сохранилось более 40.
Приказы делились на временные и постоянные. Постоянные приказы делились на дворцовые, патриаршие и государственные. Государственные приказы делились на территориальные и функциональные (общегосударственные).
С развитием приказной системы возросла численность приказных людей. В 1640 г. их было менее 900, а к концу XVII в. - более 3 тыс. Работавшие в приказах дьяки и подьячие были выходцами из посадских, духовенства, купечества. Формировался профессиональный управленческий аппарат - чиновничество.
Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Так, областные приказы сами собирали налоги на подведомственной территории, хотя сбор налогов относился к компетенции финансовых приказов. И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.
4. Местное управление
Изменилась и система местного управления. После отмены кормлений в 50-х гг. XVI в. власть на местах сосредоточилась в руках выборных представителей местного населения: губных и земских старост, излюбленных голов и т.д. Это было вызвано тем, что государство еще не располагало достаточным аппаратом для назначения своих представителей на места. В XVII в. такими назначаемыми представителями центральной власти стали воеводы. В XVI в. воеводами именовались только предводители войск. Воевод назначали для управления пограничными, то есть угрожаемыми с военной точки зрения территориями. Однако в годы Смуты опасность для государства возникала повсюду. Этим и объясняется практика назначения воевод во внутренние районы государства, ставшая после Смуты обычной. Служба воеводы была "корыстной" - он не получал жалованья и жил за счет подвластного населения. Переход власти на местах в руки назначаемых из центра воевод означал значительное усиление правительственного аппарата и завершение централизации страны.
5. Оформление абсолютизма
Отношение к особе государя стало в XVII в. почти религиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. В Соборном Уложении была целая глава, посвященная тому, "как его государьское здоровье оберегати". Даже при кратких отлучках царя из Кремля писался особый указ, кому на время отсутствия государя "государство ведати". В торжественных случаях царь появлялся в шапке Мономаха, бармах, со знаками своей власти - скипетром и державой. Каждое появление царя было событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. Все это было внешним проявлением формирования в стране абсолютизма.
Под абсолютизмом понимается монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирающаяся на развитой управленческий аппарат и подчиняющаяся закону.
Полностью
абсолютизм в России сложился при
Петре I, а расцвет его принято
относить к эпохе Екатерины II. Во
второй половине XVII в. происходило постепенное
формирование абсолютизма.
Часть 3 . Индустриализация СССР в 30-е гг.
« Индустриализация (от лат. industria — усердие, деятельность), процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. Индустриализация обеспечивает преобладание в экономике страны производства промышленной продукции, превращение аграрной или аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную или индустриальную. Характер, темпы, источники средств, цели и социальные последствия Индустриализации определяются господствующими в данной стране производственными отношениями» [Большая советская энциклопедия].
В середине 1920-х годов для СССР проведение индустриализации становится необходимым по ряду причин.
Во-первых, к 1925 г. завершился восстановительный период. Советская экономика по основным показателям вышла на довоенный уровень. Для того чтобы обеспечить рост промышленного производства, следовало не столько переоснащать действующие заводы, сколько строить новые современные предприятия.
Во-вторых, более рационально предстояло решить проблемы размещения экономического потенциала страны. Страна по-прежнему оставалась аграрной, крестьянской. Деревня была перенаселена. В городах росла безработица, что усиливало социальную напряженность.
В-третьих,
стимулом для форсирования индустриализации
стала экономическая и
Решение о начале индустриализации было принято на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Собственно об индустриализации на съезде говорилось лишь в общих чертах. Здесь была сформулирована главная задача индустриализации: обеспечить экономическую самостоятельность СССР. Вопросы темпов, источников и методов ее проведения на съезде не рассматривались. Уже после съезда по этим вопросам разгорелись жаркие споры. Обозначились две точки зрения: левые во главе с Л.Д. Троцким требовали проведения «сверхиндустриализации» за счет крестьянства, а правые по главе с Н.И. Бухариным выступали за более мягкие преобразования и развитие рыночной экономики.
Источники проведения индустриализации были названы на апрельском (1926 г.) Пленуме ЦК ВКП(б): доходы от государственных предприятий, внутренние займы у населения, строжайшая экономия и бережливость на производстве. Сторонники «сверхиндустриализации» были подвергнуты жесткой критике со стороны сталинского руководства.
Решение столь сложной задачи было невозможно без перехода к долгосрочному планированию. В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял директивы по составлению первого пятилетнего плана.
По предложению Г.М. Кржижановского (председатель Госплана) разрабатывалось два варианта пятилетнего плана - отправной (минимальный) и оптимальный. За основу был взят оптимальный вариант плана. За годы первой пятилетки (1927/28 - 1932/33 гг.) планировалось построить 1500 промышленных предприятий преимущественно в тяжелой промышленности. Среди них такие гиганты, как Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Туркестанско-Сибирская железная дорога и др.
Уже с 1929 года руководство страны начинает призывать к форсированию темпов индустриализации. Ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) в 1929 г. утверждает новые контрольные цифры пятилетки. Берется курс на «большой скачок».
Говоря о причинах завышения плановых заданий первой пятилетки, следует иметь в виду и внешнеполитические аспекты. В конце 1920-х годов страны капиталистического мира после стабилизации испытывают тяжелейший кризис. В советском руководстве вновь появляются надежды на мировую революцию и приближающийся крах буржуазного мира. В этих условиях, считали в Кремле, нужен индустриальный рывок. И.В. Сталин говорил, что в этих условиях «…задержать темпы - значит отстать… Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собой реальной основы. Конечно, грамотные специалисты говорили о нереальности «большого скачка», но их обвиняли в саботаже и вредительстве.
Страну буквально охватила промышленная лихорадка. Строились производственные гиганты, возникали города (например Комсомольск-на-Амуре). На востоке страны выросла новая угольно-металлургическая база - Урало-Кузбасс с главными центрами в Магнитогорске и Кузнецке. Появились целые отрасли, каких не было в дореволюционной России: авиационная, тракторная, электротехническая, химическая промышленность и др.
И все же проведение индустриализации выявило ряд проблем. Во-первых, стало очевидным, что за счет планируемых источников осуществить широкое промышленное строительство невозможно. В начале 1930-х годов темпы развития промышленности начинают падать. Нехватка средств привела к «замораживанию» почти четверти строящихся предприятий. Не хватало стройматериалов, транспорт не справлялся с возросшим объемом перевозок. Социалистические предприятия из-за устаревшего оборудования и плохой организации труда давали небольшую прибыль. Жизненный уровень населения был невысок, поэтому внутренние займы были не столь эффективны. Средств катастрофически не хватало.
В 1928 г. И.В. Сталин санкционирует наступление на крестьян, требует изъятия у них хлеба, а чтобы легче это сделать - загнать их в колхозы, т.е. провести в сжатые сроки коллективизацию сельского хозяйства.
Принятию
этого решения способствовало также
изменение международной
В поисках средств государство идет на крайние меры. В 1927 г. отменяется «сухой закон» и начинается широкая продажа спиртного. Источником получения валюты для приобретения оборудования становится, увы, продажа за границу художественных ценностей из крупнейших музеев СССР (Эрмитажа, Кремля, Третьяковской галереи и др.).
Промышленное
освоение новых районов требовало
не только больших капиталовложений,
но и увеличения трудовых ресурсов.
В годы индустриализации эту проблему
решали за счет нескольких способов. Во-первых,
путем комсомольских и
Интенсивное промышленное строительство обусловило резкое увеличение городского населения. Численность рабочего класса за годы первых пятилеток сильно увеличилась. А это в свою очередь обострило продовольственную проблему в городах и привело в 1929 г. к введению карточной системы. Острейшей становится и жилищная проблема.
Второй пятилетний план (1933 - 1937 гг.) был утвержден на XVII съезде ВКП(б) в начале 1934 г. В нем сохранилась тенденция на приоритетное развитие тяжелой промышленности. Главная экономическая задача определялась как завершение реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники. Учитывая неудачу первой пятилетки, руководство страны решило отказаться от необоснованно высоких темпов роста. Планы второй пятилетки выглядели более реалистичными и умеренными.
Индустриализация привела к колоссальным сдвигам. За годы первых пятилеток резко повысился экономический уровень СССР. Была создана современная тяжелая промышленность. Страна действительно обрела экономическую независимость и самостоятельность.
За
время индустриализации перестали
существовать многоукладность, частная
собственность и безработица. Серьезные
изменения произошли в
В заключение хочется сказать, что сущность определения «индустриализация» полностью совпадает с оценками периода СССР в 30-е годы.
Информация о работе Образование Древнерусского государства (IX – нач. XII вв.)