Монархия в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Описание работы

Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Важной особенностью сословной структуры, выросшей в Германии непосредственно из "щитов" вассально-ленной иерархии, были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. В империи существовали имперские сословия, или чины, а в княжествах — земские сословия. К первым относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов, а ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Работа содержит 1 файл

МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.docx

— 120.48 Кб (Скачать)

Именно отдельные "княжеские" государства развиваются  в Германии по образцу централизованных западноевропейских монархий. В них  были созданы профессиональные правительственные  и судебные учреждения. Княжеские  территории нередко делились на графства, которыми управляли министериалы, назначаемые  князем (герцогом); многими городами также управляли назначенные  князем должностные лица. В крупных  княжествах были учреждены канцелярии с нотариусами,которые разрабатывали проекты нормативных актов и регистрировали сделки. Позднее крупные территории были разделены на несколько десятков административных единиц, которые управлялись одним административным и одним судебным чиновником, которые, в свою очередь, опирались на назначаемых чиновников и судей более мелких округов. Существовала также разветвленная система налогообложения подданных княжеств.

Высшая судебная власть, переданная князьям на их территориях, стала важнейшим, наиболее- эффективным инструментом укрепления их самостоятельности, экономической и политической власти в целом. Кроме того, слияние духовной и светской власти в руках "князей церкви" обеспечивало идеологическое прикрытие их растущих прерогатив и, с другой стороны, обеспечило церкви особую силу на территории Германской империи.

В условиях слабости центральной власти в Германии получила значительное развитие и политическая автономия отдельных корпораций — городов, их союзов, религиозных объединений и tji. Особыми политическими правами пользовались объединение северогерманских городов — Ганза (XIV—XVI вв.), Союз рейнских городов(1254 год), Швабский союз (XVI в.), а также военно-религиозный Тевтонский орден (XII—XVI вв.).

Наибольшим объемом  прав обладали в империи так называемые имперские и вольные города. Имперские города — непосредственные вассалы императора — получили большую часть императорских регалий (высший суд, чеканка монеты, войско). Их обязанности по отношению к императору сводились к присяге верности и приему императора с его двором. С XV в. имперские города (Любен, Бремен, Гамбург, Аугсбург, Нюренберг и др.) имели постоянное представительство в рейхстаге. Что касается семи вольных городов Германии, к которым относились наиболее старые епископские города (Майнц, Кельн, Трир, Вормс и т.д.), то они получили привилегии как от германского императора, так и от владеющих ими духовных князей. Эти города были освобождены от налога и поставки войска и являлись центрами епархии, церковно-светского управления епархией и княжеством. В XII—XV вв. эти города пользовались самоуправлением, в них избирались бургомистры и члены городского совета, которые решали местные вопросы, уголовные и гражданские дела. Духовные князья сохраняли юридический контроль над этими городами посредством назначения главных чиновников города — бургграфа, префекта, руководивших осуществлением правосудия.

Имперские и  вольные города Германии нередко  объединялись в союзы, которые проводили  свою собственную политику, не всегда совпадающую как с интересами центральной, так и княжеской  власти.

В XIV в. отдельные княжества-государства трансформируются в сословно-представительные монархии, отличающиеся известным многообразием форм. В большинстве государств сформировалось три замкнутых курии — духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества и по структуре больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако в большинстве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Правда, их согласие обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Но в этом случае князь всегда мог получить нужное решение при помощи двух сословий, свободных от уплаты налогов, но принимавших участие в расходовании этих средств, — высшего духовенства и рыцарства.

В XVI—XVIII вв. после религиозных войн количество самостоятельных государственных образований в Германии еще больше возросло (их стало более 300),утверждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался от централизованных абсолютных монархий Запада (как и сословно-представительных монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Кроме того, его утверждение — не результат временного равновесия сил феодалов и буржуазии. Напротив, княжеский абсолютизм представляет собой торжество феодально-консервативных сил над буржуазным движением и подчинение слабой немецкой буржуазии князьям.

Не случайно абсолютизм утвердился ранее всего  в Баварии (в первой трети XVII в.), которая отличалась экономической отсталостью. Княжеский абсолютизм не сыграл никакой позитивной роли, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности Германии.

3 ВОПРОС 

 
 
Введение

1. Источники  и общая характеристика документа.

2. Отражение  в Хартии материальных интересов  различных социальных слоев феодальной  Англии.

3. Хартия  и Политические требования баронства:

«конституционные  статьи»

4. Историческая  оценка Хартии 1215 года.                                                       

Введение

Идея  о том, что человек - высшая социальная ценность общества и государства  высказаны еще в XYII-XYIII веках. Философы-просветители, такие как Дж.Локк (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А.Вольтер (1694-1778). Эти идеи стали основой современных демократических теорий прав человека. Человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты: ни правительством, ни обществом. Но задолго до рождения этих великих мужей, уже предпринимались попытки утвердить эти самые естественные и неотъемлемые права человека. В 1215 году свет увидел Хартию Вольностей. Хотя этот документ относиться к разряду памятников истории, невозможно отрицать его важную роль в развитии демократии. Нам трудно представить себе, что первые шаги демократии воспринимались когда-то как социальная утопия и как бунт против существовавшего строя, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на последующие политические события. Эти идей очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом.

      Все мы слышали, и знаем о существовании  Конституции России, США, Франции, Германии, но никто, я думаю, не слышал о Конституции  Англии. Ее просто не существует. В Англии законы, охраняющие права человека, так и не были юридически зафиксированы. Дело в том, следует своей традиции неписаной Конституции, английское право до сих пор не знает Кодекса  о правах, если не считать, конечно. Великой Хартии Вольностей. Многие положения Хартии и в наше время  являются действующими.

     Именно  об этом историческом документе пойдет речь в данной работе.

     Источники и общая характеристика документа

      В 1066 году Нормандский герцог Вильгельм  Завоеватель с огромным войском  высадился на остров и, разгромил  англосаксонскую армию. Сопротивлявшаяся завоеванию англосаксонская знать  была большей частью уничтожена. Англия была завоевана.

      Именно  с этим завоеванием связано окончательное  утверждение феодализма в Англии. Завоеватели, конфисковали у англосаксонской  знати землю, значительную часть  этой земли включили в королевский  домен, а остальную — распределили между собой. Землю сохранили  лишь представителям англосаксонской  знати, которые согласились служить  Вильгельму. Земли, которые раздавались  Вильгельмом своим приближенным — вассалам в качестве лена, не составляли компактной территории, а были расположены, как правило, в разных районах  страны.

      В 1086 году Вильгельм объявил себя верховным  собственником всей земли и потребовал от свободных землевладельцев принесения ему присяги на верность, что делало их непосредственными вассалами  короля. В отличие от порядков, царивших на континенте, вассалы короля обязаны  были ему не только военной службой, но и денежными взносами. Указанные  обстоятельства усиливали власть короля и его администрации в отношении  баронов. К тому же львиную долю добычи (одну седьмую всех земель Англии) король оставил себе. Ни один из вассалов не мог сравниться с ним по богатству.

      Почему  же бароны терпели беспредел творимый королем? Все дело в упорном и продолжительном сопротивлении, которое оказывали захватчикам англосаксонские крестьяне. Вооруженная борьба не прекращалась в течение многих десятилетий. Бароны Вильгельма вынуждены были терпеть усиление короля: без сильной центральной власти было бы невозможно удержать Англию.

      До  нормандского завоевания население  страны было преимущественно занято земледелием и скотоводством. Благодаря  связям с Нормандией в стране начало развиваться ремесло и торговля, наметился рост городов. В городах стали формироваться группы ремесленников и купцов. Большинство городов находилось на земле принадлежащей королю. Во главе таких городов стояли чиновники короля, осуществлявшие руководство городским судом, следившие за сбором налогов и безопасностью в городе. В начале XII века многие города в упорной борьбе добились хартий свобод, предоставлявших им самоуправление.

      Продолжалось  укрепление королевской власти среди  народа. Вражда между нормандскими баронами и англосаксонской знатью, светскими и духовными феодалами  создавало иллюзию, что король является защитником народа от притеснений феодалов.

      Все это привело к тому, что в  отличие от континента Англия не знала  феодальной раздробленности и в  ней установилась сильная королевская  власть. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, почему же так произошло:

      Во-первых, в руках короля сосредоточился огромный земельный фонд, являвшийся материальной основой его власти.

      Во-вторых, все свободные держатели земли  являлись вассалами короля, обязанными ему военной службой и иными  повинностями.

      В-третьих, завоеватели оказались как бы в стане, окруженном врагами, и были вынуждены сплачиваться вокруг своего военного предводителя — короля,

      В-четвертых, сохранением антагонизма между  местной англосаксонской знатью и знатью из числа завоевателей.

      Правовым  новшеством норманнов стал обычай решать дела судебным поединком - своеобразной, полуспортивной схваткой тяжущихся  с использованием примитивного вооружения (щита, палки, и т.п.).

      Между тем основные судебные обычаи остались от англосаксонских времен: вызов  на суд, личное обвинение, соприсяжничество, испытание в виде ордалии, поручительство соседей или клана, объявление преступника изгоем и «вне закона». В отношении движимых имуществ также полностью были сохранены правила англосаксонского права.

      Но  все, что было связано с спорами о землях, решалось впредь по нормандским обычаям. С именем Вильгельма, еще в бытность его герцогом Нормандским, связывается одна из самых ранних записей феодального нрава.

      Дела  семейные подлежали праву и юрисдикции церкви.

      После нормандского завоевания, в Англии сохранились судебные порядки и  обычаи англосаксонских времен. Влияние  новой монархии было еще слабым, чтобы подчинить себе и переустроить юстицию разных областей страны. Для хотя бы некоторой степени единообразия Вильгельм Завоеватель предписал придерживаться «хороших и испытаниях законов Эдуарда Исповедника». Не бароны, а только шерифы, полицейские чиновники, поставленные королем во главе округов, распоряжались местными делами. Суд вершился в собраниях сотен и графств под председательством шерифов и вице-графов на основании местных обычаев. Судьями выступали исключительно свободные землевладельцы. Сохранились и вотчинные суды в отношении вассалов и зависимого населения.

      С приходом к власти Генриха II (1154-1189) была принята судебная реформа. Королевская юстиции получила преобладание на всей территории государства. Судебная реформа Генриха II, тесно связанна со всей его цецтрализаторской  политикой. Главное направление реформаторской деятельности Генриха II шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников.

      Централизация суда была достигнута: во-первых, возможностью рассмотрения дела по выбору истца  не только земскими, но и королевскими странствующими судьями, во-вторых, учреждением  центральных официальных судов  под властью короля.

      Странствующие(разьездные) судьи не были нововедением, они появились еще до реформы, с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары. Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. в их компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения.

Информация о работе Монархия в Германии