Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:00, реферат
Место Н.М. Карамзина в русской культуре. Становление историка. Создание «Истории государства Российского». Трактовка исторического факта. Общая концепция русской истории. Периодизация истории России. Влияние «Истории государства Российского».
публикации «Письма...», выпускает «Московский журнал», где публикуется «Бедная Лиза»,
имевшая шумный успех во всех слоях общества.
1793 год стал поворотным в его жизни. Ужас якобинской диктатуры, сомнения в
идеалах Просвещения, которые предвосхитили наступление этой революции, пессимизм
овладевают молодым литератором. Смерть нежно любимой им супруги Елизаветы
Протасьевой окончательно повергла его в меланхолию.
Восшествие в 1801 г. на престол либерала Александра I вызвало энтузиазм
просвещенного русского общества, воспрянул духом и Карамзин. В это время он уже
признанный российский писатель и мыслитель. Николай Михайлович периодически
выступает с публицистическими очерками по проблемам русской истории в созданном им в
1801 г. журнале «Вестник Европы».
Создание «Истории государства Российского»
31 октября 1803 г. 37-летний Карамзин Высочайшим указом получает должность историографа с пенсией (3 тыс. рублей), равной профессорскому жалованью. Перед ним открываются все архивохранилища и библиотеки, он удаляется в Остафьево, имение отца своей новой жены Екатерины Андреевны Вяземской. В скромно обставленном кабинете на втором этаже барского дома он начинает свой подвиг ученого-историка: «Пишет тихо, не вдруг и работает прилежно».
В советской историографии Карамзин характеризовался как идеолог « дворянско аристркратических кругов», крепостник и монархист. Ключ к пониманию личности ученого, как впрочем, и любой другой, — в природной, генетической натуре, в обстоятельствах его жизни, в том, как формировался его характер, в семейных и общественных отношениях. «Благородную дворянскую гордость», любовь к Отечеству историка питали просвещенный 93отец, круг думающих и образованных друзей дома, трогательная и скромная российская природа. Но кроме этого из детства Карамзин вынес и впечатления об ужасной «пугачевщине», а в годы своего путешествия за границу увидел гибельность насилия, народную стихию, авантюризм вождей Французской революции. «Ужасы французской революции навсегда излечили Европу от мечтаний гражданской вольности и равенства»; «Народ в кипении страстей может быть скорее палачом, нежели судиею».
В своем труде исследователь не только поставил проблему художественного воплощения истории, повременного литературного описания событий, но их «свойство и связь». Его принципы: 1) любовь к Отечеству как части человечества; 2) следование правде истории: «История — не роман и не сад, где все должно быть приятно, — она изображает действительный мир»; 3) современный взгляд на события прошлого: «что есть или было, а не что быть могло»; 4) комплексный подход к истории, т.е. создание истории общества в целом: «успех разума, искусства, обычаи, законы, промышленность и т.д.» Движущая сила исторического процесса — это власть, государство. Весь русский исторический процесс является борьбой самодержавия с народоправством, олигархией, аристократам и уделами.
Единовластие представляет собой стержень, на который нанизывается вся общественная жизнь России. Разрушение единовластия всегда приводит к гибели, возрождение — к спасению. Самодержавие олицетворяет собой порядок, безопасность и благоденствие. На примерах коварства Юрия Долгорукого, жестокости Ивана III и Ивана Грозного, злодейств Бориса Годунова и Василия Шуйского Карамзин показывает, каким не должен быть монарх. Противоречиво оценивает ученый и Петра I: «Мы стали гражданами мира, но перестали
быть в некоторых случаях гражданами России». В то же время не случайно его «История...» называется российской, а не русской. Относительно простого народа историк все же не выступал за «прелести кнута», а видел его полноправным гражданином наряду с дворянами и купцами при одном условии: «народ должен работать». В его истории нет идеи избранности русского народа и национального нигилизма. Он сумел удержаться на объективном уровне подхода ко всем народам России и Европы.
Незадолго до своей смерти, на собрании Академии наук Николай Михайлович сказал: «Мы желали бы из самого гроба действовать на людей, подобно невидимым добрым гениям, и по смерти своей еще иметь друзей на земле». Этой чести Карамзин удостоился в полной мере.
Работа над « Историей государства Российского» шла очень интенсивно и в
отношении подбора источников, и в части писания самого текста. Уже к 1811 г. было
написано около 8 томов, но события 1812-1813 гг. временно оборвали работу. Лишь в 1816 г.
он смог поехать в Петербург, имея уже 9 томов, и приступил к изданию первых 8 томов как
законченной цельной части своей «Истории...».
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая;
зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровения и правил; завет предков к
потомству... — так начинает Карамзин свою « Историю...». — Правители, законодатели
действуют по указаниям истории... Должно знать, как искони мятежные страсти волновали
гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное
стремление... Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с
несовершенством видимого порядка вещей... утешает в государственных бедствиях... она
питает нравственное чувство
и праведным судом своим
которая утверждает наше благо и согласие общества. Вот польза: сколько же удовольствий
для сердца и разума».
Итак, на первом месте поставлена политико-назидательная задача; история для
Карамзина служит нравоучению, политическому наставлению, а не научному познанию. Это
— утверждение сильной монархической власти и борьба с революционным движением.
Живописность, искусство — таков второй элемент, характеризующий исторические
взгляды Карамзина. История России богата героическими яркими образами, она —
благодатный материал для художника. Показать ее в красочном, живописном стиле — 94
основная задача историка. Исторический процесс Карамзин понимал через прагматизм Юма,
ставившего во главу угла историческую личность как двигатель исторического развития,
выводившего это развитие из воззрений отдельного человека и его действий. Все основные
элементы в понимании истории взяты Карамзиным из XVIII столетия и отражают
предшествующий этап в развитии истории. Но историческая наука прошла уже
значительный путь, и, конечно, нельзя было вовсе обойти две основные проблемы
исторической на уки, к разрешению которых через наследие прошлого настойчиво
пробивалась историческая мысль, — проблему источника и проблему исторического
синтеза. Но здесь наступало противоречие между требованием научной документации и
литературно-художественным направлением. Карамзин нашел этому противоречию
своеобразное разрешение, разделив свою историю на две самостоятельные части. Основной
текст — литературное повествование — сопровождался в приложениях самостоятельным
текстом документальных примечаний.
Трактовка исторического факта
Исторический факт — это элемент прагматического повествования. И если
примечания имеют целью в известной мере научное установление факта, то историческое
повествование занято только
его психологическим
в. Карамзин заменяет размышление над внутренней природой явлений, к которому подошел
уже И.Н. Болтин, «плодовитостью в изъяснении причин». Событие служит ему лишь
отправной точкой, внешним поводом, идя от которого он развивает свои психологические
характеристики и морализирующие и сентиментальные рассуждения; люди и события —
тема для литературного поучения.
Так, изложив в современной литературно-риторической передаче летописный рассказ
об убийстве Аскольда и Дира Олегом, автор снабжает его в тексте своим политико-
морализирующим комментарием: «Простота, свойственная нравам IX века, дозволяет
верить, что мнимые купцы могли призвать к себе таким образом владетелей Киевских, но
самое общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного».
Психологизм для Карамзина не только средство объяснения фактов, но и
самостоятельная литературная тема, характер литературного стиля. Исторический факт
превращается в психологический сюжет для литературного творчества, уже нисколько не
связанного документальным обоснованием. Для примера можно привести рассказ о смерти 96
Всеволода: «Всеволод, огорчаемый бедствиями народными и властолюбием своих
племянников, которые, желая господствовать, не давали ему покоя и беспрестанно требовали
уделов, с завистию вспоминал то счастливое время, когда он жил в Переяславле, довольный
жребием удельного князя и спокойный сердцем». Описание превращается в
сентиментальную повесть, в мечты о личном счастье и скромной доле. Психологическая
характеристика становится чисто механическим литературным приемом, так что иногда сама
вступает в противоречие с основной психологической темой. Так, Святополк Изяславич,
подготовляющий предательское ослепление Василька, называется «ласковым» Святополком.
В то же время психологизм исторической науки XVIII в., как указано, связан с
рационализмом, с ее основной концепцией, которая делает историческую личность ведущей
действующей силой истории. При этом в самой деятельности исторической личности
Карамзин видит осуществление своего политического идеала.
Психологическое повествование определяет основную связь между событиями,
политическая схема определяет общее содержание исторического процесса. Как у Татищева
или потом у Щербатова, его содержание дано не развитием самих исторических событий, а
внешним раскрытием политической идеи самого автора.
Общая концепция русской истории
Политическая концепция самого Карамзина в своем законченном виде формулируется
им уже как политический итог двадцати лет бурных событий европейской истории,
отмеченных на Западе Французской революцией и наполеоновскими войнами, а в России —
демократической проповедью А.Н. Радищева, павловским режимом, наконец, политикой
Тильзита и реформами М.М. Сперанского. Это было двадцать лет борьбы между старым,
феодальным, и новым, буржуазным, порядком. Отражая идеалы старой, дворянской, России,
Карамзин защищает традицию XVIII в., идущую от В.Н. Татищева и М.М. Щербатова.
Свою историко-политическую программу Карамзин изложил во всей полноте в
«Записке о древней и новой России», поданной в 1811 г. Александру I в качестве дворянской
программы и направленной против реформ Сперанского. Эта программа вместе с тем
подводила в какой-то мере итог и его историческим занятиям, в которых ученый дошел уже
до конца XV в.
Российское единодержавие — таков первый элемент историко-политической
концепции Карамзина. «Самодержавие основало и воскресило Россию». «Россия основалась
победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Это
— татищевская схема « совершенного единовластительства» от Рюрика до Мстислава,
которое сменяет «аристократия или паче расчлененное тело», и, наконец, восстановление
«совершенной монархии» при Иване III. Эту идею Карамзин развил и в своей «Истории...»,
подводя итог истории Древней Руси перед княжением Ивана III. «Было время, когда она
(Россия. — Н.Р), рожденная, возвеличенная единовластием, не уступала в силе и в
гражданском образовании первейшим европейским державам». Но за этим последовало
«разделение нашего отечества и междоусобные войны». «Нашествие Батыево ниспровергло
Россию». Наконец, Иван III восстановил единовластие: «Отселе история наша приемлет
достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеские,
но деяния царства, приобретающего независимость и величие».
Но на протяжении столетия эта монархическая система осложнилась новым
элементом. За это время согласие между монархией и дворянством временами нарушалось.
Пошатнулись и социальные позиции дворянства, напряженно отстаивавшего свои
привилегии. Историческое обоснование монархии дополняется историческим обоснованием
дворянских прав и привилегий, притом именно родовой знати, аристократии. Это
превращение татищевской схемы начато уже Щербатовым. В этом переработанном виде
принял и развил ее Карамзин в условиях обострения кризиса, обозначившегося Французской
революцией на Западе, реформами Сперанского и назреванием движения декабристов в
России. «Самодержавствие есть палладиум России; целость его необходима для ее счастья; 97
из сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел право унижать
дворянство, столь же древнее, как и Россия». И Карамзин ссылается на положение
Монтескье: «Без монарха — нет дворянства, без дворянства — нет монарха». «Дворянство и
духовенство, Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми — государь, единственный
законодатель, единовластный источник властей. Вот основание; Российской монархии» —