Монголо-татрское нашествие, суть ордынского ига и его влияние на судьбу Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Монгольские племена издавна кочевали на просторах Центральной Азии. В степных районах они занимались скотоводством, а на севере, в районах тайги, и охотой. В ХII веке занятая ими территория простиралась от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. С конца ХII века у кочевавших здесь монгольских племён шёл процесс распада родоплеменных отношений и начала феодализации. Из среды рядовых общинников-скотоводов начала выделяться родоплеменная знать—нойоны (князья), владевшие большими пастбищами и стадами. Для их захвата у общин скотоводов нойоны заводили свои дружины нукеров (воинов) во главе с багатурами (богатырями). С самого начала государство у монголов оказалось военизированным. Кочевое скотоводство вело к истощению пастбищ, истощение пастбищ—к борьбе за новые пастбища. Отсюда—захват земель соседских племён, стремительное передвижение на огромные расстояния.

Содержание

1. Образование Монгольской империи. Этимология понятия «татары»….1
2. Сражение на Калке. Русь после битвы на Калке…………………………3
3. Нашествие Батыя на Русь. Причины успехов монголов. Последствия нашествия Батыя…………………………………………………………...5
4. Установление ордынского ига, его последствия и влияние на судьбу Руси……………………………………………………………………......12
5. Дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие, судьбу Руси. ……………………………………………. …….15
6. Список использованной литературы…………………………………….21
7. Список использованной литературы (сноски)…….…………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая ИОГП.docx

— 60.28 Кб (Скачать)

III. Нашествие Батыя  на Русь .Причины успехов монголов. Последствия Батыева нашествия. 
 

    Первым  княжеством, подвергшимся безжалостному  разорению, стала Рязанская земля.  Зимой 1237 года полчища Батыя вторглись в её пределы, разоряя и уничтожая всё на своём пути. Владимирский и Черниговский князья отказали Рязани в помощи. Монголы осадили Рязань и направили послов, которые потребовали покорности и одну десятую «часть во всём». Карамзин указывает и другие подробности: « Юрий Рязанский, оставленный великим князем, послал сына своего Феодора, с дарами к Батыю, который, узнав о красоте жены Феодоровой Евпраксии, хотел видеть её, но сей, юный князь ответствовал ему, что христиане не показывают жён злочестивым язычникам. Батый велел умертвить его; а несчастная Евпраксия, сведав о гибели любимого супруга, вместе с младенцем своим, Иоанном, бросилась из высокого терема на землю и лишилась жизни»12. Суть в том, что Батый стал требовать у рязанских князей и вельмож « дщерей и сестёр себе на ложе»13. 

  На все последовал  мужественный ответ Рязанцев: «  Если всех нас не будет, то  всё ваше будет». На шестой  день осады 21 декабря 1237 года  город был взят, княжеская семья  и оставшиеся в живых жители  перебиты. На старом месте Рязань  больше не возродилась (современная  Рязань – это новый город,  находящийся в 60 км от старой  Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский).  

  В благодарной  народной памяти сохранился рассказ  о подвиге рязанского богатыря  Евпатия Коловрата, вступившего в неравную битву с захватчиками и заслужившего за доблесть и мужество уважение самого Батыя14. 

  Разорив рязанскую  землю в январе 1238 года, монгольские  захватчики разгромили под Коломной  великокняжеский сторожевой полк  Владимиро-Суздальской земли во  главе с сыном великого князя  Всеволодом Юрьевичем. Собственно  это было всё владимирское  войско. Этот разгром предопределил  судьбу Северо-Восточной Руси. При  сражении за Коломну был убит  последний сын Чингисхана Кюлькан. Чингизиды, по обыкновению, непосредственного участия в бою не принимали. Поэтому гибель Кюлькана под Коломной говорит о том, что русским; вероятно, удалось нанести в каком-либо месте сильный удар по монгольским тылам.  

  Двигаясь затем  по замёрзшим рекам  (Ока и  др.), монголы захватили Москву, где  сильное сопротивление  в течение  5 дней оказывало всё её население  под руководством воеводы Филиппа  Нянка. Москва была полностью сожжена, а все её жители перебиты. 

  4 февраля 1238 года  Батый осадил Владимир. Великий  князь Юрий Всеволодович покинул  Владимир заранее, чтобы организовать  отпор непрошенным гостям в северных лесах на реке Сить. Он взял с собой двух племянников, а великую княгиню и двух сыновей оставил в городе. 

  К штурму Владимира  монголы готовились по всем  правилам военной науки,  усвоенной  ими ещё в Китае. У стен  города они построили осадные  башни, чтобы быть на одном  уровне с осаждёнными и в  нужный момент перекинуть через  стены «переметы», установили «  пороки»-- стенобитные и метательные машины. Ночью вокруг города был воздвигнут «тын»-- внешнее  укрепление для защиты от вылазок осаждённых и для того, чтобы отрезать им все пути к отступлению. 

  Перед штурмом  города у Золотых ворот на  глазах осаждённых Владимирцев  монголы убили младшего княжича  Владимира Юрьевича, недавно оборонявшего  Москву. Мстислав Юрьевич вскоре  погиб на оборонительном рубеже. Последний сын великого князя,  Всеволод, сражавшийся с ордой  в Коломне, во время штурма  Владимира решил вступить в  переговоры с Батыем. С малой  дружиной и большими дарами  он вышел из осаждённого города, но хан не захотел разговаривать  с княжичем и « яко свирепый  зверь не пощади юности его,  веле перед собою зарезати»15. 

  После этого  орда бросилась на последний  штурм. Великая княгиня, епископ  Митрофан, другие княжеские жёны, бояре и часть простых людей,  последних защитников Владимира  укрылась в Успенском соборе. 7 февраля 1238 года захватчики ворвались  в город через проломы в  крепостной стене и подожгли  его. От огня и удушья погибло  множество людей, не исключая укрывшихся в соборе. В огне и развалинах погибли ценнейшие памятники литературы, искусства и архитектуры. 

  После захвата   и опустошения Владимира орда  расползлась по всему Владимиро-Суздальскому  княжеству, разоряя и сжигая  города, сёла и деревни. В течение  февраля в междуречье Клязьмы и Волги было разграблено 14 городов: Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома, Галич, Дмитров, Тверь,  Переяславль-Залесский, Юрьев и другие. 

  4 марта 1238 года  за Волгой на реке Сити произошла  битва между основными силами  Северо-Восточной Руси во главе  с великим князем владимирским  Юрием Всеволодовичем и монгольскими  захватчиками. 49-летний Юрий Всеволодович  был смелым бойцом и достаточно  опытным военачальником. За ним  были победы над немцами, литовцами,  мордвой, камскими болгарами и  теми русскими князьями, кто претендовал  на его великокняжеский престол.  Однако в организации и подготовке  русских войск   к сражению на реке Сити, он допустил ряд серьёзных просчётов: проявил беспечность в обороне своего военного лагеря, не уделил должного внимания разведке, позволил своим воеводам рассредоточить войско по нескольким деревням и не установил между разрозненными отрядами надёжной связи. И когда крупное монгольское соединение под командованием Барендея совершенно неожиданно появилось в русском стане, результат боя был очевиден. Летописи и раскопки археологов на Сити свидетельствуют, что русские были разбиты по частям, обратились в бегство, а орда секла людей как траву. Сам Юрий Всеволодович тоже  погиб в этом неравном бою. Обстоятельства его смерти остались неизвестными. До нас дошло только следующее свидетельство о князе новгородского современника того печального события: « Бог весть, како же скончался, много бо глаголют о нём иные»16. 

  С этого времени  на Руси началось монгольское  иго: Русь стала обязана платить дань монголам, а князья должны были получать титул Великого князя из рук хана17. Сам термин «иго» в значении угнетения впервые употреблён  в 1275 году митрополитом Кириллом18. 

  Монгольские  орды двинулись на северо-запад  Руси. Всюду они встречали упорное  сопротивление русских. Две недели, например, оборонялся пригород Новгорода  Торжок. Однако приближение весенней  распутицы и значительные людские  потери заставили монголов, не  дойдя до Великого Новгорода  около 100 вёрст, от каменного Игнач-креста повернуть на юг, в половецкие степи. Отход носил характер «облавы». Разделившись на отдельные отряды, захватчики с севера на юг «прочёсывали» русские города. Смоленску удалось отбиться. Курск был разгромлен, как и другие центры. Наибольшее сопротивление монголам оказал небольшой город Козельск, державшийся семь(!) недель. Городок стоял на круче, омываемой двумя речками—Жиздрой и Дручусной. Кроме этих естественных преград его надёжно прикрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной около 25 метров. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на напольной стене и входных воротах, что значительно усложнило для неприятеля штурм города. Жители городка   своей кровью вписали героическую страницу в русскую историю. Да не зря его монголы назвали « злым городом». Монголы штурмовали Рязань шесть дней, Москву—пять дней, Владимир—немного дольше, Торжок—четырнадцать дней, а маленький Козельск пал на 50-й день, вероятно, только потому, что монголы—уже в который раз!— применили свою излюбленную хитрость—после очередного неудачного штурма имитировали паническое бегство. Осаждённые козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты. Ордынцы, наконец, ворвались в город и утопили в крови оставшихся там жителей, включая 4-летнего князя Козельска19. 

  Опустошив Северо-Восточную  Русь, хан Батый и Субедей-багатур отвели свои войска в придонские степи на отдых. Здесь орда провела всё лето 1238 года. Осенью отряды Батыя повторили набеги на Рязань и другие русские города и посёлки, уцелевшие пока от разорения. Были разгромлены Муром, Гороховец, Ярополч (современные Вязники), Нижний Новгород. 

  А в 1239 году  полчища Батыя вторглись в пределы Южной Руси. Они взяли и сожгли Переяславль, Чернигов и другие населённые пункты. 

  5 сентября 1240 года  войска Батыя, Субедея и Барендея форсировали Днепр и окружили со всех сторон Киев. В то время Киев по богатству и многочисленности населения сравнивали с Царьградом (Константинополем). Численность населения города приближалась к 50 тысячам человек. Незадолго до прихода орды киевским престолом завладел Галицкий князь Даниил Романович. При её появлении он ушёл на запад на защиту своих исконных владений, а оборону Киева поручил тысяцкому Дмитрию. 

  Город защищали  ремесленники, пригородные крестьяне,  торговцы. Профессиональных воинов  было мало. Поэтому оборону Киева,  как и Козельска, можно с  полным правом считать народной.  

  Киев был хорошо  укреплён. Толщина его земляных  валов достигала у основания  20-ти  метров. Стены были дубовые,  с земляной засыпкой. В стенах  стояли каменные оборонительные  башни с воротными проёмами. Вдоль  валов тянулся наполненный водой  ров шириной 18-ти  метров. 

  Субедей, разумеется, хорошо представлял себе трудности предстоящего штурма. Поэтому он сначала направил в Киев своих послов с требованием немедленной и полной его капитуляции. Но киевляне не пошли на переговоры и убили послов, а мы знаем, что это означало для монголов. Тогда началась планомерная осада самого древнего города на Руси. 

  Русский средневековый  летописец описал её так: «…пришёл  царь Батый к  городу Киеву  со множеством воинов и окружил город… и невозможно было никому из города выйти, ни в город войти. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рёва верблюдов, от звуков труб…от ржания стад конских и от криков и вопля бесчисленного множества людей... Много пороков било (в стены) непрестанно, день и ночь, а горожане крепко боролись, и было много мёртвых…татары пробили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им. И можно было видеть и слышать страшный треск копий и стук щитов; стрелы омрачали свет, так что не видно было неба за стрелами, но была тьма от множества стрел татарских, и всюду лежали мёртвые, и всюду текла кровь как вода…и были побеждены горожане, и татары взошли на стены, но от сильного утомления засели на стенах города. И наступила ночь. Горожане в эту ночь создали другой город, около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли на них татары, и была злая сеча. И стали изнемогать люди, и вбежали со своими пожитками в церковные своды и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город Киев месяца декабря 6-й день…»20 

В произведениях  дореволюционных лет приводится такой факт21, что мужественного  организатора защиты Киева Димитра монголы схватили и привели к Батыю. 

« Сей грозный  завоеватель, не имея понятия о добродетелях человеколюбия, умел ценить храбрость  необыкновенную и с видом гордого  удовольствия сказал воеводе российскому: « Дарую тебе жизнь!» Димитрий принял дар, ибо ещё мог быть полезен  для отечества и оставлен был при Батые». 

  Так закончилась  героическая оборона Киева, длившаяся  93 дня. Захватчики разграбили  храм  св. Софии, все другие  монастыри, а оставшихся в живых  киевлян перебили всех до единого, не считаясь с возрастом. 

В следующем 1241 году  разгрому подверглось Галицко-Волынское  княжество.  На территории Руси, установилось монгольское иго, просуществовавшее 240 лет (1240-1480)22. Это точка зрения учёных-историков  исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. 

  Весной 1241 года  орда устремилась на Запад,  чтобы покорить все « вечерние  страны» и распространить свою  власть на всю Европу, вплоть  до последнего моря, как завещал  Чингисхан. 

Западная Европа, как и Русь, переживала в то время  период феодальной раздробленности. Раздираемая  внутренними междоусобицами и соперничеством малых и больших правителей, она  не могла объединиться, чтобы общими усилиями остановить нашествие степняков. Поодиночке в тот период ни одно европейское государство не в  состоянии было противостоять военному натиску орды, особенно её быстрой  и выносливой коннице, игравшей в  военных действиях решающую роль. Поэтому, несмотря на мужественное сопротивление  европейских народов, в 1241 году полчища  Батыя и Субедея вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, а в 1242 году они дошли до Хорватии и Далмации—Балканских стран. Для Западной Европы наступил критический момент. Однако в конце 1242 года Батый повернул свои войска на восток. В чём дело? Монголам приходилось считаться с непрекращающимся сопротивлением в тылу своих войск. Тогда же их постиг ряд пусть мелких, но неудач в Чехии и Венгрии. Но самое главное—  их войско было истощено боями с русскими. И вот из далёкого Каракорума—столицы Монголии пришло известие о смерти великого хана. На последующем дележе империи Батыю надо быть самому. Это был очень удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. 

  О всемирно-историческом  значении борьбы Руси с ордынскими  завоевателями А.С.Пушкин писал: 

« России определено было высокое предназначение…её  необозримые равнины поглотили  силу монголов и остановили их нашествие  на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…»23. 

     Причины  успехов монголов. 

Вопрос о том,  почему кочевники, значительно уступавшие завоёванным народам Азии и Европы в экономическом и культурном отношении, почти  на три столетия подчинили их своей власти,  всегда был в центре внимания,  как  отечественных историков, так и  зарубежных. Нет учебника, учебного пособия; исторической монографии, в  той или иной степени рассматривающую  проблемы образования монгольской  империи и её завоеваний, в котором не отражалась бы эта проблема. Представлять это так, что если бы Русь была единой, она бы показала монголам—не является исторически оправданной мыслью, хотя понятно, уровень сопротивления был бы на порядок выше. Но пример единого Китая, как указывалось ранее, разрушает эту схему, хотя она присутствует в исторической литературе. Более обоснованным можно считать количество и качество военной силы у каждой стороны и другие военные факторы. Иными словами монголы превосходили своих противников военной мощью. Как уже замечено—Степь в военном отношении всегда в древние времена превосходила Лес. После этого небольшого вступления в «проблему», перечислим факторы победы степняков, приводимые в исторической литературе. 

Информация о работе Монголо-татрское нашествие, суть ордынского ига и его влияние на судьбу Руси