Автор: Елена Андреева, 05 Декабря 2010 в 18:47, контрольная работа
В первой половине XVIII века немецкие историки - Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783), работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек - в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.
1.Образование Древнерусского государства
2.Правление первых Киевских князей
3.Политический строй Киевской Руси
4.Социально-экономические отношения сложившиеся в XII в.
5.Основные социальные группы этого периода/
В ХII веке произошло оформление в единый свод законов «Русская Правда» различных законодательных документов, написанных в разное время. «Русская Правда» стала первым сводом законов, зафиксированных письменно (в отличие от обычного права эпохи родового строя, хранившегося в памяти старейшин).
Текст «Русской Правды» широко используется учёными в качестве исторического источника по изучению социальной структуры, феодальных отношений, образования классов и классовой борьбе, категорий феодально-зависимого населения, землевладения, быта и прав человека Древней Руси. «Русская Правда» состоит из 3 – х частей:
1. «Правда Ярослава» (1016 г.).
2. «Правда Ярославичей» (1072 г.).
3.
«Устав Владимира Мономаха» (
«Правда Ярослава» основное внимание уделяет преступлениям, направленным против личности. Ответная реакция на преступление основана на принципе возмездия («око за око, зуб за зуб»). Возмездие могли осуществлять:
«Правда Ярославичей» была нацелена на замену кровной мести системой денежных штрафов (вира). Поэтому в ней более подробно рассматриваются категории преступлений и учитывается социальный статус населения. За гражданские преступления выплачивалась компенсация потерпевшему. За уголовные – штраф в пользу князя и компенсация потерпевшему. За тяжкие преступления (разбой, поджог, конокрадство) предусматривалась полная конфискация имущества и продажа в рабство преступника и членов его семьи.
«Устав
Владимира Мономаха» был
«Устав Владимира Мономаха» ограничил произвол кредиторов.
Мстислав умер в 1132 году в возрасте 56 лет. В "Истории Российской" В.Н. Татищева имеется оценка деятельности этого князя, взятая из летописи: "Он был великий правосудец, в воинстве храбр и добропорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив и рассмотрителен. Во время его все князи жили в совершенной тишине и не смел един другаго обидеть. Сего ради всии его именовали Мстислав Великий. Подати при нем были хотя велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости".
Смерти
Мстислава Киевского в 1132 г. послужила
постепенному снижению авторитета Киева
как столицы государства. Связывается
это с падением Тмутараканского княжества
в Приазовье. Прервалась связь с Востоком.
По мнению В.О. Ключевского, кочевые племена
отрезали Киев от Черного моря, прервались
традиционные торговые пути, торговый
люд терял свои позиции. Как следствие
стала наблюдаться миграция населения
на северо-восток и на юго-запад. После
смерти Мстислава Киевская Русь распалась
на ряд самостоятельных княжеств. Начался
период феодальной раздробленности Руси.
Политический
строй Киевской Руси
Древнерусское
государство IX—Х вв. — это раннефеодальная
монархия. Во главе государства стоял
киевский князь, называвшийся великим
князем. Он управлял советом из других
князей и дружинников (боярская дума).
Дружина делилась на старшую (бояре, мужи)
и младшую (гриди, отроки, детские). Суд,
сбор дани и судебных пошлин осуществлялись
княжескими дружинниками, называвшимися
мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью
дружины князья укрепляли власть над населением
и расширяли территорию русского государства.
Дружинники получали от князей право на
доходы (в виде дани) с населения территорий,
входивших в состав Древнерусского государства.
С развитие феодальных отношений все большая
часть дружин становилась земельными,
собственниками, ведшими хозяйство в своих
имениях. Города управлялись княжескими
посадниками, а в наиболее крупных из них
существовали должности тысяцкого и сотских.
В руках киевского князя были значительные
военные си, необходимые как для организации
власти над населением, так и для расширения
границ государства и его защиты. Эти военные
силы состояли из войск вассальных князей
и бояр и из собственной дружины. В особых
случаях собиралось более широкое народное
ополчение. В войске большую роль играла
конница, пригодная как для далеких походов,
так и для борьбы с конными отрядами южных
кочевников. Известно, что во время походов
на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное
войско. В Древней Руси был значительный
поденный флот, действовавший на реках
и на Черном море.
Социально-экономические
отношения сложившиеся в XII в.
Источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является законодательство - "Русская Правда". По мнению историков в период IX - начала XII веков Киевская Русь по своей социально-экономической сущности была раннефеодальным государством и являлась совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. В это время происходит образование княжеского землевладения, прежде всего за счет земель, некогда принадлежащих всему племени. Теперь эта территория переходит под власть князей, с которой они получали доход, и часть из которой передавали своим княжим мужам (дружинникам) - боярам в управление. С развитием и расширением границ Древнерусского государства, все больше бояр-дружинников становятся земельными собственниками, т.е. происходит рост класса феодалов. К этому классу относились: сам великий князь, высшая знать государства - бояре, дружинники, местные князья, бояре земские (старцы градские) - потомки родоплеменной знати, а позднее и духовенство. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения). Идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся свободных общинников (смердов), не способных платить феодалу дань, формируются новые категории зависимого населения: рядовичи, обязанные выполнять в пользу феодала "ряд", т.е. какую-либо работу; закупы - должники феодала; холопы - люди, находящиеся в положении близком к рабскому. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне-общинники.
Одним
из признаков государства, в том
числе и раннефеодального, является
постоянный государственный налог,
взимаемый властью с
Продолжается рост числа русских городов. Известно, что в Х веке в летописях упоминается 24 города, в XI веке - 88 городов. Только в XII столетии на Руси их было построено 119.
Росту числа городов способствовало развитие ремесла и торговли. В это время ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесел, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Центром города был торг, где ремесленная продукция реализовывалась. Внутренняя торговля, из-за ведения натурального хозяйства, была развита гораздо слабее внешней. Киевская Русь торговала с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией.
На
конец Х - начало XI веков приходится
расцвет раннефеодальной
Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю, явилось крещение Руси в 988 году. Принятие христианской религии, заменившей традиционные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Христианизация славянского общества оказала огромное влияние на его политические и правовые отношения, способствовала его просвещению и развитию культуры. Серьезные изменения произошли и в церковной организации. Десятая часть собираемой князем дани отдавалась на нужды церкви - церковная десятина. В этот период на Руси возникают первые монастыри, которые и явились центрами просвещения и культуры. Именно здесь создавались первые русские летописи. Сравнительно широко в Киевской Руси среди народа была распространена грамотность, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (бочках, сосудах и т.д.). Есть сведения о существования на Руси в это время школ.
Во
второй половине XI - начале XII веков
в Киевской Руси начался процесс
перехода к новой политической системе.
Древнерусское государство
Основные
социальные группы этого периода
1) высшие классы - князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах. Князья находились на вершине социальной лестницы. Кроме княжеских бояр - воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия - "нарочитая чадь": дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. В целом бояре были группой, разнородной по своему происхождению. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей. С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение.
2) средний класс - купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности). В IX--X вв. купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке. Позднее появились и "частные" купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании.
Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или "уличную" гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели.
3) С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый церковный народ. К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство делилось на две группы: "черное духовенство" (т. е. монахи) и "белое духовенство" (священники и дьяконы).
4)
низшие классы -- беднейшие ремесленники
и крестьяне, заселявшие государственные
земли. Кроме свободных людей, в Киевской
Руси существовали также полусвободные
и невольники. Свободное население Руси
обычно именовалось "люди". Основную
его массу составляли крестьяне. В дополнение
к землевладельцам-общинникам была еще
группа крестьян, сидевших на государственных
землях, известных как смерды. Они должны
были платить государственный налог (так
называемую дань), которую не выплачивали
ни жители города, ни землевладельцы среднего
класса. Если у смерда не было сына, земля
возвращалась князю. К зависимой категории
крестьянства относились закупы - люди,
взявшие купу (в долг). Самыми бесправными
членами общества были холопы и челядь.
Часть
2. Эволюция политического строя России
в XVII в.
Политический строй России претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма. После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных соц. групп - боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.
1. Земские соборы
После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Если великие князья и цари из династии Рюриковичей могли утверждать исконность и божественное происхождение своей власти (как это делал Иван IV в переписке с Курбским), то Романовы, избранные на престол, могли опереться лишь на поддержку "земли". Именно поэтому в первые десять лет их правления Земские Соборы заседали почти непрерывно. Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все реже и решают, главным образом, внешнеполитические вопросы. В середине XVII века Земский собор был созван в связи с Соляным бунтом. Итогом его деятельности стало Соборное Уложение 1649 г. Земский собор 1653 г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним. В дальнейшем созывались лишь представители отдельных слоев населения. Многие историки полагают, что соборы являлись не столько сословным представительством, сколько своеобразными информационными совещаниями, позволявшими власти узнать о настроениях в стране.
Информация о работе Образование Древнерусского государства (IX – нач. XII вв.)