Новгородская республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Новгородская республика в период своего расцвета владела огромной
территорией. Ее земли простирались от Балтийского моря на западе до
Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и
Западной Двины на юге.

Содержание

Географическое положение………………………………………….4
Административное деление………………………………………….4
Общественный строй………………………………………………....6
Верховная власть……………………………………………………...9
Исполнительная власть………………………………………………11
Судебная власть……………………………………………………....15
Сельское хозяйство…………………………………………………...16
Ремесла………………………………………………………………...18
Торговля……………………………………………………………….24
Денежная система…………………………………………………….30
Архитектура…………………………………………………………...31
Иконопись……………………………………………………………..34
Берестяные грамоты…………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Новгородская феодальная республика.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

 он приходил  к умению читать и понимать  написанное.

      Мальчик,  записывавший  азбуку  и  склады  в  этой   грамоте,   просто

 упражнялся,  он  уже  умел  читать  и  писать.  В  этом  можно  убедиться,

 перевернув  берестяное донышко. Там в прямоугольной  рамке написано  тем  же корявым почерком: "Поклон от Онфима к Даниле".

      Еще одна грамота, написанная  тем же Онфимом: "Яко с нами  Бог, услышите до послу, яко  же  моличе  твоё,  на  раба  твоего  бы".  Это  отрывок  из богослужебного текста. И,  скорее  всего,  эти слова написаны  были  под диктовку  учителя.  Данный  документ  еще раз подтверждает  мысль,   что образование на Руси, в частности – в Новгороде, носило церковный характер.

      Кроме обучения письму, новгородцев  учили счету. В Новгороде, как   и  в

 других русских   областях,  использовалась  алфавитная  система  нумерации,

 когда роль  цифр играли буквы с черточками  наверху,  называемыми  “титло”. Причем в качестве цифр использовались не все буквы, а только  те,  которые присутствуют в греческом алфавите, и числовые значения букв  возрастали  в том же порядке, в каком следовали буквы в греческом алфавите.

      В грамоте XIV века воспроизведена  вся  система  существовавших  тогда

 цифр. Сначала  идут единицы,  затем  десятки,  сотни,  тысячи  и,  наконец,

 десятки тысяч  вплоть до обведённой кружочком  буквы "Д".  Так  изображалось число 40000. Конец грамоты оборван.

      Посредством  изучения   материалов   археологических   раскопок   было

 установлено,  что выполнение  упражнений  на  бересте  –  это  второй  этап

 обучения  грамоте.  Упражнения  первого   этапа  выполнялись  на  деревянных дощечках. Такие дощечки были найдены во множестве  в  Новгороде.  Одна  из поверхностей  дощечек,  как правило,  украшена  различным орнаментом,  а другая  углублена и имеет бортик  по  краям,   а   по   всему   донышку образовавшейся таким образом выемки – насечку из штриховых линий.  Каждая дощечка имеет на краях по  три отверстия.  Ей  соответствовала такая же парная  дощечка,  при помощи  дырочек они связывались друг  с   другом орнаментированными поверхностями наружу.  На  одной из  найденных таких дощечек датированной первой половиной XIV века  вместо орнамента тщательно вырезана азбука от "а" до "я", и эта находка объяснила, каково  назначение дощечек. Выемка на них заливалась воском, и обучавшиеся грамоте новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске, подобно тому, как сейчас при обучении  используется   классная   доска.    Написанное   на   воске сглаживалось  с помощью специальной лопатки.  Азбука,   помещенная   на поверхности одной из дощечек, служила пособием.  На  нее ученик  смотрел, списывая буквы. Научившиеся писать буквы на воске переходили к упражнениям на бересте.

    Вот  еще одна береста. Это духовное  завещание: "Во имя  Отца  и  Сына  и

 Святого Духа. А аз раб Божии Михаиль, отхождя  живота сего, пишю рукопсание при своем животе, что ми Кобилькеи 2 рубля ведати..."

    Последняя  береста, о которой хотелось  бы сказать. Она  написана  в  XIV

 столетии. В  этой грамоте нацарапаны две  строки, правые  концы  которых   не сохранились. В первой строке  следующий текст:  "нвжпсндмкзатсут...".  Во второй – запись такого же  характера:  "ееяиаеуааахоеиа...".  Если  читать

 буквы не  в обычном порядке, а по вертикали,  сначала  первую  букву  первой строки, потом первую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и так до конца. Получится связная, хотя и оборванная фраза: "Невежя  писа, недуми каза, а хто се цита" - "Незнающий написал,  недумающий  показал,  а кто это читает...". Хотя окончания нет, ясно, что "того, кто это читает", обругали.

    Эта  шутка на бересте позволяет нам еще  раз  осознать,  что  за  всякой

 исторической  эпохой стоит простой  человек,  со  всеми  своими  чувствами,

 мыслями,  стремлениями. О жизни  этого   простого  человека  в  Новгородской республике нам позволяют узнать берестяные грамоты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

    Платонов  С.Ф. Лекции по русской   истории.  С.-Пб.,”Кристалл”,1998.

    Энциклопедия  Русской истории. Москва, “Эксмо”, 2000.

    Янин  В. Л.  “Я послал тебе бересту”. Москва, 1975.

    Каргер  М. Новгород.  Ленинград, “Аврора”, 1975.

    Социально-экономическое   положение  в  Новгороде   под  ред.   Потапова,

Москва,1983.

    Трубецкой  Е.Н. Смысл жизни. Сост.  А.П.Полякова,  П.П.Апрышко. москва,

“Республика”, 1994.

     Ключевский  В.О. Собрание сочинений. В 9 т. Москва,”Мысль”, 1987.

         Владимирский-Буданов М.В.Обзор истории  русского  права.  Ростов  на

Дону. “Феликс” 1995.

        Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Москва. “Голос”, 1993.

        Древнерусская икона. Альбом для юношества под ред.  Ильина,  Москва,

“Кедр”,1993. 

Информация о работе Новгородская республика