Монархия в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Описание работы

Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Важной особенностью сословной структуры, выросшей в Германии непосредственно из "щитов" вассально-ленной иерархии, были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. В империи существовали имперские сословия, или чины, а в княжествах — земские сословия. К первым относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов, а ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Работа содержит 1 файл

МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.docx

— 120.48 Кб (Скачать)
  1. Духовенство. В XIV в. Франция добилась победы над папством, и духовенство стало жить по французским законам и превратилось в часть французской нации. Ограничивались некоторые церковные прерогативы.
  2. Дворянство. В это сословие входили все светские феодалы, но уже не как вассалы короля, а как его слуги. В отличие от духовенства дворянство было наследственным сословием. Высшей привилегией дворян было исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы, особые судебные привилегии, освобождались от государственных налогов. Их Единственной обязанностью была военная служба королю.
  3. Третье сословие. В него входили крестьяне-цензитарии и городское население. Они относились к "неблагородным" и не имели особых личных и имущественных прав. Главным их бременем была уплата государственных налогов.

Образование сословно-представительной монархии. 
Переход к новому этапу фодальной государственности был связан с политической централизацией: к началу XIV в. было объединено 3/4 территории Франции. Сеньориальная власть утратила самостоятельный политический характер: феодалы лишились права собирать налоги на политические цели, для взимания сеньориальной подати требовалось согласие королевской власти (в XV в. эти подати вообще отменили). Запретили и новые косвенные налоги. Феодалы лишились привилегии вести частные войны и иметь независимые армии. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В XIV в. появилась возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент.

Происходит усиление королевской власти. Обоснование  осуществили легисты. Был обоснован  приоритет светской власти над церковной. В 1303 г. появилась формула: "Король является императором в своем королевстве". Легисты обосновали принцип: король сам является верховным законом и может законодательствовать по своей воле. Также появился тезис: "Всякое правосудие проистекает от короля" - каждое судебное дело ведет он сам или его слуги.

Решая важные общенациональные задачи и принимая ряд новых государственных  функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру сеньориальной  монархии. Но она сталкивалась еще  с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла  преодолеть только собственными средствами. Политическая сила короля проистекала  от поддержки, которая исходила от феодальных сословий. Поэтому к началу XIV в. сложился политический компромисс короля и представителей разных сословий, оформленный в союз. Политическим выражением этого союза  стали Генеральные штаты и  провинциальные штаты.

Генеральные штаты. 
Генеральные штаты были созваны в 1302 г. Филиппом IV Красивым. Причины: неудачная война во Фландрии, экономические трудности, спор короля с римским папой, а также объективная закономерность в развитии феодального государства.

Вопрос о периодичности  созыва Генеральных штатов решал  сам король в зависимости от обстоятельств  и политической ситуации. Каждый созыв  осуществлялся по усмотрению короля: дворянство и духовенство приглашались лично. Позднее появились выборные представители от мелкого и среднего дворянства, от церквей, монастырей и  городов. Примерно 1/7 членов Генеральных  штатов - легисты. Регламент заседаний  Генеральных штатов определялся  королем, который запрашивал мнение сословий по ряду законопроектов, хотя формально их согласие не требовалось. Чаще всего причина созыва Генеральных  штатов - нужда короля в деньгах: разрешение на очередной налог, который  мог собираться лишь в течение 1 года. В 1439 г. Карл VII получил разрешение на взимание постоянной королевской тальи. Но на дополнительные налоги требовалось  согласие Генеральных штатов.

Генеральные штаты  обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели  право вносить предложения и  критиковать королевскую администрацию, но король юридически не был связан этими предложениями и критикой. Когда сословия проявляли неуступчивость, их длительное время не собирали (например, с 1468 по 1484 г. и с 1484 до 1560 г.)

Обсуждение вопросов в Генеральных штатах велось посословно (только два раза в XV в. сословия собирались вместе). Голосование происходило  по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если были различия во мнениях между сословиями, то каждое сословие имело 1 голос. Избранные в Генеральные штаты депутаты наделялись императивным мандатом. Их позиция по обсуждаемым вопросам и голосование были связаны инструкцией избирателей, перед которыми они отчитывались.

В ряде регионов с конца XIII в. появились местные сословно-представительные органы: вначале "консилиум", "парламент"; с XV в. "штаты", а с XVI в. - "провинциальные штаты" (общее количество 20 - почти в каждой провинции).

Центральное и местное управление 
В период сословно-представительной монархии утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия проистекают от короля. Прежние должности превратились придворные титулы. Канцлер стал ближайшим помощником короля: он возглавлял королевскую администрацию и оформлял королевские акты, также он производил назначения на судебные должности, был председателем в королевской курии и в совете в отсутствие короля. Появляются новые должности из легистов и преданных незнатных дворян - секретари, нотариусы и др. Они не имели четко обозначенных функций и не были организационно сведены в единый аппарат управления.

Важную роль стал играть большой совет на базе курии из легистов и 24 представителей высшей светской и духовной знати. Один раз в месяц он собирался на заседания, которые носили исключительно  совещательный характер.

Прево и бальи  в XIV в. теряют военные функции. Судебные дела рассматривали лейтенанты, которые  с конца XV в. назначаются королем. С целью централизации местного управления вводятся губернаторы. В некоторых случаях они имели военные функции; в некоторых - заменяли бальи. В XIV в. появляются генерал-лейтенанты из принцев крови и знатного дворянства. Обычно управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией. Централизация распространялась и на города. Они лишились статуса коммун, были ограничены их вольности. Была установлена система административной опеки, в том числе и контроль выборов городской администрации.

Организация финансового управления. 
Вначале король имел основной доход с домена и от чеканки королевской монеты. Постепенно основным источником для казны стал сбор королевских налогов: таможенная пошлина, соляной налог, королевская талья (при Людовике XI в XV в. выросла в три раза). Для организации финансового управления были созданы специальные органы - в XIV в. королевское казначейство, а затем из королевской курии - счетная палата (давала королю советы по вопросам финансов и проверяла доходы с мест). При Карле VII Франция была разделена на генеральства, во главе которых стояли генералы, имевшие административные и налоговые функции.

Организация вооруженных сил. 
Некоторое время сохранялось феодальное ополчение, но с XIV в. король требует непосредственной военной службы для дворян. Укрепление финансовой базы привело к появлению наемников, организованных в ударные отряды. В 1445 г. Карл VII создает регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой. По всему королевству были размещены постоянные гарнизоны.

Судебная  система. 
В отношении судов тоже проводилась политика унификации, но система по-прежнему оставалась запутанной, и суд не был отделен от администрации. Мелкие судебные дела разбирали прево, серьезные (королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV в. - в суде под председательством лейтенанта. Так как прево, бальи и лейтенанты назначались и увольнялись королем, то вся судебная деятельность контролировалась королем и его администрацией.

Возросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 г. назначались пожизненно и  который стал высшим судом для  знати и апелляционной инстанцией по всем судебным делам. В XIV в. парламент  приобрел право регистрации королевских  ордонансов (с 1350 г. это стало обязательным). Если парламент находил неточности или отступление от "законов  королевства", то он мог выступить  с ремонстрацией и отказать в  регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия  короля на заседании.

5. Абсолютная монархия.

Общественный  строй 
Переход к абсолютной монархии был связан с развитием капиталистических отношений. Препятствием для них был сословный строй. Духовенство из 130 тыс. чел. владело 1/5 всех земель; дворяне из 400 тыс. чел. владели 3/5 всей земли, а всего во Франции было 15 млн. населения. Дворянство имело личный статус и титулы передавались по наследству, а также могли быть дарованы специальным королевским актом (дворяне мантии и дворяне шпаги). Дворяне имели привилегии, титулы, освобождались от налогов, пользовались преимущественным правом назначения на должности, на образование и т.д. Третье сословие оставалось крайне неоднородном. Самая значительная часть - крестьянство, большинство из которых - цензитарии.

Абсолютим был средством сохранения привилегий для высших сословий в условиях изменения социально-экономической обстановки. В абсолютизме была заинтересована и буржуазия, нуждавшаяся в защите от феодальной вольницы. Внутренняя обстановка в XVI в. во Франции оказалась следующей королевская власть, сохраняя феодальную природу, приобрела определенную самостоятелность по отношению к сословиям и существенным образом укрепила свои позиции в обществе и государстве.

Усиление  королевской власти. 
Верховная политическая власть всецело перешла к королю. В 1614 г. в последний раз были созваны Генеральные штаты, хотя уже в XVI в. они практически не функционировали. Иногда король собирал нотаблей. В XVI в.королю удалось подчинить себе церковь. В своеобразной оппозиции в XVI-XVII вв. оставался Парижский парламент, но сначала были установлены сроки, а потом Людовик XIV в 1673 г. решил, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно.

В 1614 г. французская  монархия была объявлена божественной, а власть короля - священной. Официальный  титул короля получил приставку "король милостью божьей". Распространялись представления о суверенитете и  неограниченной власти короля. Суть абсолютной монархии Людовик XIV выразил формулой: "Государство - это я!"

Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Король имел полную свободу  в сфере законодательства в соответствии с принципом: "один король, один закон". Король имел право назначения на любую  государственную и церковную  должность. Король был окончательной  инстанцией во всех делах государственного управления. В его ведении находились внешняя политика, экономическая  политика, налоги, распоряжение государственными средствами, от его имени вершилась  судебная власть.

Бюрократизация  и централизация  аппарата управления 
В XVI в. в центральном аппарате появляются государственные секретари, один из которых имел функции первого министра (формально такая должность отсутствовала). Другие госсекретари ведали определенными сферами управления (иностранные, военные, морские, внутренние дела). При Людовике XIV существовали личные чиновники короля. Постепенно короли сами стали брать руководство управлением в свои руки, убирая лиц, которые могли иметь большое политическое влияние (особенно после Ришелье, который совмещал 32 государственных поста). Старые должности ликвидируются и превращаются в синекуры. Остается лишь канцлер, который был вторым лицом в государственном управлении после короля.

Происходит бюрократизация управления: у госсекретарей появляются заместители , а у них - бюро, которые на делились на секции со строгой иерархией чиновников. В центральном управлении большую роль стал играть суперинтендант финансов, а затем - Генеральный контролер финансов. В его руках находилась экономическая политика и контроль за деятельностью администрации. При нем действовал большой аппарат из 29 различных служб.

Управление на местах было сложным  и запутанным: существовали бальи  и многочисленные специальные службы: судебной управление, финанасовое, дорожное и т.п. Нередко эти органы сочетались со старыми феодальными структурами. К концу XVIв. губернаторы стали в ряде случаев независимы от центрального управления и поэтому короли сводят их функции к сфере чисто военного управления. В XVI в.короли направляют на места комиссаров с временными поручениями инспектирующего характера, постепенно они превращаются в администраторов с авторитарной властью. В 1653 г. была восстановлена упраздненная в предшествующий период должность интендантов. Их стали назначать в специальные финансовые округа. У интендантов имелись прямые связи с центральным правительством. На них возлагался контроль за экономикой, статистические отчеты, общественный порядок, набор рекрутов, расквартирование войск, вмешательство в судебный процесс, расследования от имени короля, председательство в судах. В городском управлении вместо выборных лиц появились королевские чиновники. В деревнях административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Но в условиях всесилья интендантов сельское самоуправление приходило в упадок.

Судебная  система. 
Судебная система в период абсолютной монархии оставалась запутанной и сложной. Сохранялась сеньориальная юстиция, церковные суды, специальные трибуналы. Королевские суды действовали в бальяжах. Важным элементом судебной системы являлся Парижский парламент. В XVI в. появились особые аппеляционные суды.

Информация о работе Монархия в Германии