Молодежные субкультуры России и Китая: аспекты взаимодействия и взаимовлияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:52, доклад

Описание работы

На рубеже ХХ–ХХI столетий проявились радикально новые тенденции в развитии культуры. Изобретение, а затем всемирное распространение новых средств массовой коммуникации способствовали информационной интеграции стран и даже континентов. В неразрывной связи с этими процессами человечество ощутило на себе первые последствия культурной глобализации. Российская и китайская культуры как составные части мирового социокультурного пространства оказались включенными в трансформационные процессы, которые ведут к становлению новой культурной эпохи – информационному обществу.

Работа содержит 1 файл

chibisowa.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

     Молодежные  субкультуры России и Китая:

     аспекты взаимодействия и  взаимовлияния

     О.В.Чибисова,

     Комсомольск-на-Амуре  

     На  рубеже ХХ–ХХI столетий проявились радикально новые тенденции в развитии культуры. Изобретение, а затем всемирное  распространение новых средств массовой коммуникации способствовали информационной интеграции стран и даже континентов. В неразрывной связи с этими процессами человечество ощутило на себе первые последствия культурной глобализации. Российская и китайская культуры как составные части мирового социокультурного пространства оказались включенными в  трансформационные процессы, которые ведут к становлению новой культурной эпохи – информационному обществу. Осознавая важность исторического момента, переживаемого человечеством, гуманитарная наука, включая философию, социологию и культурологию, пытается исследовать процессы глобализации в политике, экономике, военной сфере, в мировой и национальных культурах, прогнозируя возможные последствия данных культурных трансформаций.

     Связующим звеном культуры, основой ее существования и развития являются базовые системы ценностей, а также связанные с ними традиции, нормы, правила, стандарты поведения, культурные коды, символы и образцы. Их взаимосвязанная система формирует единое поле культуры, которое делает социальные взаимодействия понятными, упорядоченными и предсказуемыми. Именно эта стабильная взаимосвязанная система ценностей дает возможность отнесения себя к определенной социальной группе, являясь основой социокультурной идентичности. Глобальная трансформация мировой социокультурной реальности сопровождается изменением системы ценностей, норм, правил, стандартов поведения. Полистилизм нарождающейся культуры и постоянно нарастающая скорость общественных изменений делает принципиально невозможной ориентацию на стабильные культурные образцы. В ходе глобализации, с одной стороны, происходит унификация локальных культур и распространение норм, ценностей, образцов поведения и т.д., которые подаются как универсальные. С другой стороны, глобализация размывает границы между «своим» и «чужим», что принципиально затрудняет саму возможность соотнесения себя с определенной культурой. [6, с.175]

     Кроме того, на современном этапе развития мирового сообщества актуализируется  проблема формирования такой культуры межэтнического общения, которая позволила бы эффективно противостоять межэтнической антикультуре, вести решительную борьбу с ксенофобией и интолерантностью, национализмом и шовинизмом. Условием выживания общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и недалеком будущем. Особенность молодежи, наряду с прочим, состоит в том, что она одновременно выступает и объектом и субъектом процесса социализации. Поэтому, какие ценности современное общество сформирует у молодежи сегодня, такие ценности, преломленные молодежью через собственное сознание, она и будет воспроизводить на последующие поколения. В настоящее время происходит формирование и повсеместное распространение молодежных субкультур, характеризующихся неоднородностью, вариативностью и отсутствием единой универсальной системы ценностей и норм, смыслов и значений. Молодежные субкультуры - сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования. Сегодня молодежь (45% населения Земли по данным ЮНЕСКО) - социальная группа, большая не только по численности, но и по и влиянию на общественные процессы в разных странах.

     Молодежная  субкультура является динамической системой, поэтому она на каждом новом временном отрезке соответствующим образом реагирует на внешние и внутренние процессы, происходящие в социуме, и одновременно адаптируется к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Это особенно отчетливо проявляется в различных культурных сферах бытия молодежи: статусно-ролевых установках, идейно-ценностных ориентациях и жизненных стилях. Культура усложняет социальную жизнь молодежи неоднородностью и вариативностью индивидов и групп, и следовательно, противоречиями в отношениях между отдельными индивидами, между создаваемыми ими социальными образованиями, а также - между теми и другими одновременно. Но с другой стороны, она способствует социокультурной интеграции молодежи в различных типах субкультур на основе общности интересов, увлечений и воззрений. В условиях разбалансированности системы общественных ценностей и норм возрастает необходимость выявления способов, которыми молодые люди приобретают жизненные ориентиры и ценностные установки как внутри, так и за пределами общекультурного поля. При этом стремление молодежи к объединению в рамках неформальных структурных образований и институтов может рассматриваться и как проявление социально-демографических особенностей юношей и девушек, и как поиск альтернативных механизмов включения в активную жизнь социума.

     В условиях всесторонней международной  интеграции огромное значение приобретают  диалог между культурами и процессы обмена духовными и материальными  инновациями. На первый план выходят межкультурные заимствования как важный фактор сближения стран. От появления новации до ее распространения не только в рамках “родной” культурной среды, но и в других культурах проходит меньше времени, чем это было 100–200 лет назад. Открытость глобального информационного пространства создает широкие возможности взаимопроникновения различных культурных систем и их достижений. [4, с.3]

     Исследования  современных молодёжных субкультур позволяют сделать вывод, что  именно художественным интересам и предпочтениям молодёжь придаёт значение «супервыбора», который предопределяет  особенности поведения, коммуникации, стиля жизни. В этом контексте важнейшую роль играет творческая самореализация современных молодых людей через определённые субкультурные виды активности. Одним из существенных дифференцирующих и интегрирующих факторов внутри молодежной субкультуры являются музыкальные предпочтения, оказывающие влияние на формирование объединений поклонников тех или иных исполнителей (музыкальные субкультуры). Очевидно, что музыка занимает важное место в жизни молодых людей, часто становясь не только образом, но и смыслом жизни. Музыкальные предпочтения, если рассматривать их более широко как неотъемлемую часть эстетических, мировоззренческих, жизненно-стилевых предпочтений и установок, - играют решающую роль в формировании духовного облика молодых людей, предопределяют социальные взаимодействия в обществе.

     Среди современных молодёжных субкультурных  образований направление хип-хопа в последнее десятилетие является не только одним из магистральных, но и наиболее полно отражающим анализируемые процессы и явления. Субкультура хип-хопа синкретично объединила виды активности и ценностные установки как искусство, развлечение и образ жизни значительной части современной молодёжи. «Декодирование» языка идеологического и художественного тезауруса данной субкультуры позволяет раскрыть аксиологические приоритеты и особенности мышления современной молодёжи, найти способы оптимизации межкультурного диалога. Важнейшая философско-культурная специфика хип-хопа заключена в том, что, зародившись в досугово-развлекательной среде музыкального танцпола, он вышел за её пределы и обрёл значение молодёжного движения  мирового масштаба. Хип-хоп стал фактором, способствующим формированию позитивных мировоззренческих установок и идеологических модусов современной молодёжи. В основе идеологии хип-хопа лежит представление:

• о  равенстве людей, принадлежащих  к различным расам и народам, заимствованное из работ европейских просветителей;

• необходимости борьбы с репрессивной общественной системой, которая уничтожает в человеке то лучшее, что заложено в него природой, взятое из трудов неофрейдистов;

• возможности  достижения как отдельным индивидом, так и всем человеческим родом  счастья в исторической перспективе;

• духовном совершенствовании как средстве, позволяющем обрести благодать, содержащуюся в канонических трудах основоположников протестантизма. [7, с.256]

     Художественные  интересы и ценности выступают не только в качестве своеобразного «маркера», формирующего групповую идентичность в рамках молодёжной общности, но являются идеологической и деятельностной структурообразующей молодёжных субкультур. Посредством художественных критериев и предпочтений субкультуры хип-хопа между молодыми людьми неоднородной этно-национальной принадлежности устанавливаются более оптимальные социокультурные контакты и взаимопонимание, чем с родственным поколением «отцов». [5, с.5] Примером этому может служить трехнедельный тур американской хип-хоп группы OPUS AKOBEN по странам АТР (Монголия, Китай,  Корея и Россия) в 2007 году. В странах Азии их поразило огромное количество людей, особенно когда эта масса приходила на концерты, среди которых были и тинейджеры, и старики, резво отплясывающие под ритмы афроамериканской музыки. Во Владивостоке американские музыканты дали совместный концерт с владивостокской хип-хоп группой "Траектория жизни" на площадке театра ВГУЭС "Андеграунд". [3] Следует отметить, что количество гастролей некоторых исполнителей уже не уступает количеству поп исполнителей, а уровень и количество хип-хоп фестивалей, в том числе международных, постоянно растет. Одним из них является чемпионат мира по танцам в стиле хип-хоп «World Hip Hop Dance Championship», который в 2009 году пройдет Лас-Вегасе. Чтобы принять участие в этом грандиозном событии каждая команда должна получить титул чемпиона в той стране, которую она представляет. Ежегодно среди стран-участниц: Англия, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, Италия, Испания, США, Канада, Австралия, Бразилия, Португалия, Мексика, Южная Африка, Россия, Тринидад и Тобаго, Филиппины, Япония, Китай, Корея и многие другие. [8]

     Если  хип-хоп берет свое начало на Западе, то другая молодежная субкультура - аниме - пришла с Востока. Аниме – это прежде всего название анимационных картин, которые производятся в Японии. Датируются первые мультфильмы серединой двадцатого века, причем очень быстро для каждого сегмента зрительской аудитории были задуманы свои фильмы. Самым широким сегментом стали подростки в возрасте 12-15 лет, то есть в том возрасте, когда психика наиболее восприимчива к внешним картинкам, а воображение помогает воссоздать необходимые картинки. Так и появилась субкультура аниме (или, как их еще называют, "анимешников"), которые пытаются воссоздать в реальной жизни то, что увидели на экране. Молодежные субкультуры практически всегда стремятся закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, зачастую непонятной для представителей иных социальных общностей. Это связано с тем. что молодежь по-своему осмысливает эстетические качества мира, наполняя новым смыслом такие понятия, как «прекрасное», «безобразное», «художественный вкус». Она, как показывает практика, пытается изменить пространство, в котором существует, и создать новую эстетическую реальность, наиболее полно отвечающую ее эстетическому идеалу. В число способов воссоздания аниме в жизни входит рисование, сочинение текстов и косплей. Рисование исполняется в японском стиле манга, что переводится на русский как «легкий набросок», часто эти картинки выполнены в черно-белой графике простым карандашом. Авторские работ или фанфики по стилю не должны выходить за рамки, поставленные японскими коллегами. Косплей это полное воссоздание необходимого персонажа, включая копирование костюма, манеры, речи макияжа, прически и так далее – то есть своеобразный театр. Внешним сходством фанатов аниме не обманешь оно должно быть внутренним. Отаку славятся тем, что вживаются в образ и нередко идентифицируют себя с ним.

     Основа  идеологии - идея стойкости, нежелания сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека. Различный возраст целевой аудитории зачастую влияет на идейный подтекст произведения: shounen-adventure, обычно адресуемые юношам старше двенадцати лет, чаще содержат «простой» эмоциональный ряд (не сдаваться, защищать друзей, и т. д.) с меньшей проработкой деталей, чем философские или психологические произведения для взрослых. В более серьёзных сериалах рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, проблемы эскапизма, одиночества и разделённости людей, религии.

     В конце 1990-х — начале 2000-х годов, следом за возросшей популярностью  японской анимации в США и Западной Европе, в России возник широкий спрос на аниме, началось официальное распространение некоторых фильмов на видеокассетах и DVD, позже появились компании, специализировавшиеся на издании аниме. В 2005 году началась активная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия» и «Муз-ТВ», начали появляться издания, посвящённые аниме и манге: «anime*magazine», «АнимеГид», рубрика «Банзай!» в журнале «Страна Игр». Проводятся регулярные фестивали для отаку, в том числе «Всероссийский фестиваль японской анимации» в Воронеже, северо-западный фестиваль любителей манги и аниме М.Ани.Фест в Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль японской анимации «Танибата» в Ростове-на-Дону и «Московский аниме-фестиваль». Появились фан-группы и клубы, среди которых самый большой и известный — «RAnMA» (Russian Anime and Manga Association). Сейчас почти во всех крупных городах есть его филиалы.

     Параллельно росту популярности субкультуры  аниме в Китае стремительными темпами развивается и отрасль  мультипликационных фильмов «аниме». Рынок аниме, по оценкам, может вырасти до 100 млрд юаней, а аудитория потребителей этого продукта в Китае составляет 500 млн человек. По всему Китаю проходят акции, связанные с аниме, а с 2005 г. в городе Ханчжоу проводится «Китайский международный фестиваль аниме», организаторами которого выступают Государственное управление по делам радиовещания, кинематографии и телевидения, правительство провинции Чжэцзян при поддержке администрация города Ханчжоу. Феномен косплея появился в Китае позже, чем за рубежом, но уровень китайских косплеев уже не уступает и даже превосходит уровень косплеев в Японии и Южной Корее. В настоящее время в некоторых местах Китая, например, в провинции Гуандун, в городе Ухань и др., уже созданы специальные компании, которые специализируются на работе с косплейными нарядами, реквизитом и т. п., при этом данные компании работают на высочайшем мировом уровне. [1]

     Растёт  и число противников этого  жанра мультипликации. Наиболее серьёзную  критику противников субкультуры  аниме вызывает неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме — отаку, выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимость). Сами же "анимешники" считают, что ролевое движение – это не «впадание в детство», а по-настоящему важное, взрослое дело – возрождать понятия чести и долга, самопожертвования, мудрости, опираясь на сказки и легенды, которые учат моральным принципам, забытым современной молодёжью. Так, врачи-психиатры О. Васильченко и Д. Краевский на основании данных, полученных в результате проводившегося ими независимого исследования ролевого движения, пришли к выводам, что:

1) ролевое  движение и сами ролевые игры  не являются авторитарными системами,  подавляющими личности и свободы своих участников;

2) ролевые  игры позволяют раскрыться творческому  потенциалу личности, способствуют её самореализации;

3) участники  ролевого движения обладают более  низким уровнем агрессивности  по сравнению с остальной популяцией;

4) ролевое движение создало модель преобразования агрессии в наиболее социально приемлемые формы. Возможно, что данная модель могла бы оказаться (при определённых условиях и изменениях большого социума) вполне эффективной и жизнеспособной и за пределами ролевого движения;

Информация о работе Молодежные субкультуры России и Китая: аспекты взаимодействия и взаимовлияния