Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:21, курсовая работа
Темой настоящей работы является исследование «Объединения Германии: ГДР и ФРГ в XX веке и социально-экономические последствия после объединения», которая за сравнительно короткий период, смогла преодолеть раскол и стать единым мощным государством. Данное событие произошло не только в связи с благоприятной для Германии международной ситуацией, но и в значительной мере благодаря заслугам немецкого государственного деятеля - Гельмута Коля.
Введение
Темой настоящей работы является исследование «Объединения Германии: ГДР и ФРГ в XX веке и социально-экономические последствия после объединения», которая за сравнительно короткий период, смогла преодолеть раскол и стать единым мощным государством. Данное событие произошло не только в связи с благоприятной для Германии международной ситуацией, но и в значительной мере благодаря заслугам немецкого государственного деятеля - Гельмута Коля.
Объединение Германии в XX веке совершилось в принципиально новых исторических условиях в форме, которая была поддержана мировым сообществом и, прежде всего ближайшим военно-политическими союзниками правительства ФРГ. Создание единой страны происходило в рамках определенных внутренним законодательством ФРГ.
3 октября 1990 года объединение ГДР и ФРГ стало фактом. Это существенным образом изменило статус Германии. Территория германского государства увеличилась до 357 тысяч квадратных километров, а число населения до 80 миллионов человек. ФРГ получила развитые промышленные земли, накопленные ценности в виде предприятий, жилых домов и социально-бытовых сооружений, военную технику, вооруженную армию бывшей ГДР.
Сегодня Федеративная Республика Германия одна из самых богатых и благополучных государств в мире. Среди европейских государств ФРГ обладает самым мощным экономическим потенциалом. Исследования многих научно-исследовательских центров предрекают Германии дальнейшие перспективы роста экономики, решение проблем в социальной сфере, обещают социальную стабильность.
Особого внимания заслуживает политика ФРГ 1969-1972 годов, которая была направлена на согласие с Востоком и договоренность к принятию в действие принципа отказа от насилия. Этот принцип в последствии стал основным в Заключительном акте Общеевропейской конвенции по безопасности и сотрудничеству. Позднее он был подтвержден Парижской Хартией 1990 года. Данная политика направлялась на воздержание от применения силы и угрозы силой против территориальной целостности и политической независимости какого-либо государства, установления мира и безопасности, установления сотрудничества в Европе.
Актуальность настоящей темы определяется ролью объединенной Германии в дальнейших мировых событиях. Именно благодаря объединению Германии стало возможным в последствии создание единой Европы. Ключевые события 1989-1990 годов стали толчком к установлению согласия между европейскими государствами. «Исчез один из взрывоопасных политических узлов послевоенной Европы – разделение немецкой нации». Эти события имели большое значение для судьбы Германии и Европы.
Объединение Германии дало толчок к распаду систем социалистического содружества во всем мире. Падение социалистических режимов стало неожиданным для многих теоретиков и политиков. Кризис в ГДР показал, что общество без демократии, без свободы личности неспособно к саморазвитию и постепенно вступает в стадию политического, экономического и духовного распада.
Целью работы стало изучение особенностей объединения востока и запада Германии и последствий процесса объединения, а именно социально-экономические последствия.
Данная
цель достигается посредством
1. Изучить причины и предпосылки объединения Германии;
2. Проанализировать этапы объединения;
3. Исследовать социально-экономические проблемы объединенной Германии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1985 года по настоящее время.
Объектом исследования является процесс объединений Германии в XX веке.
Предметом исследования являются методы и способы объединения Германского государства в указанный период.
Методы исследования, использованные в данной работе:
1)
Сравнительно-исторический
2) Историко-генетический метод - политическая деятельность Гельмута Коля и его дипломатические решения;
3)
Проблемно-хронологический
Источники. Для решения задач, поставленных в данной работе, были использованы и изучены документы, сборники договоров и соглашении.
Основными источниками по данной теме послужили труды авторов: Арльт Р.[1], Братчиков И.[2], Ватлин А.[3], Вольман Г.[4], Вяткин К.[5], Граверт Р.[6], Зайффуст В.[9], Макадамс Д.[10], Максимычев И.[11], Наринский, М.[12], Павлов Н.[13], Терехов В.[16], Потапов А.[15], Петелин Б.[14], Кудинов И.А.[8].
Практическое применение. Работа по теме «Объединения Германии: ГДР и ФРГ в XX веке. Социально-экономические последствия после объединения», опубликовано сравнительно не много, поэтому настоящая работа может примениться, как этап для написания более всестороннего, объективного и непредвзятого исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении раскрыта актуальность и значимость курсовой работы, обозначены цель, объект, предмет, задачи. Дана характеристика методов исследования, организации опытно-экспериментальной работы. Изложена новизна данной курсовой работы. Основная часть курсовой работы включает в себя две главы, разбитых на параграфы. В них последовательно рассмотрены этапы объединения Германии в XX веке. В заключении содержатся итоги работы, важнейшие выводы.
I Глава Процесс объединения Германии в 1989 – 1990 годы.
1.1 Предпосылки событий в ГДР осенью 1989 года. Падение Берлинской стены
Первые недовольства стали проявляться в ГДР в середине 80 - х годов: социально-экономический и политический кризис. Одной из главных причин которого, явилось неудовлетворение граждан ГДР «закостенелостью» политической системы страны и нежелание руководства страны делать шаги на пути реформ. К тому времени все страны Восточной Европы стали резко отставать в экономическом развитии от остального мира, не смотря на экстенсивное развитие экономики, которая не сумела угнаться за научно-техническим прогрессом. Соответственно, провалы в экономике неизбежно повлекли за собой реакционные меры в политике.
Кризис в ГДР был вызван политикой руководства правящей партии СЕПГ1 во главе с Э. Хонеккером. Правящая верхушка пыталась убедить народ в жизненной важности данной политики, а также «выдающихся» личных качествах и «заслугах» его руководителя. На XI съезде СЕПГ подчеркивалось, что партия внесла «коренные изменения» в жизнь страны, провозгласив «единство направленной на интересы народа экономической и социальной политики» [15, с. 142]. Но руководство ГДР осуществляло репрессии по отношению к инакомыслящим, пыталось ослабить влияние церкви на население. В то время как в странах Восточной Европы и в первую очередь в СССР в политический лексикон прочно входили такие понятия, как «перестройка», «демократизация» и «гласность», а именно в 1985 году с приходом к власти в Советском Союзе Михаила Горбачева. Любые печатные материалы, поступавшие из СССР в ГДР, подвергались строжайшей цензуре или запрещались.
Достигнутый в то время уровень жизни населения привел к нарушению процесса воспроизводства основных фондов. Перераспределение средств в пользу потребления привело к снижению долга, направляемого на накопление национального дохода. На протяжении всей истории существования ГДР, в стране неоднократно повышались пенсии, пособия матерям и многодетным семьям, рост цен на производственные товары был крайне не значительным, не увеличивались квартплата и транспортные тарифы. Но это достигалось в основном за счет увеличения дотаций из госбюджета, которые в 1989 года достигли 25% его расходной части. Усилия по поддержанию уровня жизни населения не приносили успехов. Страна жила не по средствам. В 1988 – 1989 году ГДР стало входить в кризис.
По свидетельству М.С. Горбачева, между руководителями СССР и ГДР возникли прохладные отношения не только из-за отказа участвовать в перестройке, но и в значительной степени из-за того, что Э. Хонеккер претендовал на то, чтобы возглавить идеологию соцлагеря [18].
Вместо того, чтобы пойти на перемены в своей политике, руководство СЕПГ и партийный аппарат перешли в наступление, стали «очищать» партию, в результате чего произошел окончательный разрыв партийно-государственного аппарата с оппозицией – демократически настроенной частью партии и народа.
Непосредственным поводом к бурным событиям осени 1989 года, можно считать «грубейшую» фальсификацию правительством ГДР итогов коммунальных выборов, состоявшихся в мае 1989 года: правительство страны не собиралось сдавать свои позиции. Доказательством тому служит опубликованное 5 июня 1989 года в газете «Нойес Дойчланд» статьи, в которой оправдывалось кровавое подавление студенческой демонстрации в Пекине, как ответа на «контрреволюционное восстание экстремистской группы заговорщиков» [16, с. 25]. В последствии, когда Китайская Компартия отмечала свое сорокалетие, правительство ГДР направило ей свои поздравления. Очевидно, что такими действиями руководство ГДР пыталось «предостеречь» свой народ от подобных выступлений. Весомый вклад в развитие событий лета - осени 1989 года внесли общественные движения, объединения восточногерманской интеллигенции.
1 июля 1989 года представители общественности, проводившие в жизнь инициативу под названием «Отказ от практики и принципов отмежевания» выступили с открытым письмом, которые содержало в себе серьезные политические требования. Они были до крайности возмущены подтасовкой результатов коммунальных выборов. Участники данной инициативной группы обращались с требованием реформы избирательного права, которая гарантировала бы тайные выборы и предоставляла бы гражданам страны реальную возможность выбирать народных представителей в органы государственной власти. Они также выдвигали требования разрешить создание независимых групп по интересам и обеспечить свободу объединений и движений, что теоретически гарантировала Конституция. Далеко не случайно «Новый форум» стал в октябре и ноябре 1989 года олицетворением перемен, происходивших в ГДР.
«Новый форум», в отношении официального курса государства и правительства, представлял собой сильнейшую по численности группу оппозиционно настроенных общественных деятелей. Он был основан 9 сентября 1989 года, 30 представителями различных, по большей части церковных, организации.
12 сентября 1989 года двенадцать общественных деятелей выступили с воззванием, в котором призывали всех людей, стремившихся к реформам, создать свой союз. К диалогу об основах и концепциях демократической перестройки в ГДР, приглашались все, кто пожелает.
Цели и требования вышеназванных гражданских объединений выразились в форме диалога на общественном уровне о проблемах, которые образовались за долгие десятилетия диктатуры бюрократического социализма, в этом они видели основополагающую предпосылку возникновения гражданского общества.
Развитие событий в ГДР было настолько молниеносным, что вскоре политическая оппозиция изменила свою форму, где на место отдельных движений и групп пришли партии, а протест против политического курса правящей верхушки выражался в массовых демонстрациях, митингах и шествиях. Их волна буквально захлестнула страну в сентябре – ноябре 1989 года.
Кризис СЕПГ и правительства ГДР разразился в конце лета 1989 года Он был вызван возмущением жителей страны ограничениями прав человека в ГДР. Одним из проявлений ограничений был запрет гражданам ГДР выезжать на Запад, в частности, в ФРГ [12, с. 14].
В начале мая Венгрия открыла границу с Австрией. Отказ власти ГДР от диалога с собственным населением привело к так называемому «голосованию ногами»: тысячи людей ринулись через Венгрию и Австрию, а затем в ФРГ. В конце июля неофициальная статистика зафиксировала безвизовой выезд 150 граждан ГДР, к середине августа поток увеличился до 1,6 тысяч человек, а к концу сентября количество уехавших составило 25 тысяч человек. Еще тысячи и тысячи, не желавших возвращаться в ГДР, оставались и в Варшаве: они обращались в посольство ФРГ с просьбой предоставить им политическое убежище. Посольства не могли отказывать гражданам ГДР – так как правительство Коля не желало отступать от позиции, выражавшейся в том, что любой гражданин ГДР имеет право на получение гражданства ФРГ. В августе 1989 года в 120 тысячах поданных заявлений о разрешении выезда на постоянное жительство в ФРГ указывались на такие причины, как «недостаточность понимания сложности социалистического строительства», «личные неурядицы, усугубленные результатами анализа условий собственной жизни в сравнении с жизнью в ФРГ и Западном Берлине» [5, с. 106]