Автор: Елена Андреева, 05 Декабря 2010 в 18:47, контрольная работа
В первой половине XVIII века немецкие историки - Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783), работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек - в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.
1.Образование Древнерусского государства
2.Правление первых Киевских князей
3.Политический строй Киевской Руси
4.Социально-экономические отношения сложившиеся в XII в.
5.Основные социальные группы этого периода/
Домашнее
задание №1
Часть
1. Тема: «Образование Древнерусского государства
(IX – нач. XII вв.)»
План
Образование
Древнерусского государства
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В это время восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское, все более интенсивно втягиваются в торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
К
началу IX века на территории восточных
славян сложились предпосылки для
возникновения
Как же образовалось государство? На этот счет существует множество теорий. Самая известная и вызывающая множество споров - норманнская теория. Основана она была на отрывке из повести "Повести временных лет".
В первой половине XVIII века немецкие историки - Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783), работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек - в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.
Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманы добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово "русь" норманского происхождения.
Антинорманисты считают, что термин "Русь" доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет" есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля.
Попытаемся разобраться в этом вопросе. Ученые уже доказали вымышленность двух братьев-варягов – Синеуса и Трувора. В переводе с древнешведского языка «sine hus, thru waring» означает «свой род и верная дружина». Скорее всего в устной саге было упомянуто окружение конунга (правитель), и сказители приняли эти слова как имена братьев, а летописец занес и на страницы летописи. Рюрик приобрел несуществующих родственников. Однако сам Рюрик являлся, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае в скандинавских источниках IX в. упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутсвие там скандинавов как раз с середины IX в. таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей – беспристрастной – силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наемниками, которых призвали не на княжение, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже наемники вооруженным путем захватили власть в Новгороде.
Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира – их летопись именует «мужами», приближенными Рюрика. Некоторые исследователи считают их потомками основателя Киева – князя Кия, представителями местной «полянской» княжеской династии. Однако их имена, как и имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар). Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские имена. Но первоначально иноземная аристократическая верхушка, правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами – племенными старейшинами, местными «светлыми и пресветлыми князьями». Одновременно происходила быстрая славянизация скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами скандинавской по происхождению династии русских князей является чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика – Святослав. А имена последующих великих князей киевских – почти все славянские.
Данные археологических исследований позволяют утверждать, что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X – первой половине XI вв. процесс славянизации скандинавов в основном завершился.
Учёные спорят и о том, каково происхождение названия «Русь». Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово «Русь» - не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции – «Руслаген».
В истории достаточно примеров, когда основателями правящих династий становились иноземцы. Славяне и скандинавы находились в VIII – IX вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях викинги, разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, - значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование – показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового, государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность и экономическая основа – торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались Новгород и Киев – два важнейших восточнославянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег, прозванный Вещим. Столицей Древнерусского государства стал город Киев, т.к. он занимал выгодное географическое положение и через него проходил крупный торговый путь. По названию столицы историки стали именовать Древнерусское государство Киевской Русью.
Историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:
I этап – вторая половина IX – X вв. – объединение восточных славян в единое государство, правление первых Киевских князей (Олега, Игоря, Святослава), создание аппарата власти и военной организации.
II этап – конец X – XI вв. – расцвет Киевской Руси, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого;
III этап – конец XI – первая половина XIII в. – начало распада Киевской Руси (феодальная раздробленность).
Во
время первого этапа
После смерти князя Олега на престол взошел племянник Рюрика – великий князь Игорь (912 – 945 гг.). Во время правления князя Игоря были совершены два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 годах. Они аннулировали преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. Поэтому, в 945 году, после того, как великий князь Игорь второй раз вернулся с малой дружиной в землю древлян, то возмущенные общинники, возглавляемые местным князем Малом, убили Игоря.
Жестоко подавив восстание, великая княгиня Ольга (945 – 957) установила определенный размер дани (урок), выделила официальных лиц для сбора дани (данщики) и определила места для сбора дани (погосты). Погосты являлись также местом обмена или торговли. Таким образом, благодаря великой княгине Ольге был сделан шаг в сторону упрочнения государства. Ольга одна из первых приняла православие, но не решилась распространить его на всю страну.
С середины 60-х годов Х века начинается время самостоятельного правления сына Игоря и Ольги, князя Святослава. В отличие от матери, которая была христианкой, Святослав оставался язычником - и в общественной жизни и в быту. Он поклонялся богу воинов Перуну, любил оружие и всю свою жизнь провел в сражениях. Направляясь на юго-восток, он покорил славянское племя вятичей, которые жили в лесах и славились своей дикостью. Святослав стремительным ударом разгромил могущественный Хазарский каганат, собиравший дань со многих славянских племен. Хазарский каганат сильно отличался от соседних государств своей иудейской религией. В 965 году Святослав разгромил столицу Хазарского каганата город Итиль. По мнению Л.Н. Гумилева, обломки Итиля должны быть под водой, т. к. уровень воды Каспия повысился.
Святославу было неуютно в Киеве, где велико было влияние его матери – христианки. Поэтому он решает создать для себя собственное славяно-болгарское государство в низовьях Дуная. Столицей своего княжества Святослав хотел сделать город Переяславец. Для реализации поставленных планов Святослав начал войну с Византией в 968 году. Включившись в междоусобную борьбу, проходившую в империи, Святослав завоевал Болгарию. Однако впоследствии военное счастье перешло на сторону императора Византии. После серии поражений Святослав в 971 году покинул Болгарию. На пути домой в 972 году у днепровских порогов его подстерегли и убили печенеги. Традиционная версия обвиняет императора Византии в смерти Святослава. Однако существует и другое мнение. Л.Н. Гумилёв считает, что печенегов наняла христианская партия в Киеве, которая боялась возвращения князя – язычника.
После смерти Святослава началась междоусобная борьба между его сыновьями. В конце – концов, победу одержал Владимир Святославич (980 – 1015 гг.), посаженный отцом в далёкий Новгород. Именно новгородская варяжская дружина привела Владимира на великокняжеский киевский престол. Владимир Святославич сделал много полезного для борьбы с воинственными соседями. Он создал линию укреплений по южной границе Киевской Руси, построил крепости, заселил их выходцами из северной Руси. Народ в былинах назвал их “заставами богатырскими”, а великого князя – Владимиром “Красное Солнышко”.
Особое значение для развития Древнерусского государства, а в дальнейшем и России, имело принятие христианства, осуществлённое великим киевским князем Владимиром Святославичем.
В начале, в целях укрепления великокняжеской власти Владимир Святославич пытается сделать язычество государственной религией. В 980 году он ставит в Киеве шесть деревянных идолов. Во главе их стоит бог войны, молнии и грома Перун с серебряной головой и золотыми усами. Кроме него были ещё Семаргл, Даждьбог, Мокошь, Хорс, Стрибог. В святилище проводили пышные богослужения. Перуну иногда приносили человеческие жертвы.
Однако языческая религия не удовлетворила Владимира Святославича. Дело в том, что международные отношения зависят от принадлежности народа к определённому субэтносу. Определяющую роль в нём играла монотеистическая религия. Пока в Киевской Руси было язычество, то в соседних государствах притесняли русских купцов, короли и императоры спокойно нарушали клятвы данные князю – язычнику. В целом, Древнерусское государство не рассматривалось в качестве равноправного партнёра. Поэтому, Владимир Святославич, разочаровавшись в язычестве, решает обратиться к монотеистической религии.
Информация о работе Образование Древнерусского государства (IX – нач. XII вв.)