Объединения Германии: ГДР и ФРГ в XX веке и социально-экономические последствия после объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Темой настоящей работы является исследование «Объединения Германии: ГДР и ФРГ в XX веке и социально-экономические последствия после объединения», которая за сравнительно короткий период, смогла преодолеть раскол и стать единым мощным государством. Данное событие произошло не только в связи с благоприятной для Германии международной ситуацией, но и в значительной мере благодаря заслугам немецкого государственного деятеля - Гельмута Коля.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     В течение всех 22 лет после объединения и по сей день с Западной стороны продолжается финансировании территории бывшей ГДР и, по прогнозам научно-исследовательских центров будет продолжаться еще не менее 10 лет.

     Таким образом, расчет правительства ФРГ  на резкий экономический подъем были ошибочными. И лишь оказалось напротив, что ГДР стало некой «обузой» для экономики ФРГ.

     Г. Коль уже в начале 1990 года предложил гражданам ГДР перейти на единую валюту – марку ФРГ. В феврале он получил от М. С. Горбачева согласие на объединение Германии как на «дело самих немцев». В мае 1990 года был подписан государственный договор между ФРГ и ГДР о валютном, экономическом и социальном союзе, вступивший в силу 1 июня 1990 года. 31 августа 1990 года был подписан Договор об объединении Германии: ГДР вошла в состав ФРГ. Внешнеполитические аспекты германской проблемы были урегулированы по формуле «2+4» (два немецких государства и 4 державы). Территория ФРГ после объединения увеличилась почти на 110 тысяч кв. км, а численность населения составила 78,7 миллиона человек. В целом в 1990 году объем экспорта объединенной Германии составил 680 миллиардов марок, импорта – 573 миллиарда марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 миллиард марок [6, с. 27].

     Хозяйственная мощь Германии обуславливает высокий уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского назначения. Ситуация в новых землях неоднозначна, чрезвычайно высок уровень безработицы. Западная Германия встретила объединение хорошо подготовленной в экономическом и финансовом отношении. Экономическое положение бывшей ГДР в результате объединения с ФРГ оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось в начале.

     Переход от жесткой плановой экономики к  социальному рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису, развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот населению. Проблема заключалась в первую очередь в обеспечении самоподдерживающегося роста, что приводило к повышению конкурентоспособности восточногерманских предприятий путем снижения издержек на заработную плату на единицу продукции и стимулирования инновационной деятельности.

     Объединенная Германия играет ведущую роль в процессе экономической и политической интеграции стран Европы. ФРГ подписала Маастрихтский договор, ввела в действие Шенгенскую конвенцию о единой въездной визе стран-членов ЕС5. ФРГ также перешла на единую европейскую валюту – евро6.

     Канцлерство Г. Коля было результативным с точки  зрения экономического роста, укрепления позиций страны на мировой арене, восстановления полного суверенитета в результате вывода с немецкой земли иностранных войск.

     Новый канцлер, Г. Шредер – сторонник концепции «третьего пути », во время Косовского кризиса, ФРГ активно поддерживала позицию США и НАТО и участвовала в их военных акциях в отношении Югославии (весна – лето 1999 года). Тем не менее, спустя всего несколько лет, ФРГ вместе с большей частью других европейских стран отказались поддержать США во время войны последних в Ираке.

     Особенности немецкой национальной экономической  модели, а именно своеобразие экономики ФРГ заключается в том, что послевоенное устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашисткой Германии. Основа этой политики содержит следующие принципы: государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты.

     Таким образом, старые либеральные идеи свободного рынка были дополнены новыми: об ответственности государства за решение социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом7.

     ФРГ относится к тем странам мира, которые, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество «человеческого капитала», активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.

     На  протяжении многих лет одним из традиционных центров притяжения рабочей силы являлась Западная Европа. По оценке Международной организации труда8, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Ее средний ежегодный прирост составляет шестьсот тысяч человек. Хотя в 80-х годах и произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих, приток рабочей силы в страны ЕС практически не замедлился, где ФРГ продолжает лидировать по масштабам иммиграции. Лишь в середине 90-х годов стала наблюдаться тенденция понижения. В течение длительного периода послевоенного развития, в ФРГ поддерживался высокий уровень занятости населения, что являлось следствием, с одной стороны, высоких темпов экономического роста, а с другой – активной политики занятости, которая является важной частью социально-экономической политики государства. Тем не менее, проблема безработицы выдвинулась в центр социально-экономической жизни страны: в 1997 году уровень безработицы превысил 11% трудоспособного населения – свыше четырех миллионов человек [8, с. 29].

     Наиболее  «чувствительной» оказалась производственна сфера, а именно обрабатывающая промышленность, где идет интенсивная структурная перестройка. Изменение отраслевой структуры связано со значительными передвижками рабочей силы между отдельными отраслями, массовыми увольнениями из неперспективных производств. Свой вклад в рост безработицы вносит конверсия военной промышленности и интенсивное сокращение вооруженных сил. Для ФРГ всегда было типично высокое качество «человеческого капитала», которое определяется образовательным уровнем, профессиональной структурой, социальным составом, состоянием здоровья, способностью к восприятию нововведений, доля высококвалифицированных рабочих в ФРГ составляет около 50%.

     Весьма  важным фактором экономического развития выступает для ФРГ научно-технический прогресс. Германия обладает развитой базой научных и технических знаний, начало которой было положено еще в XIX веке. Достижения в научных исследованиях дают германским компаниям большие конкурентные преимущества. Германские промышленные фирмы владеют большим числом патентов, чем фирмы других западноевропейских стран ЕС, но уступая американским и японским. ФРГ входит в первую пятерку стран мира. Как и Япония, после второй мировой войны ФРГ не тратила много средств на собственные научные исследования, большая часть технологий приобреталась на зарубежных рынках. В политике по отношению к научным исследований и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР)9 сделала резкий поворот в сторону укрепления собственного научного потенциала. Государство взяло на себя заботы об осуществлении большей части фундаментальных исследований, участии в межгосударственных научных программах в рамках Европейского Союза, о стимулировании НИОКР в малом бизнесе. Активное содействие научно-техническому прогрессу способствует поддержанию на высоком уровне конкурентоспособности немецких товаров [4, с. 57].

     С точки зрения обеспеченности природными ресурсами ФРГ нельзя отнести к числу богатых стран. Она располагает немногими видами топлива и сырья. К их числу относятся каменный и бурый уголь, калийная соль, небольшие запасы железной руды, легирующих и цветных металлов. Часть топлива – нефти и газа, а также атомного сырья – ввозится из-за рубежа.

     Промышленность  к настоящему времени ФРГ представляет собой типичное для развитых стран постиндустриальное общество, в котором созданы основы информационного общества. Доля занятых в промышленности и строительстве 45% трудоспособного населения, что выше, чем в других западноевропейских странах.

     Промышленность ФРГ преимущественно определяет результат работы экономики в целом, даёт более трети валового национального продукта, от неё зависит экономическое положение страны. Это связано с историческими особенностями страны. Встав на путь индустриализации позднее других западноевропейских стран, Германия после объединения уже в первое десятилетие опережала Англию по основным экономическим показателям. Особенно большим было ее преимущество в передовых по тому времени отраслях промышленности: химической и электрохимической. С тех пор для Германии характерна так называемая «сверхиндустриализация» – больший, чем в других развитых странах, удельный вес промышленности в структуре национального хозяйства. После второй мировой войны ФРГ также первой из развитых стран вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Это было вызвано потребностями научно-технического прогресса, развитием международного разделения труда, расколом Германии на два самостоятельных государства и, как следствие, диспропорциями в структуре ее экономики. В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Среди ее отраслей вперед выдвинулись такие, как химическая и нефтехимическая промышленность, металлообработка, машиностроение, электротехника, авиастроение, точная механика и оптика, обеспечивавшие другие отрасли экономики высококачественным оборудованием и материалами, а население – разнообразными потребительскими товарами. Структура промышленного производства соответствовала тенденциям в международном разделении труда и потребностям мирового рынка. Кризис 1974 – 1975 годов ускорил сдвиги в отраслевой структуре экономики ФРГ.

      Для современной Германии характерна капиталистическо-социалистическая рыночная экономика, где лозунг ее экономики – «Свобода выбора при потреблении, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода предпринимательской деятельности, свобода распоряжения частным имуществом, включая средства производства, и свобода заключения договоров» [3, с. 258].

      Координацию спроса и предложения обеспечивает чувствительный механизм - механизм цен и конкуренция, то есть, когда нужно при максимально низких ценах достичь максимального разнообразия и качества. Есть надзор государства – «надзор над картелью», когда государство не допускает сосредоточения в одних руках производства какого-то вида изделий, то есть должна быть конкуренция.

      Ухудшение экономического положения Германии в последние годы «обнажило» слабые места в народном хозяйстве Германии. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода восточных земель от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий, все это сразу же показало слабые места в хозяйстве. Они стали отставать в информационных технологиях, и в тех отраслях, где традиционно были сильными, стали сдавать лидирующие позиции.

      Причинами служит следующее [7, с. 64]:

      1. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих: в западных землях на 1998 г. 5121 DM, а восточных 3765 DM.

      2. Рабочее время самое короткое в мире – 1397 часов в год

      3. Немецкие товары отличаются дороговизной на мировом рынке

      В связи с этими проблемами в политических и общественных кругах ведутся дискуссии, как «оздоровить» экономического гиганта - Германию.

      Предлагается: реформировать дорогостоящую систему социального обеспечения и народного образования, отступление государства из многих областей частной экономики, сокращение бюрократии в государстве и на предприятиях. Но сделать это сложно из-за ст. 20 Конституции [19]10. Поэтому нужно найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.

      Все эти факты притормаживают процесс  выравнивания жизни в восточной и западной частях Германии. Тем не менее, в стране многое изменилось в лучшую сторону: повсеместно в восточных землях появляются большие и маленькие фирмы, ремесленные предприятия, фирмы услуг.

      Германия  является классическим государством –  экспортером. Практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США, но перед Японией) по экспорту товаров и услуг. Первые два места в экспорте занимают автомобили и станки («Фольксваген» и «Даймлер-Бенц», «Сименс» и другие). Но стабильность германской экономике приносят мелкие и средние фирмы, на данный момент их насчитывается около 3 миллионов. Успех заключается в том, что они могут позволить себе многие инновации и быстрее реагировать на возникающие проблемы на рынке и в производстве.

      В последние годы финансовое положение  несколько ухудшилось: после объединения Германии 3 октября 1990 года, из-за необходимости вкладывать в экономику страны 1триллиона DM. Но уже новая Германия стала задавать тон в Европейском Союзе (ЕС). С 1 января 1993 г. на территории этих стран действует единый европейский рынок и единая валюта Евро, причем любой гражданин этих стран может свободно перемешаться в этих странах [4, с. 59]. Там нет таможенных и экономических границ, предприятия могут обосноваться там, где считают нужным. Они осуществляют совместную политику, главным образом, в аграрном секторе; торговой сфере по отношению к третьим странам: содействие отстающим регионам; политика в области транспорта, науки, технологии и экологии, а также сотрудничество в области внешней политики.

Информация о работе Объединения Германии: ГДР и ФРГ в XX веке и социально-экономические последствия после объединения