Образование Древнерусского государства (IX – нач. XII вв.)

Автор: Елена Андреева, 05 Декабря 2010 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

В первой половине XVIII века немецкие историки - Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783), работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.

Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек - в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Содержание

1.Образование Древнерусского государства
2.Правление первых Киевских князей
3.Политический строй Киевской Руси
4.Социально-экономические отношения сложившиеся в XII в.
5.Основные социальные группы этого периода/

Работа содержит 1 файл

История контрольная работа.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Из  таких мировых религий, как ислам  и христианство, Владимир Святославич выбирает последнее, причём в его восточном варианте – православии. На выбор повлиял ряд факторов объективного характера. Католичество не подходило киевскому князю тем, что власть римского папы была очень велика и являла собой угрозу светскому правлению. Ислам, по летописи, не понравился Владимиру запретом на употребление вина. По мнению Л. Н. Гумилёва, общение князя с дружиной происходило на трапезе и тризне, где традиционно употребляли вино. Нарушение данного обычая могло привести к непониманию между дружиной и князем. По всей видимости, наличие такого крупного соседа, как Византия, давние устойчивые связи с ней, веротерпимость православия к другим конфессиям, наличие христианской общины в Киеве, тот факт, что великая княгиня Ольга была христианкой, в конечном счете привел князя Владимира Святославича к православию.

     Конкретная  история принятия христианства обращает внимание на ловкость, с которой  Владимир Святославич преодолевает трудности, встающие на его пути. Дело в том, что крещение от Константинопольского патриарха означало религиозную зависимость от Византии. Поэтому, Владимир Святославич завоёвывает византийский город Корсунь и уже на равных условиях договаривается о принятии христианства. Вначале, Владимир Святославич крестился сам с дружинниками в городе Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. В дальнейшем, он крестил киевлян, новгородцев и т. д. Официальная дата принятия христианства – 988 год. Крещение народа проводилось насильственными методами, т. к. язычество глубоко укоренилось в сознании людей. Постепенно языческие представления ушли в сказки и суеверия, которые сохранились до наших дней.

     Переход в христианство имел объективно большое  и прогрессивное значение, поскольку  оно способствовало скорейшему отмиранию  пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.

     Христианство  сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в  укреплении власти киевских князей: церковь  присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

     Христианство  утверждало равенство людей перед  Богом. По новой религии путь в  рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.

     Во  главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый  константинопольским патриархом, отдельные  области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

     Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем  в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.

     Церковь и духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

     Последствия принятия христианства, в целом, были положительные. Упрочились международные  связи, возрос авторитет Киевской Руси; с усилением великокняжеской  власти происходило и укрепление государственности; наконец, население Древнерусского государства приобщилось к сокровищнице мировой культуры.

     К началу XI века относится образование  древнерусской народности. Основными  составляющими этноса являются единые язык, территория проживания и культура. Процесс образования государства, торговые связи, принятие христианства привели к слиянию восточнославянских племенных союзов. На базе разговорного, народного языка происходило формирование литературного древнерусского языка. Позднее из древнерусской народности образовались русский, украинский и белорусский народы.

     После смерти Владимира Святого началась междоусобная борьба среди его сыновей. В результате борьбы Святополк (1015 – 1019 гг.) потерял киевский стол. Используя  новгородцев и варяжскую дружину, сын Владимира и половецкой княжны Рогнеды Ярослав, прозванный в дальнейшем Мудрым (1019 – 1054 гг.) завладел столом. Однако военные действия длились ещё в течение 5 лет. Лишь в 1024 г. Ярослав поделил государство со своим братом Мстиславом. Ярослав оставил у себя Киев и правобережную по Днепру землю, а левобережную с Тмутараканью отдал Мстиславу. Только после смерти бездетного Мстислава в 1036 г. Ярослав объединил государство.

     Во  внутренней политике Ярослав продолжал  деятельность, направленную на восстановление территориальной целостности страны. Были отвоёваны у Польши города Перемышль и Червень. На северо-западе, в земле эстов, Ярослав заложил город Юрьев (Тарту).

     Ярослав стремился всеми средствами укрепить международный авторитет Киевской Руси. Для этой цели он в документах именовал себя каганом, намекая на преемственность от известного в своё время в Европе Хазарского каганата. В дальнейшем он стал называть себя царём, подражая византийским императорам. Стремясь освободиться от религиозной зависимости Византии, Ярослав назначает сам первого русского митрополита Илариона в 1051 году. Раньше митрополит Киевской Руси назначался константинопольским патриархом. Однако после смерти Ярослава Иларион был смещён. Стремясь затмить блеск Константинополя, Ярослав строит в Киеве Золотые ворота, Софийский собор. Столица древнерусского государства во времена Ярослава имела 8 площадей, около 400 церквей, библиотеку. Всё это поражало воображение современников.

     Во  внешнеполитической деятельности главным  было южное направление. Ярослав в 1036 году разгромил печенегов. Остатки тюрко-язычных печенегов, торков, берендеев влились в Древнерусское государство и стали защитой от кочевых степняков.

     С Византией мирный период был прерван  обострением ситуации, приведшей  к войне 1043 г. Однако русские корабли были разбиты бурей. В дальнейшем с Византией установились добрососедские отношения.

     При Ярославе Мудром Киевская Русь упрочила своё международное положение. Показателем  этого можно считать междинастические браки, заключённые детьми Ярослава с королями Франции, Венгрии, Норвегии. Внук Ярослава Владимир Мономах взял в жёны дочь последнего англосаксонского короля.

     После смерти Ярослава Мудрого в Древнерусском  государстве проявились центробежные силы, которые ослабили единое государство  и привели к его распаду на несколько княжеств. Начался период феодальной раздробленности. Становлению данного периода способствовали объективные и субъективные причины. Первые заключены в следующем:

  • рост вотчинной собственности, прежде всего княжеской;
  • формирование устойчивых региональных корпораций военно-служилой знати, всё более противопоставлявших себя великокняжеской власти;
  • ухудшение экономического положения Киева, связанного с тем, что торговые пути из Византии в Западную Европу пошли мимо Днепра.

     Субъективная причина заключена в процессе принципа наследования княжеской власти от родового старшинства (власть передаётся от брата к брату) к прямому наследованию (от отца к сыну).

     Следует помнить, что период феодальной раздробленности  являлся более высоким этапом в социально – экономическом и культурном развитии в сравнении с предшествующим периодом. Однако, отсутствие единого командования способствовало распылению вооружённых сил русского народа, что значительно ослабляло обороноспособность русских земель.

     Ярослав Мудрый в своём завещании разделил государство на 5 частей, которые  раздал сыновьям, племяннику и внуку. Однако он сознательно передал старшему сыну Изяславу не только Киев, но и Новгород, тем самым выделив его старшинство  перед братьями и родственниками. Святославу и Всеволоду достались Чернигов и Переяславль. Первые 20 лет отношения между ярославичами были довольно хорошими. Более того, вследствие слабого характера Изяслава, образовался некий триумвират из братьев, которые сообща решали насущные проблемы государства. Однако, после поражения Изяслава от половцев на реке Альта в 1068 г. и последовавшего затем восстанием киевлян авторитет Изяслава пошатнулся. В результате, Святослав и Всеволод изгоняют брата, и киевский стол занимает в 1073 г. Святослав.

     Событием, оказавшим влияние на дальнейшее развитие государства, был съезд  князей в городе Любече в 1097 г. На этом съезде было зафиксировано закрепление  за княжескими ветвями территорий, обозначенных в завещании Ярослава Мудрого. Тем самым юридически оформлялся распад государства.

     Временное объединение русских земель произошло  при правлении Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.). Его восхождение на киевский стол сопровождалось нарушением «отчинного» права указанного на Любеческом съезде. После смерти Святополка Изяславича (1093 – 1113 гг.) произошло восстание  киевлян,  недовольных  деятельностью  ростовщиков – иудеев. Особую роль в восстании сыграли закупы, которых, собственно и закабаляли ростовщики. Святополк был непопулярен в народе не только тем, что потворствовал ростовщикам, но и тем, что сам занимался этой деятельностью, а также наживался на спекуляциях хлебом и солью. Гнев народа в 1113 г. обрушился на ближайшего сподвижника Святополка тысяцкого Путяту, проводившего в жизнь ростовщические идеи князя. Доведенный до отчаяния народ громил двор Путяты, а также дворы ростовщиков. Восстание продолжалось 4 дня и закончилось решением пригласить в Киев популярного в народе Владимира Мономаха. Последний не обманул ожидания киевлян и принял законы, ограничившие произвол ростовщиков.

     Владимир  Мономах, признавая право князей на передаваемую по наследству "вотчину", под угрозой лишения её, убедил князей прекратить усобицы и выставлять дружины для совместных действий против внешних врагов.

     К началу XII века количество городов увеличилось до 100. Разрушение родоплеменных связей приводило к разрастанию посадов и притоку жителей в город. Происходит дальнейшее развитие ремесленного производства, многие ремесленники начинают работать на заказ. Растёт внутриобластная и ближняя межобластная торговля.

     Увеличивается экспортная торговля. Вывозятся уже  не только традиционные мёд, воск и  меха, но и льняное полотно, кольчуги, ювелирные изделия из серебра  и т. д.

     Сохраняется видимое единение и при сыне Владимира  Мономаха князе Мстиславе (1125 – 1132 гг.). Однако Киевская Русь представляет собой в это время государство конфедеративного типа. В исторической науке превалирует мнение о том, что 1132 г. является датой окончательного распада государства на полтора десятка княжеств, т.е. началом феодальной раздробленности (Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, А.А. Преображенский, А.М. Сахаров и др.).

     Во  внешнеполитической области во второй половине XI века появляется половецкая угроза. Кочевые племена половцев (кыпчаков) расселились между Яиком  и Днепром, заменив собой печенегов. Половцы были объединены в две орды: восточную, возглавляемую ханом Шаруканом и западную, руководимую ханами Боняком и Тугорканом.

     Отношения между русскими и половцами складывались неоднозначно. Русские князья и сражались  с половцами (битва на реке Альта в 1068 г.) и приглашали их в союзники для борьбы с соседним князем. В конце XI века половцы захватили ряд городов, поставили свои кибитки (вежи) в Переяславском княжестве, которым управлял с 1093 г. Владимир Мономах.

     Переяславльский князь понимал, что добиться успеха в борьбе с половцами возможно лишь используя объединённые войска русских князей. На княжеском съезде было принято соответствующее решение. Результатом стали походы объединённого русского войска под руководством киевского князя Святополка Изяславича и переяславского Владимира Мономаха. В 1103 г. был разбит хан Боняка, а в 1111 г. потерпел поражение хан Шарукан. Разбитые половцы долгое время не представляли  серьёзной угрозы для русских земель. Постепенно кыпчаки втягивались в сложные социально – экономические отношения феодальных княжеств. Для налаживания добрососедских отношений Владимир Мономах в духе своего времени женил двух своих сыновей на дочерях половецких ханов.

Информация о работе Образование Древнерусского государства (IX – нач. XII вв.)