Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 12:07, контрольная работа
Новгородская республика в период своего расцвета владела огромной
территорией. Ее земли простирались от Балтийского моря на западе до
Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и
Западной Двины на юге.
Географическое положение………………………………………….4
Административное деление………………………………………….4
Общественный строй………………………………………………....6
Верховная власть……………………………………………………...9
Исполнительная власть………………………………………………11
Судебная власть……………………………………………………....15
Сельское хозяйство…………………………………………………...16
Ремесла………………………………………………………………...18
Торговля……………………………………………………………….24
Денежная система…………………………………………………….30
Архитектура…………………………………………………………...31
Иконопись……………………………………………………………..34
Берестяные грамоты…………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………44
Внешняя торговля Новгородской республики не ограничивалась западным направлением, она велась и с южными странами. Археологические данные позволяют утверждать, что в XII - XIII вв. Новгород был связан торговыми отношениями с Северным Кавказом, Средней Азией, Ираном и, может быть, с Византией. Об этом свидетельствуют находки явно южного происхождения. Скорлупа грецких орехов обнаружена при раскопках в различных слоях различного времени. Наибольшее число находок приходится на XII век, а начиная с 40-х годов XIII в. скорлупа грецких орехов встречается редко. Находки миндаля единичны. Как грецкий орех, так и миндаль могли ввозиться
из Византии, Крыма или с Кавказа.
Привозными являются изделия из самшита. Cамшит - южное дерево, оно до сих пор произрастает на Черноморском побережье Кавказа. В Новгород его ввозили, очевидно, волжским или днепровским путем. Самшитовые гребни, бытовавшие в Новгороде в течение пяти столетий, встречаются при раскопках, причем чаше всего в слоях XIII в. и очень редко - в слоях XII века. В это время обострилась борьба русских княжеств с половцами, что затруднило движение купцов по волжскому торговому пути. В Новгород древесина самшита привозилась в необработанном виде, а гребни изготовлялись местными ремесленниками. Этот вывод был сделан на основании абсолютного сходства самшитовых гребней по форме и размерам с некоторыми видами костяных гребней местного новгородского производства. Кроме того, техника нарезки зубьев на многих деревянных и костяных гребнях абсолютно идентична. Из самшита изготовлялись не только гребни. В слоях XIII в. найдена маленькая круглая самшитовая шкатулка, у которой еще не выточена внутренняя полость. Очевидно, это полуфабрикат изделия, по каким-либо причинам не обработанного до конца, выброшенного или потерянного новгородским мастером. Частые
находки самшитовых
гребней в Новгороде
Вообще же из дальних стран на Русь чаще всего ввозились именно предметы роскоши. В домонгольских слоях древнего Новгорода обнаружены
обломки дорогой по тому времени привозной поливной посуды. Она была в употреблении лишь у зажиточных кругов новгородского общества.
В конце XII - начале XIII в. в Новгород привозилась белоглиняная
фаянсовая посуда с белой непрозрачной поливой и росписью кобальтом (синей) и марганцем (сиренево-фиолетовой). Это были, как правило, чаши и блюда, украшенные сюжетным орнаментом в сочетании с геометрическим. На дне с внутренней стороны часто изображались птицы, а стенки у венчика украшались косыми широкими параллельными линиями. В слое второй половины XII в. найдена часть люстрового блюда с арабской надписью.
Центром
производства фаянсовой
Одной из статей русского импорта издавна были различные пряности,
которые пользовались широким спросом. С Запада и с Востока ввозилось также вино. О связях со Средиземноморьем свидетельствуют находки греческих губок.
Русь
экспортировала в различные
нас нет почти никаких источников, свидетельствующих о составе новгородского экспорта. В летописи иногда сообщается о приключениях возвращавшихся ”из-за моря” новгородских купцов. Очевидно, что они ездили за заморским товаром не с пустыми руками, а везли и свои товары, которыми торговали “за морем”.
Что это были за товары? Прежде всего, пушнина. Новгородская земля
издавна славилась своими охотничьими угодьями. Меха очень ценились за границей, как на Востоке, так и в Европе, и были важнейшей статьей русского экспорта. По свидетельству арабских писателей Русь поставляла меха бобров, черных лисиц, соболей, белок и других пушных зверей.
Пушнина поступала в Новгород в виде дани, которую новгородцы брали с
подвластных им северных племен.
К
числу товаров,
воск. Из него изготовлялись
свечи, спрос на которые в христианских
странах был велик. Кроме того, воск широко
применялся в ремесле, в частности,
в ювелирном деле (литье по восковой
модели). Воск начали вывозить
еще в домонгольское время - корпорация
купцов-вощников существовала в Новгороде,
очевидно, уже в XII веке. В самой
Новгородской земле бортничество
было развито меньше, чем в Северо-Восточной
Руси, поэтому Новгород, хотя
и торговал своим воском, прежде
всего, играл роль транзитного
центра в торговле воском, ввозившимся
из соседних княжеств.
Денежная
система.
В
Новгородской республике
течение этих
столетий в обращении
В XII веке гривна серебра делилась на 4 гривны кун, каждая из которых,
в свою очередь, делилась на 20 ногат, или на 50 резан, или на 150 вевериц
(векшей). Термином “куны” обозначалась не только одна из денежных единиц, но и деньги вообще.
На
протяжении истории
неоднократно видоизменялась, однако о коренном изменении можно говорить лишь в одном случае. Если гривна серебра раннего периода существования республики делилась на 20, 50, 150 (все числа кратны 10) и более мелких единиц, то в XV веке новгородская гривна состояла из 14 денег (кратно 7). Деление на 7 и на 10 – это основы совершенно различных счетных систем. Введение новой системы счета и явилось основным преобразованием денежной системы Великого Новгорода.
Археологические
изыскания позволили
системы денег произошла примерно на рубеже XII и XIII веков.
Также удалось установить, что в конце XIII века в употреблении у
новгородцев появилось слово “рубль”, вероятнее всего, этим словом
обозначались слитки серебра в 200 грамм, то есть гривны. Таким образом,
можно утверждать,
что новгородский рубль и
серебряная гривна – разные
названия одного предмета.
Архитектура.
Построенный в 1050 году Ярославом Мудрым Софийский собор стал для новгородцев символом независимости и особого значения Новгорода. Дальнейшее развитие архитектуры некоторым образом отражает развитие самой Новгородской республики.
Еще в начале XII века, до образования республики, новгородские князья
переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев
монастырь.
В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор – “мастер Петр”. Георгиевский собор сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого. И хотя время постройки Георгиевского собора не принадлежало времени существования Новгородской республики, о соборе стоило упомянуть, чтобы показать разницу княжеского стиля со сложившимся впоследствии.
После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не
выстроили ни одного здания. Понимая зыбкость своего положения, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.
Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый
тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.
Решительно меняется характер
интерьера. Пышные открытые
Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.
Первая дошедшая до нас
кричит о себе, но выражается, прежде всего, в скромности и смиренномудрии.
В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной
волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и
сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.
Такова церковь Преображения, или, как называлась она в народе, Спаса
на Ковалеве. Эта церковь была построена в 1345 году по заказу боярина
Онцифора Жабина. К трем фасадам здания примыкают разновеликие притворы (южный притвор - усыпальница Жабиных). Примечательной особенностью церкви
Преображения является то, что купол имеет сферическую, а не луковичную форму. Полусфера была основной формой купола в Византии, откуда была унаследована Русью. Однако, по мере развития русского национального самосознания и искусства, сферический купол заменялся куполом в форме луковицы. В форме купола, так же, как и в отсутствии архитектурных излишеств, заключается особый духовный смысл. Сферический купол символически обозначает небесный свод. Но, в то же время, он говорит о некоторой завершенности и самодовольности. Купол в форме луковицы как бы устремлен вверх особым молитвенным горением: он напоминает пламя свечи.
Лишена архитектурных ухищрений, но обладает особой красотой церковь Преображения (Спаса на Ильине улице) в Новгороде, построенная в 1374 году по заказу “боярина Василий Данилович со уличаны Ильины улицы”.
Церковь Власия на Волосовой улице в Новгороде была построена в 1407
году. Выполняла
функции приходской церкви. Это одна
из позднейших церквей Новгородской
республики, и в ней отразилась
основная особенность церквей последнего
периода Великого Новгорода.
Храм четырехстолпный, с
одной световой главой, но подкупольные
столбы придвинуты к стенам. Нижние
части столбов округлы.
Иконопись.
В Новгородской республике сложилась отдельная и своеобразная школа
иконописных мастеров. Первые новгородские иконы были написаны в XI столетии. Наивысшего расцвета иконопись достигла в XIV-XV веках, после чего, с утратой Новгородом независимости, начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано во времена республики. Новгородское искусство, по сравнению с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы, отличается особой полнокровностью и почвенностью. Новгородские художники не