Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:03, курсовая работа
Монгольские племена издавна кочевали на просторах Центральной Азии. В степных районах они занимались скотоводством, а на севере, в районах тайги, и охотой. В ХII веке занятая ими территория простиралась от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. С конца ХII века у кочевавших здесь монгольских племён шёл процесс распада родоплеменных отношений и начала феодализации. Из среды рядовых общинников-скотоводов начала выделяться родоплеменная знать—нойоны (князья), владевшие большими пастбищами и стадами. Для их захвата у общин скотоводов нойоны заводили свои дружины нукеров (воинов) во главе с багатурами (богатырями). С самого начала государство у монголов оказалось военизированным. Кочевое скотоводство вело к истощению пастбищ, истощение пастбищ—к борьбе за новые пастбища. Отсюда—захват земель соседских племён, стремительное передвижение на огромные расстояния.
1. Образование Монгольской империи. Этимология понятия «татары»….1
2. Сражение на Калке. Русь после битвы на Калке…………………………3
3. Нашествие Батыя на Русь. Причины успехов монголов. Последствия нашествия Батыя…………………………………………………………...5
4. Установление ордынского ига, его последствия и влияние на судьбу Руси……………………………………………………………………......12
5. Дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие, судьбу Руси. ……………………………………………. …….15
6. Список использованной литературы…………………………………….21
7. Список использованной литературы (сноски)…….…………………...32
Вместе с тем
русский народ остро
Зависимость
от монголов, широкие торговые
и политические связи с
Постепенно русские
земли не только в
Выбор Востока
в качестве объекта
V. Дискуссия о
степени влияния монгольского (ордынского)
ига на развитие, судьбу России.
В науке споры—обычное
дело. Собственно без них и не было бы науки.
В исторической науке споры зачастую бывают
бесконечными. Таковой является и дискуссия
о степени влияния монгольского (ордынского)
ига на развитие России на протяжении
более двух столетий. Одно время—в ХIХ
веке—было принято даже не замечать этого
воздействия.
Наоборот, в исторической
науке, а также публицистике
последних десятилетий
Сторонники традиционной
точки зрения, а это историки
дореволюционной России, историки
советского периода и многие
современные историки, писатели
и публицисты, т.е. фактическое
значительное большинство
Собственно и
я в своей работе
В конце ХIХ-
начале ХХ века в России появилась новая
культурно-историософская (историософия--
философия истории) и геополитическая
теория—евразийство. Среди многих других
положений, совершенно новой, чрезвычайно
непривычной, а зачастую шокирующей была
трактовка теоретиками евразийства (Г.В.Вернадским,
П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким) древнерусской
истории и так называемого « татарского»
периода отечественной истории. Чтобы
понять суть их высказываний, нужно вникнуть
в суть идеи евразийства.
«Евразийская
идея» базируется на принципе
единства «почвы» (территории) и
утверждает самобытность и
По мнению
теоретиков евразийства, вопреки традиции
отечественной исторической науки видеть
в монгольском иге только лишь «угнетение
русского народа баскаками поганых», евразийцы
усматривали в данном факте российской
истории в значительной мере положительный
итог.
«Без «татарщины»
не было бы России»-- писал П.Н.Савицкий
в работе «Степь и оседлость».В ХI—первой
половине ХIII веков культурное и политическое
измельчание Киевской Руси ни к чему иному,
как к чужеземному игу привести не могло.
Велико счастье России, что она досталась
татарам… Татары не изменили духовного
существа России, но в отличном для них
в эту эпоху качестве создателей государств,
милитарно-организующейся силы они, несомненно,
повлияли на Русь».
Другой евразиец
С.Г.Пушкарёв писал: «татары не только
не обнаруживали систематических устремлений
к уничтожению русской веры и народности,
но наоборот, проявляя полную веротерпимость,
ханы монгольские выдавали ярлыки русским
митрополитам на охрану прав и преимуществ
русской церкви»34.
Развивая эту
свою мысль, С.Г.Пушкарёв противопоставлял
«татарской нейтральной среде» романо-германский
«Дранг нах Остен», в результате которого
«прибалтийские и полабские славяне
исчезли с лица земли»35.
Данное преимущество
Востока над Западом оценили
многие русские
Мысль Г.В.Вернадского
углубил другой евразийский историк—Борис
Ширяев. В одной из своих статей он приходит
к выводу, «что монгольское иго вызвало
русский народ из провинциализма исторического
бытия мелких разрозненных племенных
и городских княжеств так называемого
удельного периода на широкую дорогу государственности».
«В этой промежуточной эпохе и кроется
генезис русской государственности»37—
констатировал он.
Известный эмигрантский
историк и этнограф калмыцкого
происхождения Э.Д.Хара-Даван полагал,
что именно в эти годы были заложены основы
российской политической культуры, что
монголы дали покорённым русским землям
«основные элементы будущей московской
государственности: самодержавие (ханат),
централизм, крепостничество»38. Кроме
того «влиянием монгольского владычества
русские княжества и племена были слиты
воедино, образовав сначала Московское
царство, а впоследствии Российскую империю»39.
Традиционная
для России персонификация
Монгольское
владычество сделало
Таким образом,
по мнению евразийцев «монголы
дали России свойство
Кроме того,
в период ХIII-ХV веков, отмечали евразийские
авторы на территории России за счёт привнесения
тюркского элемента в русскую (славянскую)
культуру в целом сложился определённо
новый этнотип, заложивший основы психологии
русского человека41. Так, князь Н.С.Трубецкой
полагал, что «тюрк любит симметрию. Ясность
и устойчивое равновесие; но любит, чтобы
всё это было уже дано, а не задано, чтобы
это определяло по инерции его мысли, поступки
и образ мыслей»42.
Такая психика
сообщает нации «культурную
По мнению
евразийцев, русское религиозное
сознание получило
Но не только
в укреплении духа виделась
евразийцам заслуга монголов. На
их взгляд с Востока Русь
заимствовала также черты
Дальнейшее развитие
отечественной истории
Постепенное
разложение, а затем и падение
Золотой Орды приводят к тому,
что её традиции подхватывают
окрепшие русские земли, и
Одновременно
с этим происходит мирное
Таким образом,
период ХVI-ХVII вв. рассматривается евразийцами
как эпоха лучшего выражения евразийской
государственности.
Евразийская
теория взаимоотношений
« Что уж
говорить о противниках
Информация о работе Монголо-татрское нашествие, суть ордынского ига и его влияние на судьбу Руси