Молодежные субкультуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

зучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60‑х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980‑х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.docx

— 50.47 Кб (Скачать)

– скинхеды не являются политической партией, хотя и наличествуют их контакты с партиями и движениями ультраправого толка («Славянский  союз», «Национальная народная партия»). Принадлежность к партии подразумевает  лишь идеологическое согласие. Членом РНЕ, скажем, может быть и любитель фольклорной музыки, и любитель рока, лишь бы он разделял идеи русского национализма. Для бонхедов же, как и для всех молодежных группировок, музыка – главный отличительный принцип. Бонхед не может быть бонхедом, если он не слушает тяжелый рок. Кроме того, партия возникает искусственно, по воле ее создателей, скин-движение возникает стихийно, из группок бездельничающей рабочей или безработной молодежи;

– бонхеды никакого отношения к русской традиционной культуре и к традиционному русскому национализму вообще не имеют (в отличие от, например, черносотенцев, которые, действительно, пытаются возродить русское национальное движение вековой давности). Российские скинхеды вообще и бонхеды в частности – порождение пересадки на нашу почву феноменов западной масс-культуры (точно также как рэперы, растаманы, кришнаиты, мормоны и т.д.). Если б не было падения «железного занавеса», ребята с московских и питерских окраин не посмотрели бы «Бойцовский клуб», не услышали бы «черный металл», и не было бы в России никаких «скинхедов». Об этом говорит сам их внешний вид, скопированный с западных бонхедов, манера называть себя кличками на английском или немецком языках (Ганс, Мартин и т.д.), набор их любимых рок-групп, в основном немецко- и англоязычных, наконец, нелюбовь к неграм в стране, где никогда не было областей с чернокожим населением и напряженность между белыми и черными не имеет социальных корней; 

– бонхеды разрознены, малочисленны, сгруппированы в основном в столицах, преступления, совершаемые ими, составляют мизерный процент от общего числа таких же преступлений, совершаемых по иным, неидеологическим причинам. 

СМИ же рисуют нам совершенно иной образ «скинхедов»:

– Скинхедов представляют исключительно как неофашистов  самого примитивного пошиба. Всевозможные репортажи в новостных программах ТВ изображают пьяных подростков, тупо орущих нацистские лозунги и оскорбления  в адрес не-белых, все это журналисты преподносят как «тусовки скинхедов». Некоторые журналисты договариваются до того, что «скинхеды» могут быть одеты как угодно, а не обязательно в «бомберы» и армейские ботинки и могут даже не быть бритыми (!), таким образом, скинхеды отождествляются с любыми хулиганами-националистами и вообще выводятся за рамки молодежных субкультур (!). При этом автор данных строк ни разу не слышал от тележурналистов упоминания о существовании красных скинхедов или скинхедов-антифашистов. Налицо либо вопиющий непрофессионализм либо сознательное замалчивание фактов;

– СМИ не делают различий между членами радикальных националистических партий и движением скинхедов. Так, в начале апреля 2006 года, когда антискинхедовская пропаганда достигла на ТВ апогея, канал НТВ транслировал сюжет о приеме в члены организации Иванова-Сухаревского. Несмотря на то, что молодые люди были одеты в аккуратные рубашки и брюки, напоминающие форму NSDAP, подразумевалось, что перед зрителем скинхеды (хотя единственное, что их напоминало – короткие прически);

– скинхедов изображают грозной и чрезвычайно опасной  для общества силой. Статистика по убийствам, произведенным бонхедами или просто боевиками-неонацистами при этом не приводится, сухие цифры заменяются эмоциональными рассказами о жестокостях избиений. Количество «скинхедов», озвучиваемое журналистами ТВ и радио в разы превышает те цифры, которые мы находим в Интернете, в официальных отчетах МВД, в трудах специалистов по молодежным субкультурам и даже в докладах правозащитников.

Из всего этого  очевидна совершенная правота М. Вершинина, который утверждал, что  СМИ с настойчивостью, достойной  лучшего применения, создают из движения скинхедов – разнородного, малочисленного, подражательного и сугубо подросткового  явления политический жупел.

Мы бы к этому  лишь добавили, что такая политика СМИ не только вводит общество в  заблуждение, но и способствует количественному  росту таких «скинхедов», какими их изображают СМИ. Расписывая зверства скинов, СМИ, лицемерно объявляющие себя «борцами с фашизмом», формируют такой образ скинхеда, что он оказывается наиболее привлекательным для подростков, к которым «взрослый мир» повернут не самой приятной и лучшей своей стороной. «Скинхеды» изображаются сильными, смелыми, непобедимыми и неуловимыми, они могут бить кого угодно и при этом не бояться возмездия, даже если их и арестует милиция, они якобы отделаются «легким испугом». Что же касается осуждения негуманности и ксенофобии «скинов», то это термины «взрослого», чуждого для них мира, к тому же провозглашаемые журналистами-либералами, защитниками того режима, что не принес рабочим и их детям мало хорошего. Итак, итогом борьбы со скинхедами либеральных СМИ становятся подражательные действия со стороны молодежи, которая обо всем узнает из передач телевидения. Раньше они были просто «гопниками», пили пиво в подъездах, дрались между собой, теперь, посмотрев передачи НТВ и ОРТ о скинхедах, они «играют в скинов» – таких, какими их представляют в СМИ (о подтяжках английских докеров и Oil-панке они и слыхом не слыхивали). Иногда эти «игры» заканчиваются кровью. Журналисты получают вожделенную сенсацию, с еще большим воодушевлением принимаются за разоблачения скинхедов и все повторяется… 

Кому  это выгодно?

Вопрос римского права: «ищи кому выгодно» в этом случае более чем уместен. Очевидно, и  в России, и за ее рубежами существуют мощные политические силы, которые  заинтересованы в раздувании мифа о  зловредном русском национализме, да и в создании такого маленького и  управляемого, но очень шумного и  одиозного феномена. Мы не станем утверждать, что эти силы напрямую «заказывают» журналистам лживые и провокационные сюжеты о «скинхедах». Скорее всего, здесь мы имеем дело не с внешней, репрессивной цензурой, как в советские времена, а с внутренней самоцензурой журналистов – работники СМИ заранее знают: что хотят их новые хозяева и стараются им угодить, создавая все новые и новые идеологические мифы. Но как бы то ни было без поддержки определенного сегмента общества и политической элиты столь широкомасштабные операции по манипуляции общественным сознанием, да еще и с применением центральных СМ не проводятся.

Легко наметить короткий список: кому выгодно раздувание темы русского национализма:

Прежде всего, это  наиболее русофобские и агрессивно настроенные круги на Западе, и  главным образом в США. Картинки с русскими подростками, вскидывающими  руки в нацистском приветствии, полученные с наших либеральных каналов  – очень хорошая иллюстрация  для тех западных политиков, которые  до сих пор паразитируют на мифе времен холодной войны о России –  империи зла, и мечтают окончательно добить наиболее крупный обломок  СССР – нынешнюю Российскую Федерацию.

Далее, это наши российские радикал-либералы, которые тоже не прочь поспекулировать на теме «русского фашизма». Ведь, во-первых, это отвечает интересам их хозяев с Запада и совпадает с их собственными призывами к разрушению РФ как последнего оплота империи. Кроме того, это совпадает с их душевным порывом как можно больше чаще поливать русских грязью, ведь наши либералы почти поголовно совершено иррациональные и отъявленные русофобы. Наконец, это выглядит как удар в сторону президента Путина, который-де не может совладать с угрозой «русского фашизма».

Внутрироссийским националистам и сепаратистам также только на руку истерию вокруг «русского национализма», так как их мечта – отделение от России ее нацрегионов. А для этого очень и очень нужна демонизация русских в глазах жителей нацрегионов, чему служат провокационные сюжеты о скинхедах в либеральных СМИ (тем более, смычка сепаратистов с окраин и либералов в Москве образовалась еще во времена первой чеченской компании, в которой Ковалев и Киселев со товарищи выступали как «информационная поддержка» Дудаева и Басаева).

И, как бы это парадоксально  ни прозвучало, это выгодно и режиму Путина. Конечно, как и всякое государство, он не заинтересован, чтоб общественный порядок «раскачивали» банды  подростков-неонацистов, но он заинтересован  в том, чтобы такое ощущение создавалось  у обывателей. Тем больше обыватели будут ценить Путина и его «единоросов», которые хоть не идеальны, но все же лучше фашистского беспредела.

Таким образом, как ни смотри, всем раздувание пропагандистского спектакля о скинхедах только выгодно. Естественно, за исключением народа России. Но вышеназванным игрокам политической «шахматной доски» дела до народа нет.

Их отличительный  символ – свастика, знак, который  даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намного позже  победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой  установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов».

История

Первоначально субкультура  скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60х годов XX века. Она носила аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода – модами, а так же с чёрной ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени – регги и, в меньшей степени, ска.

НС-скинхеды появились  к концу 1982 года, как результат  политической агитации лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов) – Яна Стюарта Дональдсона и Британского национального фронта в среде аполитичных скинхедов. Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) – солдат Священной Расовой Войны (англ. Racial Holy War), борющихся против «недолюдей» – евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодёжи.

НС-скинхеды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads, бонхеды) – молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер.

Этот образ оказался очень популярен в неонацистском  движении, и вскоре схожие течения  появились в Европе, США. На постсоветском  пространстве субкультура наци-скинхедов  впервые появилась в странах  Прибалтики в конце 80х годов. Многие из них гордились родственниками воевавшими в Ваффен-сс против СССР. В качестве отсылке к нацистской Германии, многие из скинхедов носили особые кепки из джинсовой ткани напоминавшие фуражки СС [1]. На рубеже 1990х годов, после распада СССР, субкультура НС-скинхедов проникла в Россию.

Идеология

НС-скинхеды позиционируют  себя как национально-освободительное  движение и борются за идеи превосходства  «белой», арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Под арийской расой подразумеваются далеко не все представители европеоидной расы, а только те, кого нацисты считали такими, то есть (в порядке убывания ценности) нордическая раса, фальская раса, динарская раса, балтийская раса, восточно-балтийская раса (в их число так же входят восточные славяне), средиземноморская раса, альпийская раса, так как в нацистской Германии славяне официально, в целом, не признавались неполноценными, об этом можно судить по брошюре «Недочеловек» (в ней в противоположность «советско-большевисткой деградации» ставятся славяне-хорваты и болгары), хотя некоторая часть верхушки третьего рейха придерживалась славянофобских взглядов.

НС-скинхеды – крайние  расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных  браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. В Англии предмет  их неприязни – пакистанцы и бангладешцы, в России – армяне, азербайджанцы, китайцы, таджики, цыгане, евреи и негры.

НС-скинхеды считают  себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя  это тем, что приезжие занимают рабочие  места. Этот пункт является далеко не самым важным в идеологии неонацистов  вообще, и в частности НС-скинхедов, постепенно исчезая, так же как это  было в НСДАП, где социалистическая часть идеологии постепенно отошла на второй план и позже полностью  утратила значимость.

Особый культ у  НС-скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других выдающихся нацистов.

Почти все НС-скинхеды крайне негативно относятся к  правительствам государств в которых находятся ячейки их движения, особенно это касается демократических, капиталистических и либеральных режимов. Иногда встречаются патриоты, шовинисты и безразлично относящиеся к правительствам.

Национализм в идеологии  НС-скинхедов уступает первенство идеям  расового превосходства, борьбы против остальных рас или изоляции от них. То же самое было в идеологии  НСДАП, где считали, что раса важнее нации, а нации в свою очередь  составляют расу, в их случае арийскую, которые должны были объединиться и  составить собой арийскую империю.

Фюрер-принципу германского авторитаризма некоторые НС-скинхеды противопоставляют принцип «сопротивления без лидеров» (вариант демократии «для белых»), но все таки большинство неонацистских организаций имеют своих фюреров.

Информация о работе Молодежные субкультуры в России