Монархия в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Описание работы

Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Важной особенностью сословной структуры, выросшей в Германии непосредственно из "щитов" вассально-ленной иерархии, были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. В империи существовали имперские сословия, или чины, а в княжествах — земские сословия. К первым относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов, а ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Работа содержит 1 файл

МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.docx

— 120.48 Кб (Скачать)

      Все же остальные случаи обложения налогами, не указанные в статье 12, должны утверждаться советом королевства. Об этом говориться в 14 статье Хартии: «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать, архиепископов, эпископов, аббатов, графов и старших баронов, нашими письмами за нашей печатью; и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бэйлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; повелим позвать мы всех их к определенному дню, т.е. по меньшей мере за сорок дней, и определим место, и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет преступлено к делу при участии в совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились.»

      В статье 39 Хартии так же утверждается, так сказать принцип призумции невиновности, по нему ни один свободней человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона «иначе, как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями («пэрами») и «по законам страны»

      Статья 38 Хартии защищала от произвола чиновников: «Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалии) лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей».

      Соблюдение  Хартии должен гарантировать совет  из 25 баронов наделенный правом «принуждать  и теснить» короля «всеми способами, какими только может»

      Будучи  выражением компромисса между королем, с одной стороны, и сеньорами (баронами) с другой. Великая хартия вольностей в той или иной мере сдерживала не только королевский произвол в  отношении своих вассалов, но и  остальных феодалов в отношении  своих. Однако, будь эта Хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального самоуправства, страной столь же раздробленной, как, скажем, Германия. Этого не случилось, и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство.

      Но  по окончанию смуты Иоанн отказался  от Хартии, римский папа eго поддержал.

      Дело  шло к гражданской войне. Король собирал войско, бароны сговорились  посадить на английский престол французского принца.

      В октябре 1216г. король Иоанн внезапно скончался.

      12 ноября, через 3 недели после коронации  eго 9-летнего сына, Генриха Ш, дополненный вариант Великой хартии был провозглашен в качестве королевского манифеста. В нем подтверждалось, что король согласен править в соответствии с английскими законами. Все это погасило конфликт. Хартия была подтверждена, но уже без 61-й статьи, которой создавался совет 25 баронов, стоящий над королем.

      «Общий  совет королевства» сходит со сцены  с возникновением парламента. Общегосударственные  суды (Вестминстерские) возвращают себе господствующее положение, оттеснив поместную, манориальную, юстицию. Англия как была, так и осталась централизованным государством.

      Великая Хартия Вольностей 1215 года еще много  раз переиздавали: в 1216 и 1217 годах, сохранив основные положения и исключив только те, которые касались политической обстановки 1215 года. В 1217 году группа статей о королевских лесах была выделена в отдельную Лесную Хартию.

      В 1225 году Генрих III сам издал Великую Хартию Вольностей, частично изменив редакцию 1217 года. В 1267 году Хартия снова была переиздана Генри III, а в 1297 году её текст был включен в Статут Эдварда I.

      Не  отрицая Хартии, короли открыто пренебрегали ею, и потому оказались нужными  ее многочисленные подтверждения (44 раза между 1327 и 1422гг.) 

      ИСТОРИЧЕСКАЯ  ОЦЕНКА ХАРТИИ 1215 ГОДА.

      Значение  этого документа наиболее ярко проявилось в последующие эпохи, но с самого своего появления Хартия была символом протеста народа против притеснений  власти, и каждое последующее поколение  использовало её как гарантию соблюдения прав личности.

      Отойдя  от реальной исторической почвы, на которой  Хартия взросла и утвердилась, возникает  своеобразный идеологический феномен: история Хартии становится историей ее истолкований, преследующих политические цели.

      Среди историков и государствоведов до сих пор нет единого мнения относительно оценки Великой Хартии Вольностей 1215 года. Историки Д.М. Петрушевский и Р.Ю. Виннер усматривают в Хартии победу феодальной реакции.

      Благодаря опережающим время идеям, заложенным в Великой Хартии Вольностей 1215 года, она положила начало развитию законодательства о правах человека. Другие важнейшие  документы, связанные с правами  и свободами личности в Англии, в частности, Петиция о праве (1628) и Habeas Corpus Act (1679), основывались на тексте и главной идее Великой Хартии Вольностей: "ни один свободный человек не может быть подвергнут аресту или преследованию иначе как на основании решения суда". В государствах англо-саксонской системы права эти документы до сих пор используются в судебной практике, а в США и федеральная, и местные Конституции содержат идеи и цитаты из Великой Хартии Вольностей. Хартия становится символической частью неписаной английской конституции. В переводе с Греческого языка слово "хартия" означает "рукописный документ". А распространилось это слово в своем переносном значении - "права", "привилегии". Словом "Хартия" назывались несколько всемирно известных документов. Через них народы боролись за свои права: политические, экономические, социальные, гражданские. И всегда эта борьба заканчивалась победой. 

4 ВОПРОС 

Становление английского парламента

Возникновение парламента

В период сословной  монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и  со временем все более значительной частью государственной организации  страны - представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к 13-14вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и  особенностям ситуации в условиях кризиса  власти второй половины 13в. Немалое  значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечение  короной высшей знати к решению  государственных дел, восходящие к  ленной монархии.

Историческим началом  сословного представительства были собрания вассалов короля, которые  с середины 12в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда - суда пэров (равных). Во второй половине 12в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы (" старшие и меньшие бароны "). В Великой хартии 1215г. была специально оговорена обязанность короны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке " архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов…. и, кроме того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в определенное место (ст. 14) . В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияния этого собрания на распределение королевских должностей.

Во второй четверти 13в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние советов магнатов усилилось. По Вестминстерским провизиям 1258г. собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.

Стремление знати  поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию  среди более широких кругов рыцарства  и горожан. Политическим и военным  лидером оппозиции выступил выходец  из французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры. После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт - "Форму управления", составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. (Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на протяжении первой половины 13в.) В новый созванный де Монфором парламент - в январе 1256г. - были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.

К середине 14в. сложилось  разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в 16в.

Верхняя палата включала представителей светской и церковной  аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты.

Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали  на сессию, а такого в 14-15вв. почти  никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание  палаты лордов обычно проводилось в  Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой  общин была иной. Как отдельная  парламентская структура эта  палата оформилась постепенно, в течение  второй половины 14в.

Название нижней палаты происходит от слова commons(общины). В 14в. оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими).

К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е.коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине 14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более пятисот).

Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали традиционными.

Духовенство, кроме  архиепископов, епископов и аббатов  крупнейших монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в  работе парламента лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где обсуждались и внутри сословные вопросы, и финансовые отношения с короной.

Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для  участия в торжественной церемонии  открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися; члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером.

С 1330г. парламент собирался  не реже одного раза в год (фактически чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени  переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство.

Языком парламентской  документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные  или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской  речи в основном также использовался  французский, но с 1363г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке.

В 14-15вв. в обществе складывается представление и о  статусе депутата. Это понятие  равно касалось членов обеих палат  и включало ряд юридических привилегий, прежде всегодепутатскую неприкосновенность. Последняя, вошедшая в практику к началу 15в., подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое - только на время сессии).

О высоком престиже парламента свидетельствует запись в протоколе сессии 1453г. Два депутата палаты общин (в том числе спикер) были обвинены в грабеже и арестованы по приказу всесильного тогда  герцога Йорского. Нижняя палата выступила с протестом. Отстоять неприкосновенность парламентариев не удалось. Однако герцогу пришлось доказывать правомерность своих действий; в частности, он сообщил, что арест состоялся, когда в сессии был перерыв, т.е. не в "парламентское время".

Интересно и высказывание юристов, призванных для консультации. "Мы не смеем дать ответ", - заявили  они, так как не было до сих пор  случая, чтобы юристы определяли привилегии парламента. "Он так высок и  могуществен по своей природе, что  может создать закон; а то, что  само есть закон, не может создать  никакого закона" (Rotuli parliamentorum Vol.V.P. 239; перевод Н.О. Майоровой).

Информация о работе Монархия в Германии