Н.М. Карамзин «История государства Российского», место и значение работы Н.М. Карамзина в исторической науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Место Н.М. Карамзина в русской культуре. Становление историка. Создание «Истории государства Российского». Трактовка исторического факта. Общая концепция русской истории. Периодизация истории России. Влияние «Истории государства Российского».

Работа содержит 1 файл

карамзын.docx

— 49.88 Кб (Скачать)

В « Письмах  русского  путешественника»  Карамзин  пишет: «Больно,  но  должно  по

справедливости  сказать,  что  у  нас  до  сего  времени  нет  хорошей  российской  истории,  т.е.

писанной с философским  умом, с критикой, с благородным  красноречием. Говорят, что наша

история  менее  других  замечательна:  не  думаю;  нужен  только  ум,  вкус,  талант.  Можно 

выбрать,  одушевить,  раскрасить,  и  читатель  удивится,  как  из  Нестора,  Никона  и  других

могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и 

чужестранцев».

Современники  Николая  Михайловича  сразу  же  обратили  внимание  на  то,  что в  его

«Истории...» наука идет рука об руку с искусством. Не случайно среди его почитателей было

много  художников.  Примечательно,  что  на «Портрете  А.И.  Иванова»  кисти  Бугаевского-

Благодарного  рядом  с  фигурой  художника,  мастера  исторической  композиции,  мы  видим 

книгу Карамзина.

Что же значит в понимании  Карамзина «выбрать, одушевить, раскрасить»? В 1802 г. в

журнале «Вестник Европы»  он  опубликовал статью «О случаях  и характерах в российской

истории,  которые  могут  быть  предметом  художеств».  Это  был  своего  рода  манифест  о 

необходимости  органического  слияния  исторической  правдивости  с  образностью.

Продолжая  и развивая  традицию,  выраженную  в  патриотической работе  М.В.  Ломоносова

«Идеи  для  живописных  картин  по  русской  истории»,  Карамзин  отстаивал  идею

внесословной  ценности  человека  применительно  к  русской  истории,  взятой  как  материал

искусства.  Историк  требовал  отражения  в  искусстве  и  литературе  национальных

особенностей  русского  характера,  подсказывал  живописцам  темы  и  образы,  которые  они 

могут  почерпнуть  из  древней  отечественной  литературы.  Советы  Николая  Михайловича 

охотно  использовали  не  только  художники,  но  и  многие  писатели,  поэты  и  драматурги.

Особенно актуально его  призывы прозвучали в период Отечественной  войны 1812 г.

Поводом  для  статьи  Карамзина  явилось  решение  президента  Академии  художеств 

графа  А.С.  Строганова  о  том,  чтобы  слушатели  Академии  избирали  темами  своих  работ 

сюжеты  из  отечественной  истории  для  увековечения  памяти  и  славы  великих  людей,

«заслуживших благодарность Отечества». Следствием выступлений Строганова и Карамзина

явилось то, что в 1803 г. начались работы над созданием известного памятника «Гражданину 

Минину и  князю Пожарскому». Модель его  была завершена скульптором  И.П. Мартосом в

1815 г., а торжественное  открытие состоялось в 1818 г.  в Москве на Красной площади. 

В своей статье Карамзин не только призывает, но и полемизирует. Он спорит с теми,

кто  не  видит  нужды  в  эстетическом  освещении  русской  истории,  а  в  деле  воспитания

патриотизма и национального  самосознания полагается только на силу голого исторического 

факта. «А те холодные люди, —  писал он, — которые не верят  сильному влиянию изящного

на  образование  душ  и  смеются ( как  они  говорят)  над  романтическим  патриотизмом,

достойны  ли  ответа?» Создайте  национально-патриотическую тему  в искусстве, утверждал

ученый, и тогда не только русский, но и «чужестранец захотел  бы читать наши летописи...».

По  мнению  Карамзина,  искусство  только  выявляет  и  заостряет  эстетические

возможности  истории,  но  не создает  их. «В  наше  время историкам уже не позволено  быть

романтиками и выдумывать  древнее происхождение для городов,  чтобы вызвать их славу».

Это многозначительное заявление, сделанное Карамзиным в 1802 г., прямо  перекликается с   101

авторской  установкой «история не  роман,  и  мир не  сад...»,  сформулированной  в «Истории

государства Российского».

«Таланту  русскому  всего  ближе  и  любезнее  прославлять  русское, — заявляет

Карамзин. — Должно приучить россиян к уважению собственного, должно показать, что оно

может  быть предметом  вдохновения артиста  и сильных  действий  искусства  на  сердце.  Не

только историк и поэт, но и живописец, и ваятель бывают органами патриотизма».

В  отличие  от  Ломоносова,  Карамзин  интересуется  не  столько  героическими

эпизодами  Древней  Руси,  показывающими  личное  мужество  отдельных  исторических

деятелей,  сколько  сюжетами,  которые  дают  возможность  раскрыть  психологические 

состояния персонажей, такими, например, как свадебный сговор Ольги с Игорем; прощание

Ярослава  Мудрого  с  дочерью  Анной,  просватанной  за  французского  короля,  и  т.п.  По

мнению историка, художник должен вдохновляться «чувственностью, ибо тень меланхолии» 

не может испортить  «действия картины».

 

Влияние «Истории государства  Российского»

Выход  в  свет  весной 1818 г.  первых  восьми  томов  карамзинской « Истории...»

совершил переворот в  сознании россиян. Уже во второй половине XIX в. воспитанники всех

учебных заведений были знакомы  с этим трудом. Даже тогда, когда  появились новые имена 

историков — С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, — труд

Николая  Михайловича  оставался  обязательным  чтением  в  гимназиях  и  университетах.  На

Карамзине выросли и с благодарностью вспоминают о нем в своих произведениях писатели

Л.Н.  Толстой,  И.А.  Гончаров,  С.И.  Аксаков,  А.А.  Григорьев,  Ф.М.  Достоевский;

публицисты-демократы  Н.А.  Добролюбов  и  Н.Г.  Чернышевский;  великий  сатирик  М.Е.

Салтыков-Щедрин; мемуарист-географ  П.П. Семенов-Тяншанский; историки К.Н. Бестужев-

Рюмин  и  С.М.  Соловьев.  Известный  мыслитель  Н.Н.  Страхов,  близкий  к  Достоевскому  и 

Толстому, писал: «Я воспитан на Карамзине... Мой ум и вкус развивались  на его сочинениях.

Ему  обязан пробуждением  своей Души, первым  и высоким умственным  наслаждением». В

свою очередь Ф.М. Достоевский, отвечая на вопрос о детском чтении, советовал «не обойти

Карамзина»,  полагая,  что « исторические  сочинения  имеют  огромное  воспитательное

значение,  верите  и  давайте  лишь  то,  что  производит  прекрасные  впечатления  и  родит 

высокие мысли».

Практически  все  издания  прошлого  столетия,  рассчитанные  на  юношеское

восприятие,  включали  отрывки  или  пересказы « Истории...»  Карамзина.  В  популярных

хрестоматиях  сочинения Карамзина определялись  как веха  в истории российской

словесности: «От  Петра I до  Карамзина», «От  Карамзина  до  Пушкина».  Отрывки  из

«Истории  государства  Российского»  помещены  в  книге  знаменитого  педагога  К.Д.

Ушинского «Детский мир и  Хрестоматия» (для чтения на уроках родного языка в младших 

классах). К 1916 г. эта книга выдержала 41 издание. Известный педагог и литературовед А.Д.

Галахов  подготовил  хрестоматию  с  фрагментами  из « Истории...»,  которая  к 1918г.

переиздавалась 40 раз. В  своих  статьях он  рассматривал  такие  проблемы, как «Карамзин  и 

нравственность», «Карамзин  как оптимист». В известной Поливановской гимназии в Москве

на  Пречистинке,  где училось немало  будущих знаменитостей ( В.Я.  Брюсов,  Б.Н.  Бугаев

(Андрей  Белый)  и   др.),  как  правило,  писали  исторические  сочинения « из  Карамзина».

Историк  Москвы  П.В.  Сытин  в 15 лет  прочитал  все 12 томов « Истории  государства 

Российского» и сделал из них обширные выписки.

В  послеоктябрьский  период  общественно-политические  воззрения  Карамзина ( как,

впрочем,  практически  всех  дореволюционных  историков  — С.М.  Соловьева,  В.О.

Ключевского,  М.П.  Погодина,  Н.И.  Костомарова,  И.Е.  Забелина,  П.Н.  Милюкова,  С.Ф.

Платонова  и  многих  других)  были  признаны  консервативными,  националистическими  и 

монархическими, и его труды надолго исчезли из педагогической литературы.

Нельзя  не  упомянуть  и  о  влиянии  труда  Карамзина  на  историческое  краеведение.

Этот,  по  определению  Д.С.  Лихачева, «самый  массовый  вид  науки»  получил  свое становление  в  России  также  под  воздействием «Истории...»  Карамзина.  Патриоты  своего

края пользовались трудами  Николая Михайловича как основой  для отбора фактов о родном

городе  и знаменитых  земляках.  Так,  благодаря Н.М.  Карамзину происходило воспитание

историей. Видный  этнограф И.П.  Смирнов (1807-1863) вспоминал годы  учения  в  Тульской

духовной  семинарии: «Среди  чтения «Истории...»  Карамзина  являлась  всегда  одна  мысль:

что такое Тула и как  жили наши отцы».

Интерес  к  местной  истории  пробуждал  в  обществе  внимание  к  частному  быту,

каждодневной  жизни.  Историк  русского  быта,  археолог  И.Е.  Забелин  с  детских  лет 

зачитывался «Историей...»  Карамзина и навсегда определил  для себя, какое важное значение

в  познании  бытовой  истории  имеют  вещественные  источники.  Опережая  время,  Николай 

Михайлович  намного  расширил  источниковую  базу  исторической  науки.  Он  был один  из

первых историков, кто  ввел в научный оборот такие источники, как древние монеты, медали,

надписи, сказки, песни, пословицы; обратил внимание на старинные слова, обычаи россиян,

их жилища, одежду и захоронения; впервые в русской науке заговорил  о влиянии природных 

условий  на  исторический  процесс,  на  физический  и  духовный  облик  различных  наций.  И 

сегодня исследователи, начиная  изучать быт Древней Руси, прошлое  отдельных ее областей,

изобразительные и архитектурные  памятники, в первую очередь обращаются к «Истории...» 

Н.М. Карамзина.

Благодаря  влиянию  труда  Николая  Михайловича  значительно  расширилось 

представление  о  социальном  составе  лиц,  действовавших  в  истории  России.  Поэтому 

обвинения, предъявляемые  ему как историку  князей и  княжений, а  не  народа, со временем

оказались  несостоятельными.  Напротив,  его  труд  способствовал  демократизации

представлений о содержании истории и ее участниках, расширял круг самих исследователей

и в конечном счете, воспитывал в обществе уважение к науке и труду ученого.

 

Литература 

Козлов В.П.  «История  государства Российского» Н.М. Карамзина  в оценке современников.

М., 1989.

Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М., 1985.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Сохаров  А.Н.  Николай Михайлович  Карамзин (1766-1826)//Историки  России XVIII-XX

веков.  Вып. I. Архивно-информационный  бюллетень № 9 — Приложение  к журналу

«Исторический архив». М., 1995.

Соколов  АН. Бессмертный  историограф. Николай Михайлович Карамзин// Историки России

XVIII — начало XX века М., 1996.

Шмидт  С.О. Н.М.  Карамзин  и  его «История  государства  Российского// Н.М.  Карамзин  об

истории государства Российского. М., 1990.

Эйдельман Н. Последний летописец. М., 1983.


Информация о работе Н.М. Карамзин «История государства Российского», место и значение работы Н.М. Карамзина в исторической науке