Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:00, реферат
Место Н.М. Карамзина в русской культуре. Становление историка. Создание «Истории государства Российского». Трактовка исторического факта. Общая концепция русской истории. Периодизация истории России. Влияние «Истории государства Российского».
таков итог политической программы Карамзина. Рядом с политическим правом дворянства
как участника власти монарха стоит неотъемлемость его земельных прав ( земля « есть
собственность дворянская») и его крепостнические права. Монархия Щербатова и Карамзина
— это дворянская монархия. Дворянство и крепостничество — опора самодержавия:
«безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу».
Отсюда исторический национализм, идеал консервативной традиции,
противопоставляемый и Щербатовым, и Карамзиным буржуазной революционности
Западной Европы; это было противопоставлением российского самодержавия « ужасной
французской революции», которая «погребена», и современной конституционной монархии,
представляющей, по Карамзину, «право без власти», тем самым обращенное в «ничто». «Все
народное ничто перед человеческим», — писал Карамзин в 1790 г. Теперь он боится уже
этого европейского влияния. Петр I, насаждая просвещение, «захотел сделать Россию —
Голландиею». Эта схема в целом являлась утверждением консерватизма, отрицанием всякой
реформы, всего нового, т.е. самого принципа исторического развития, теории прогресса,
утверждаемой передовой, исторической мыслью уже с конца XVIII в.
Эта осложненная дворянской идеей монархическая концепция приводит к пересмотру
ряда конкретных моментов новейшей истории России и их оценки. Переоценке прежде всего
подвергся Петр I. Петр I исказил ход русской истории, изменил национальному началу,
подорвал моральное влияние русского духовенства. Идеолог дворянства начала XIX в.
полностью сошелся со своим предшественником Щербатовым, начавшим с Петра I историю
«повреждения нравов в России». Одинаково для обоих это противоречие старого и нового
воплотилось в противопоставлении Москвы, представляющей национальную традицию, и
Петербурга, носителя насильственной европеизации. Это гениальное дело Петра для
Карамзина лишь « блестящая ошибка», обреченная на неудачу — «человек не одолеет
натуры». И здесь Карамзин непосредственно примыкает к « Путешествию в землю
Офирскую» Щербатова.
Вслед за дворянским публицистом Екатерининского царствования Карамзин
подвергает критике и Екатерину II, хотя и более сдержанно, имея за собой определенную
историческую перспективу. Но основная тема та же: фаворитизм, нарушивший право
дворянства на соучастие во власти. «Нравы более развратились», — полагает Карамзин, как
и Щербатов. Поэтому он говорит,
что в государственных
«более блеска, нежели основательности», а хваля ее достоинства, «невольно вспоминаем ее
слабости и краснеем за человечество».
Наконец, перенося этот дворянско-монархический принцип на события более
отдаленного прошлого, Карамзин в свете конфликта царя с дворянством рассматривает
царствование Ивана Грозного, повторяя Щербатова в своей отрицательной оценке его
деятельности.
Периодизация истории России
Развивая в общей историко-политической концепции дворянскую концепцию М.М.
Щербатова, Карамзин следует за ним в основном и в конкретном развитии общей
исторической схемы своей « Истории государства Российского». В своем « Введении» к
«Истории...» Карамзин начал с критики шлецеровской периодизации, предложив взамен
свою, более обобщенную. Он предлагает разделить историю России на три периода: древний
— от Рюрика до Ивана III, средний — до Петра I и новый — послепетровский. Это деление
как будто звучит более современно, как перенесение на нашу историю периодизации
всеобщей истории. Но эта связь со всемирной историей только кажущаяся. Достаточно 98
вспомнить, что древний период — это период от Рюрика до Ивана III, т.е. так называемый
удельный период, чтобы понять, что с древним периодом всеобщей истории он ничего
общего не имеет. Это деление Карамзина — сугубо условное, и идет оно, как все
периодизации XVIII в., от истории русского единодержавия. Периодизация Карамзина
начинается с Рюрика, т.е. с образования государства, как предлагал и Шлецер. В истории
государства — это, по Карамзину, удельный период, так как разделение на уделы началось
уже с Рюрика, когда русская земля разделилась между тремя братьями — Рюриком,
Синеусом и Трувором; так же раздавались земли и города боярам и князьям «под Ольгом
сущим». С Ивана III для Карамзина, как и для других историков XVIII в., начинается история
единодержавия в России. Наконец, с Петра начинается новейший период — история
«преображенной России».
Новым и несколько неожиданным в этой периодизации является определение первого
периода, в котором слиты два периода первоначальной схемы, вернее, выпал ее первый
период, обозначавшийся как начальный период единодержавия в Киевской Руси. Это была
одна из проблем, вызвавших оживленную полемику уже в исторической литературе XVIII в.
Щербатов, Шлецер, за ними, уже в XIX в., Эверс давали картину последовательного
развития Древней Руси, история которой начинается варварским периодом и лишь в XV в.
осуществляет их политический идеал в Московском государстве Ивана III. К этой схеме
примкнула и указанная характеристика Карамзина. Но, примкнув к ней, ученый далеко не
остался последовательным в ее проведении. Да, говорит он, мы застаем нашу страну в
состоянии младенчества « и не должны его стыдиться», но « отечество наше, слабое,
разделенное на малые области... обязано величием своим счастливому введению
монархической власти». «Основанная, возвеличенная единовластием», «Русь Владимира и
Ярослава «шагнула», так сказать, в один век от колыбели своей до величия». Таким образом,
Карамзин преодолел основную принципиальную трудность, порожденную совмещением
двух исторических концепций. Как и у Щербатова, главы отвечают великим княжениям;
взятое из «Степенной книги», это деление перешло целиком к Карамзину и впоследствии
сохранило значительную устойчивость в исторической литературе.
Показательнее в своем совпадении с Щербатовым деление по томам. В 1-м томе
Карамзин, после краткой характеристики источников и беглого очерка древнейшего периода
(как и у Щербатова), историю начал с образования государства, т.е. с Рюрика, и закончил
расцветом Киевской Руси при Владимире Святославиче — крещением Руси, т.е. тем же
княжением Владимира, которое составляло грань I и II томов «Истории...» Щербатова.
Разгромом Киева в 1169 г. и перенесением столицы во Владимир закончил Карамзин
свой 2-й том, этой же датой закончил Щербатов 5-ю книгу II тома. Новой столицей
обозначается и новый период русской истории. Только промежуточная дата удельного
раздробления после Ярослава, хотя и отмеченная в тексте 4-й главы II тома, так и осталась
затерянной в общем рассказе и не введенной в основное деление материала.
Как и Щербатов, даже больше, чем он, подчеркнул Карамзин роль татар в истории
России; это сказалось на дальнейшей периодизации у обоих. Завоевание Батыя — третья
определяющая дата русской истории: 1238 г. кончается 3-й том «Истории...» Карамзина и II
том у Щербатова. 1362 г. кончается 4-й том и великим княжением Дмитрия Донского
начинается 5-й том «Истории...» Карамзина; княжением Дмитрия Донского начинается и IV
том Щербатова.
Схемы отчасти разошлись на Иване III. Щербатов передвинул грань к Ивану IV;
Ивана IV выделяла «Степенная книга», с ним русский князь получил титул царя и утвердил
свое международное значение. Карамзин вернулся здесь к схеме Татищева и Ломоносова и,
связав восстановление единодержавия со свержением татарского ига, отнес его к Ивану III.
Торжественным хвалебным словом Ивану III начинается 6-й том «Истории...» Карамзина.
Близкий по времени к «Записке», он уже противопоставляет Ивана III Петру I, восхваляя
национальный характер политики первого. 99
Впрочем, дальше, на Иване IV, схемы Карамзина и Щербатова опять сошлись: их
объединила дворянская симпатия к боярской оппозиции самовластию Ивана Грозного.
Основное положение Щербатова — правление Ивана IV было благодетельным, пока он
слушался боярского совета; его ненормальная жестокость и беспочвенная подозрительность
привели к устранению добрых советников и к гибельным для России последствиям
опричнины. Это положение полностью принято Карамзиным: как и у Щербатова, история
царствования Ивана IV разделена у Карамзина на две половины 1558 г., две части V тома
Щербатова превратились у Карамзина даже в два самостоятельных тома (8 и 9); у обоих
царствование Федора и конец династии определяют рамки следующего тома. Последние два
тома должны были составить историю Смуты.
Новым является при этом то, что Карамзин не довольствуется простым
воспроизведением схемы, заимствованной у Татищева, а ищет объяснения устанавливаемой
смены политических форм, пытается установить те исторические силы, те конкретные
условия, которые определяли эти изменения. Но при этом самый характер принятой схемы
закрывает путь к решению поставленной задачи. Внутренняя связь берется из самой схемы,
характеристика исторического процесса превращается в его объяснение, история народа с
предельной
весь путь государства российского от начала до нынешней степени оного» — такова тема
русской истории по Карамзину. Отсюда смена политических форм превращалась в разрыв
внутренней связи между историческими явлениями, а самый разрыв заполнялся внешними
явлениями и фактами, которые превращались в объяснение явлений.
Так, факт призвания варягов превратился, по сути дела, в идею варяжского
происхождения Киевского государства, несмотря на противоречие этой идеи всему
националистическому направлению «Истории...» Карамзина.
Таким же образом татарское завоевание превратилось в источник возрождения
русского единодержавия, в спасительную силу русской истории. «Нашествие Батыево
ниспровергло Россию... Дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в
самом разрушении пользу целости». Внутреннее развитие страны вело ее к политической
гибели: «Могло пройти еще сто лет и более в княжеских междоусобиях: чем заключались бы
оные? Вероятно, погибелию нашего отечества... Москва же обязана своим величием ханам».
Как в вопросах источниковедения, так и в трактовке исторических явлений ученый не
мог, однако, полностью уйти от новых явлений в исторической науке наступившего века,
сказывающихся в последовательном обращении от внешней схемы к попыткам раскрытия
реальной внутренней связи исторических событий.
Отражение идей XIX в. в исторической схеме Карамзина
Отражение нового понимания истории исследователи пытались увидеть иногда в
высказываниях Карамзина о феодализме, в его сопоставлении феодального и поместного
строя. Но и в этих случайных упоминаниях не было даже того содержания, которое вложил в
это сопоставление еще Болтин. Карамзин и здесь пошел не за Болтиным, предварявшим уже
в известной мере научную мысль XIX в., а за Щербатовым. И если можно говорить в какой-
то мере о сопоставлении исторического развития России и Западной Европы, то оно
превращалось скорее в противопоставление, притом такое же внешнее, как и вся
историческая схема Карамзина.
Реальным отражением нового направления в общем строе карамзинской истории
остается выделение специальных глав, посвященных « состоянию России» за каждый
отдельный период ее истории. В этих главах читатель выходил за рамки чисто политической
истории и знакомился с внутренним строем, экономикой, культурой и бытом. С начала XIX
в. выделение таких глав становится обязательным в общих работах по истории России.
Карамзинская « История...», безусловно, сыграла свою роль в развитии русской
историографии. Николай Михайлович не только подвел итог исторической работе XVIII
столетия, но и донес ее до читателя. 100
Издание «Русской Правды» Ярослава Мудрого, «Поучения» Владимира Мономаха,
наконец, открытие «Слова о полку Игореве» пробудили интерес к прошлому Отечества,
стимулировали развитие жанров исторической прозы. Увлеченные национальным колоритом
и древностями, российские литераторы пишут исторические повести, «отрывки»,
публицистические статьи, посвященные русской старине. При этом история выступает в
виде поучительных рассказов, преследующих воспитательные цели.
Взгляд на историю сквозь призму живописи, искусства — особенность исторического
видения Карамзина. Он считал, что история России, богатая героическими образами, —
благодатный материал для художника. Показать ее красочно, живописно — задача историка.