Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:55, реферат
зучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60‑х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980‑х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах
Реферат
«Молодежные субкультуры России: скинхеды»
Исследования
молодежных субкультур
Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60‑х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980‑х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.
С конца 1980‑х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным – как у нас, так и за рубежом. В 2000‑е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий (например, к такому пути по мотивам вполне практическим склонны исследователи НИЦ «Регион» Ульяновского госуниверситета, руководимого проф. Е.Л. Омельченко; внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляют исследователи Санкт-Петербурга). Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации.
Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С.И. Левиковой, опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В.Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З.В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». Автор настаивает на том, что молодежная субкультура – характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению». Надо думать, эта точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений З.В. Сикевич в учебном пособии Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова и др. «Социология молодежи».
С нашей точки
зрения, трактовать субкультурные феномены
как присущие (хотя бы в смысле их «ядра»)
всем молодым россиянам – значит стать
на путь абстрактных схем. В действительности
более плодотворна и реалистична позиция
М. Фуко, который настаивал: во имя методологической
строгости мы должны уяснить, что можем
иметь дело только с общностью рассеянных
событий. В применении к конкретным обстоятельствам
современной России это тем вернее, что
привычный для общества западного типа
образ молодежной субкультуры здесь довольно
слабо представлен – по большей части
именно как рассеянные события, общность
которых устанавливается исследовательским
конструированием реальности. Если исходить
из ожидания, что в России молодежные группы
формируются как стремление к смене установок
(своих и общества) и в поведении отражают
эту тягу к общественному обновлению на
основе философского осмысления социальных
ценностей и особого образа жизни, то материалы
исследований последних лет покажутся
обескураживающими: субкультурные феномены
в западном смысле едва заметны. Их известность
в обществе во многом результат «эффекта
CNN»: представления как особо значимых
событий и явлений в средствах массовой
информации.
Молодежные субкультуры: российская специфика
Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее – их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.
Первый – социальная
и экономическая неустойчивость российского
общества на протяжении последних полутора
десятилетий и обнищание основной части
населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата
России молодежь (16–30 лет) составляла
в численности населения с денежными доходами
ниже величины прожиточного минимума
21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных
была 27,9%. Среди безработных молодежь в
возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%.
Хотя в последующие два года отмечался
некоторый экономический подъем, принципиально
картина не изменилась. Для значительной
части молодежи проблема физического
выживания отодвигает на задний план потребности,
реализуемые в формах молодежных субкультур.
Второй
фактор – особенности социальной мобильности
в российском обществе. Каналы восходящей
социальной мобильности в 1990‑е годы претерпели коренные
изменения, и молодежь получила возможность
достигать престижное социальное положение
в очень короткие сроки. Первоначально
(в начале десятилетия) это привело к оттоку
молодежи из системы образования, особенно
высшего и послевузовского: для быстрого
успеха (понимаемого как обогащение и
достигаемого в основном в сфере торговли
и услуг) высокий уровень образования
был скорее помехой, чем помощью. Но позже
вновь усилилась тяга к получению образования
как гаранта личного жизненного успеха.
Кроме того, действует фактор укрывания
юношей от службы в армии.
Возможность быстро
достичь успеха, стать богатым, в
действительности слишком часто
основанная на криминале, является, тем
не менее, основой для социальных
установок и ожиданий значительной
части российской молодежи. Этим во
многом вытесняется идентификация
с субкультурными ценностями в западном
смысле, поскольку такая идентификация
в российских социокультурных условиях
противоречит реализации установок на
материальное благополучие.
Третий фактор – аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990‑х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000‑х годов в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, в ноябре 2001 г. В.В. Путин вызывал доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет). Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.
На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24‑летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т.е. более половины (53,6%) всех преступников. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России? Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.
Эти драматические
обстоятельства имеют непосредственное
отношение к специфике
Скины
В России скинхеды появились в 1991 году, в среде учащихся столичных ПТУ и техникумов, вообще молодежи «спальных районов» Москвы и Ленинграда. В отличие от Запада, наше скин-движение возникло не совсем естественным путем (хотя экономический кризис, подобный тому, что разразился в Англии после войны, а то и похлеще, тоже был), а под влиянием западной масс-культуры. Именно поэтому дети московских и питерских токарей и слесарей носят ботинки и подтяжки английских докеров, а не кепки и комбезы, как их отцы. Если же они и кричат что-либо о России и русских, то чаще на английском языке, размахивая или немецким флагом или флагом американских конфедератов (конечно, имеются в виду бонхеды). В России представлены также все направления скинов. Есть красные скины (они даже выпускают свой журнал – «Взорванное небо» и имеют сайт в Интернете – «Redskins.ru»), есть скины-антифашисты (которые неоднократно организовывали скин-секьюрити – своеобразную скиновскую охрану концертов реперов – извечных врагов неонацистов). Но про них мало кому известно. Официальное телевидение РФ, как и на Западе, на словах выступающее против расизма и неонацизма, старательно замалчивает существование скинхедов-антифашистов и фактически своими сюжетами «пиарит» бонхедов…
Одежда, взгляды, любимая музыка российских скинхедов – все это повторяет западные образцы. Единственное отличие – российские бонхеды считают арийскими нациями не только народы зарубежной Европы и англо-саксонское белое население США, но и славян и в частности русских (увы, им неизвестно, что их западные «братья по расе» с такими выводами абсолютно не согласны и относятся к славянам как к «расово неполноценным»). Точно также как и на Западе российских бонхедов «опекают» «взрослые» ультраправые организации вроде Народной национальной партии Иванова-Сухаревского, пытаясь превратить их в своих штурмовиков. Естественно, часть бонхедов вливается в ряды ультраправых организаций, но бон-движение как таковое остается все же достаточно автономным образованием.
Российские скинхеды в целом и бонхеды в частности не имеют единой организации. Они представляют собой совокупность разрозненных и не связанных между собой групп (в среднем по 10–15 человек в каждой), которые не всегда и не везде промышляют избиениями и убийствами, часто дело ограничивается распитием пива и слушанием тяжелого рока и также легко распадаются, как и возникают. Правда, в ноябре 2002 года в столице бонхеды пытались произвести российский съезд, приуроченный в дню рождения культовой фигуры западных коричневых скинов Яна Стюарта (на съезд прибыло 400 человек), но эта попытка была пресечена милицией. Количество бонхедов в России вообще невелико. По данным 2003 года их было 15000 человек на всю Россию, на 7 – миллионную Москву – около 5000, в Санкт-Петербурге – около 3000 (к нынешнему, 2006 году их количество, конечно, выросло, но не принципиально и вряд ли превышает 20000 по России). Как правило, бонхеды у нас учащиеся старших классов школ, ПТУ, реже – вузов. Подавляющее большинство – так называемые «пионеры», уличные боевики, которые не очень искушены в идеологии и годны только на то, чтоб пить пиво, слушать рок, шляться по улицам и устраивать драки. Без идеологов движения они не представляют большой опасности, потому что сам по себе их пыл может легко рассеяться и движение распадется. Идеологов и лидеров бонхедов не больше нескольких сотен. В Москве их не более ста. Они выпускают самиздатовские журналы («Под ноль», «Уличный боец» (Москва), «Русский кулак» (Санкт-Петербург)), делают Интернет-сайты, готовят и распространяют учебные пособия по уличным дракам. Показательны названия: «Хулиганский стиль рукопашного боя», «Используй то, что под рукою», «Драка, как она есть».
Следует также отметить,
что в основном бонхеды сгруппированы
в двух столицах – Москве и Санкт-Петербурге
(там находится около 90% коричневых скинов).
Свои акции они проводят регулярно, но
на фоне общей криминальной статистики,
совершаемые ими преступления – как говорится,
капля в море (что, естественно, не отменяет
необходимости нравственного осуждения
каждого такого деяния, тем более что для
родственников и близких пострадавших
эта статистика – слабое утешение). Это
видно, например, по данным сайта Полит.Ру
(«Радикальный национализм в России и
противодействие ему в 2005 году (ежегодный
отчет информационно-аналитического центра
«Сова»)». За весь 2005 год бонхедами (которых
аналитики-антифашисты неверно именуют
скинхедами) было совершено 366 избиений,
приведших к ранениям и 28 убийств. В то
же время по данным электронных СМИ («статья
«Криминальная Россия» на сайте Пермского
отделения КПРФ) согласно докладу генпрокурора
Устинова об уровне преступности в стране,
в 2005 году в Российской Федерации было
совершено около 30 000 убийств (необходимо
заметить, что реально их было, конечно,
больше: как утверждают электронные СМИ,
регистрируется меньше половины преступлений).
Итак, из 30000 убийств, совершенных в РФ
в 2005 году (по данным МВД, которые явно
заниженные) лишь 28 совершены «скинхедами»
(по данным правозащитников, которые заинтересованы,
напротив, в завышении «градуса» экстремизма).
Это составляет около одной тысячной доли
процента – величина, которую социологи
как правило не учитывают в силу ее статистической
ничтожности (она входит в так называемый
«процент погрешности»). Тем не менее,
эта тысячная доля процента постоянно
находится в поле зрения СМИ, тогда как
все остальные преступления не то, чтобы
замалчиваются, но и особо их никто не
«пиарит».
Скинхеды в кривом зеркале СМИ
Итак, реальность такова, что:
– скинхеды неоднородны и включают в себя и совершенно аполитичные, и антифашистские, и даже анархо-коммунистические группировки;
– скинхеды являются молодежной субкультурой и по определению не могут совпадать с преступными группировками. Понятие субкультуры шире, оно, как уже говорилось, предполагает образ жизни (может показаться, что сами факты избиения африканцев и азиатов хотя бы некоторыми скинхедами опровергает этот тезис, но это не так. Для пояснения можно привести такой пример: субкультура хиппи не исключает и даже приветствует применение легких наркотиков (прежде всего марихуаны). Естественно, некоторые из хиппи поэтому занимаются продажей марихуаны и следовательно связаны с наркомафией. Но из этого вовсе не следует, что наркомафия и движение хиппи – фактически одно и то же);