Монголо-татрское нашествие, суть ордынского ига и его влияние на судьбу Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Монгольские племена издавна кочевали на просторах Центральной Азии. В степных районах они занимались скотоводством, а на севере, в районах тайги, и охотой. В ХII веке занятая ими территория простиралась от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. С конца ХII века у кочевавших здесь монгольских племён шёл процесс распада родоплеменных отношений и начала феодализации. Из среды рядовых общинников-скотоводов начала выделяться родоплеменная знать—нойоны (князья), владевшие большими пастбищами и стадами. Для их захвата у общин скотоводов нойоны заводили свои дружины нукеров (воинов) во главе с багатурами (богатырями). С самого начала государство у монголов оказалось военизированным. Кочевое скотоводство вело к истощению пастбищ, истощение пастбищ—к борьбе за новые пастбища. Отсюда—захват земель соседских племён, стремительное передвижение на огромные расстояния.

Содержание

1. Образование Монгольской империи. Этимология понятия «татары»….1
2. Сражение на Калке. Русь после битвы на Калке…………………………3
3. Нашествие Батыя на Русь. Причины успехов монголов. Последствия нашествия Батыя…………………………………………………………...5
4. Установление ордынского ига, его последствия и влияние на судьбу Руси……………………………………………………………………......12
5. Дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие, судьбу Руси. ……………………………………………. …….15
6. Список использованной литературы…………………………………….21
7. Список использованной литературы (сноски)…….…………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая ИОГП.docx

— 60.28 Кб (Скачать)

  Вместе с тем  русский народ остро чувствовал  несправедливость всего происходящего.  Агрессия с Востока и Запада, заставляла винить во всём  иностранцев «нехристей». У русских в условиях ордынского ига и неприязненного отношения католического Запада развивалась национальная ограниченность, ощущение только  себя истинным христианским, православным народом. Церковь оставалась единственным общенациональным общественным  институтом. Поэтому единство нации основывалось на  осознании принадлежности к единой вере, идее богоизбранности русского народа. В последующем это проявится в теории «Москва-третий Рим». 

  Зависимость  от монголов, широкие торговые  и политические связи с Золотой  Ордой и другими восточными  дворами приводили к бракам  русских князей с « татарскими  царевнами», стремлению подражать  обычаям ханского двора. Всё  это порождало заимствование  восточных обычаев, распространявшихся  от верхов общества до низов. 

  Постепенно русские  земли не только в политическом, но до определённой степени  и в культурном отношении становились  частью Великой Степи. По крайней  мере у европейцев, вновь познакомившихся  с бытом Руси в ХV-ХVII веках, было много оснований именовать эту землю «Татарией». Из-за разницы в темпе и направлении общественного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в Х-ХII веках сходные формы, к ХIV-ХV векам возникли качественные различия. 

  Выбор Востока  в качестве объекта взаимодействия  для Руси оказался довольно  устойчивым. Он проявился не только  в приспособлении к восточным  формам государства, общества, культуры  в ХIII-ХV веках, но и в направлении экспансии централизованного государства русского в ХVI-ХVII веках. Даже в ХVIII веке, когда, главным стало взаимодействие России и Запада, Европы, европейцы отмечали склонность России давать восточные «ответы» на «вопросы» Запада, что сказалось в усилении самодержавия и крепостничества как основ европеизации страны31.               
 
 

V. Дискуссия о  степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие, судьбу России. 

  

  В науке споры—обычное дело. Собственно без них и не было бы науки. В исторической науке споры зачастую бывают бесконечными. Таковой является и дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие России на протяжении более двух столетий. Одно время—в ХIХ веке—было принято даже не замечать этого воздействия. 

  Наоборот, в исторической  науке, а также публицистике  последних десятилетий считается,  что иго стало поворотным пунктом  во всех сферах общественной  жизни, более всего в политической, поскольку было остановлено движение  к единому государству по образцу  западноевропейских стран, а также  в общественном сознании, сформировавшим, вследствие ига, душу русского  человека, как душу раба32. 

  Сторонники традиционной  точки зрения, а это историки  дореволюционной России, историки  советского периода и многие  современные историки, писатели  и публицисты, т.е. фактическое  значительное большинство крайне  негативно оценивают воздействие  ига на самые различные стороны  жизни Руси. Происходило массовое  перемещение населения, а с  ним и земледельческой культуры  на запад и северо-запад, на  менее удобные территории с  менее благоприятным климатом. Резко  снизилась политическая и социальная  роль городов. Усилилась власть  князей над населением. Произошла  и определённая переориентация  политики русских князей на  восток. Сегодня не модно, а зачастую считается неуместным цитировать классиков марксизма, но, на мой взгляд, иногда стоит. По словам Карла Маркса « монгольское иго не только подавляло, но оскорбляло и иссушало саму душу народа, ставшего его жертвой»33. 

  Собственно и  я в своей работе придерживаюсь  традиционной точки зрения.  Но  есть и другая, прямо противоположная  точка зрения на рассматриваемую  проблему. Она рассматривает вторжение  монголов не как завоевание, а  как «великий кавалерийский рейд»  (разрушались только те города, которые, стояли на пути войска; гарнизонов монголы не оставляли;  постоянной власти не установили; с окончанием похода Батый  ушёл на Волгу). 

  В конце ХIХ- начале ХХ века в России появилась новая культурно-историософская (историософия-- философия истории) и геополитическая теория—евразийство. Среди многих других положений, совершенно новой, чрезвычайно непривычной, а зачастую шокирующей была трактовка теоретиками евразийства (Г.В.Вернадским, П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким) древнерусской истории и так называемого « татарского» периода отечественной истории. Чтобы понять суть их высказываний, нужно вникнуть в суть идеи евразийства. 

  «Евразийская  идея» базируется на принципе  единства «почвы» (территории) и  утверждает самобытность и самодостаточность  славяно-тюркской цивилизации, сложившейся  в рамках сначала Золотой орды, затем Российской империи, впоследствии  СССР. И сегодня, нынешнее руководство  России, испытывая огромные трудности  в управлении страной, в которой  рядом православные и мусульмане, причём имеющие свои государственные  образования (Татарстан, Башкортостан, Ингушетия, наконец, Чечня (Ичкерия)) объективно заинтересовано в  распространении идеи евразийства. 

  По мнению  теоретиков евразийства, вопреки традиции отечественной исторической науки видеть в монгольском иге только лишь «угнетение русского народа баскаками поганых», евразийцы усматривали в данном факте российской истории в значительной мере положительный итог. 

  «Без «татарщины»  не было бы России»-- писал П.Н.Савицкий в работе  «Степь и оседлость».В ХI—первой половине ХIII веков культурное и политическое измельчание Киевской Руси ни к чему иному, как к чужеземному игу привести не могло. Велико счастье России, что она досталась татарам… Татары не изменили духовного существа России, но в отличном для них в эту эпоху качестве создателей государств, милитарно-организующейся силы они, несомненно, повлияли на Русь». 

  Другой евразиец  С.Г.Пушкарёв писал: «татары не только не обнаруживали систематических устремлений к уничтожению русской веры  и народности, но наоборот, проявляя полную веротерпимость, ханы монгольские выдавали ярлыки русским митрополитам на охрану прав и преимуществ русской церкви»34. 

  Развивая эту  свою мысль, С.Г.Пушкарёв противопоставлял «татарской нейтральной среде» романо-германский  «Дранг нах Остен», в результате которого «прибалтийские и полабские  славяне исчезли с лица земли»35. 

  Данное преимущество  Востока над Западом оценили  многие русские  государственные  деятели того времени. В качестве  яркого примера «древнерусского  евразийца» Г.В.Вернадский приводил Александра Невского (причисленного, кстати, Русской Православной церковью к лику святых). В противоположность связавшему себя с Западом Даниилу Галицкому Александр Невский, « с гораздо меньшими историческими данными добился гораздо более прочных политических результатов. Князь Александр Ярославович выделил в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую самобытность от латинского Запада»36 -  так оценивал Г.В.Вернадский «восточническую» ориентацию Александра Невского и его ставку на Орду. 

  Мысль Г.В.Вернадского углубил другой евразийский историк—Борис Ширяев. В одной из своих статей он приходит к выводу, «что монгольское иго вызвало русский народ из провинциализма исторического бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств так называемого удельного периода на широкую дорогу государственности». «В этой промежуточной эпохе и кроется генезис русской государственности»37— констатировал он. 

  Известный эмигрантский  историк и этнограф калмыцкого  происхождения Э.Д.Хара-Даван полагал, что именно в эти годы были заложены основы российской политической культуры, что монголы дали покорённым русским землям «основные элементы будущей московской государственности: самодержавие (ханат), централизм, крепостничество»38. Кроме того «влиянием монгольского владычества русские княжества и племена были слиты воедино, образовав сначала Московское царство, а впоследствии Российскую империю»39. 

  Традиционная  для России персонификация верховной  власти также уходит в эту  эпоху. 

  Монгольское  владычество сделало московского  государя абсолютным самодержцем,  а его подданных—крепостными. И если Чингисхан и его преемники управляли именем Вечного Синего Неба, то русский царь самодержец управлял подвластными ему как Помазанник Божий. В результате монгольское завоевание способствовало превращению России городской и вечевой в Россию сельскую и княжескую/от автора: с современных позиций всё это выглядит печально, но… 

  Таким образом,  по мнению евразийцев «монголы  дали России свойство организовываться  военно, создавать государственно-принудительный  центр, достигать устойчивости…становиться  могущественной «ордой»40.  

   Кроме того, в период ХIII-ХV веков, отмечали евразийские авторы на территории России за счёт привнесения тюркского элемента в русскую (славянскую) культуру в целом сложился определённо новый этнотип, заложивший основы психологии русского человека41. Так, князь Н.С.Трубецкой полагал, что «тюрк любит симметрию. Ясность и устойчивое равновесие; но любит, чтобы всё это было уже дано, а не задано, чтобы это определяло по инерции его мысли, поступки и образ мыслей»42. 

  Такая психика  сообщает нации «культурную устойчивость  и силу, утверждает культурно-историческую  преемственность и создаёт условия  экономии национальных сил, благоприятствующих  всякому строительству»43.  Влившись  во время монгольского ига  в славянскую стихию эти тюркские  черты русской народной психики  обусловили и прочность московского  государства («не ладно скроенного, но крепко сшитого»), и то «бытовое  исповедничество, ту пропитанность культуры и быта религией, которые были следствием особых свойств древнерусского благочестия». Правда, по мнению евразийского теоретика, оборотной стороной этих черт была «чрезмерная неповоротливость и бездеятельность теоретического мышления». 

  По мнению  евразийцев, русское религиозное  сознание получило значительную  «подпитку» с Востока. Так, Э.Д.Хара-Даван писал, что «русское богоискательство»; «сектантство», паломничество к святым местам с готовностью на жертвы и муки ради духовного горения могла быть только с Востока, потому что на Западе религия не влияет на жизнь и не трогает сердца и души своих последователей, ибо они всецело и без остатка поглощены только своей материальной культурой»44. 

  Но не только  в укреплении духа виделась  евразийцам заслуга монголов. На  их взгляд с Востока Русь  заимствовала также черты воинской  доблести монгольских завоевателей: «храбрость, выносливость в преодолении  препятствий на войне, любовь  к дисциплине». Всё это «дало  русским возможность создать  Великую Российскую империю после  монгольской школы»45. 

  Дальнейшее развитие  отечественной истории виделось  евразийцам следующим образом. 

  Постепенное  разложение, а затем и падение  Золотой Орды приводят к тому, что её традиции подхватывают  окрепшие русские земли, и империя  Чингисхана возрождается в новом  обличье Московского царства.  После относительно лёгкого покорения  Казани, Астрахани и Сибири империя  практически восстанавливается  в прежних границах. 

  Одновременно  с этим происходит мирное проникновение  русского элемента в восточную  среду и восточного—в русскую,  цементируя, таким образом, интеграционные  процессы. Как отмечал Б.Ширяев: «Русское государство, не поступаясь своим основным принципом—православной бытовой религиозностью, начинает применять к покорённым татарскими ханствами испытанный им на себе чингисхановский метод веротерпимости. Этот приём связал оба народа»46.  

  Таким образом,  период ХVI-ХVII вв. рассматривается евразийцами как эпоха лучшего выражения евразийской государственности. 

  Евразийская  теория взаимоотношений русских  и монголов (тюрков) вызвала бурную  полемику в среде русских эмигрантских  историков. Большинство из них,  воспитанных на классических  трудах русской исторической  школы, не принимали данной  трактовки и, прежде всего концепции  монгольского влияния на русскую  историю. Да и среди евразийцев  единства не было. Так, например, видный евразиец Я.Д.Садовский в своём письме П.Н.Савицкому резко критиковал книгу «Наследие Чингисхана в русской империи», вышедшую в 1925 году за «восхваление гнуснейшего и подлейшего рабства у татар»47. Подобной позиции придерживался и другой видный евразийский теоретик—М. Шахматов. 

 « Что уж  говорить о противниках евразийства вообще». Так П.Н.Милюков противопоставлял аргументации евразийцев  свои тезисы об «отсутствии евразийской культуры, общей русским с монголами» и «отсутствии какого-нибудь значительного родства восточного степного быта с оседлым русским»48. «Апофеоз татарщины» усматривал в евразийской теории видный либеральный историк А.А.Кизеветтер. «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский с точки зрения правоверного евразийца должны быть признаны изменниками национальному призванию России»49  - иронизировал он. 

Информация о работе Монголо-татрское нашествие, суть ордынского ига и его влияние на судьбу Руси