Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа
К концу XIX в. в Османской империи усилился кризис феодального строя, обострились все антагонистические противоречия. Турки составляли в стране лишь четверть населения (28 млн. человек). Будучи господствующей нацией, они, однако, по уровню своего развития намного отставали от многих покоренных ими народов. В империи был установлен режим черной реакции, получивший название «зулюм». По словам В. И. Ленина, происходило «гниение страны». Наиболее жестоко Абдул-Хамид II подавлял национально-освободительные движения христианских народов империи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДВИЖЕНИЕ «МЛАДОТУРКОВ» 5
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РЕВОЛЮЦИИ 14
2.1. Первый период революции (3-24 июля 1908 г.) 15
2.2. Второй период революции (24 июля 1908 – 13 апреля 1909 г.) 17
2.3. Третий период революции (13–27 апреля 1909 г.) 19
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕР МЛАДОТУРЕЦКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 23
ГЛАВА 4. ИТОГИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Дамад Махмуд-паша в своих публичных выступлениях развивал мысль, что «причиной всех зол для Востока является не исламизм, а деспотизм». Он считал, что сохранившие независимость Турция и Иран должны были возродиться, не изменяя религию. Его перу принадлежат слова: «Инициатором возрождения исламизма является Турция».
В начальный период деятельности
младотурок в их среде не было единства.
Это обстоятельство служило помехой
для развертывания
Средимладотурок в парижской
эмиграции выделился и стал руководителем
заграничного центра Ахмед Риза. Он
считал оскорбительным для чести
турок вмешательство
Ахмед Риза-бей был выходцем с Кавказа. Жил в Париже с 1888 г. Первый номер редактируемой им газеты «Мешверет» вышел в Париже в декабре 1895 г. (газета просуществовала до 1908 г.). В редакционной статье первого номера газеты отметалось, что она ставила целью не свержение царствующей династии, чье существование «мы считаем необходимым в целях сохранения порядка, а достижение прогресса, к которому мы придем мирным путем». Этим давался ответ армянским организациям, которые уже применяли революционные насильственные меры.
Ахмед Риза был видным иранистом, хорошо владел русским языком, сотрудничал в русской газете «Кавказ», издававшийся тогда в Тифлисе. На страницах турецких газет он проповедовал необходимость возрождения исламского мира. Ахмед Риза не упускал повода, чтобы доказать, что армянский вопрос был результатом иностранного подстрекательства. В своей статье, опубликованной в парижской газете «Матен» (1892 г.), он с панисламистских позиций взывал к правительствам Турции и Ирана –общими усилиями предотвратить опасность восстановления армянского государства и требовал задушить в зародыше армянское движение. Ахмед Риза издал брошюру в защиту Корана, в которой объявлял женщину «нечестивым существом», обусловливая ее гаремное положение и необходимость многоженства «полным соответствием потребностям человеческого характера». И такой человек претендовал на руководство политикой младотурок и право вершить делами новой Турции... Ахмед Риза и его единомышленники разглагольствовали о необходимости объединения на панисламистской почве не только турок и персов, но и арабов и албанцев.
Правое крыло младотурецкого движения возглавлял Мурад-бей, дагестанец по происхождению, который направлял острие критики в основном против личности султана, в решении же национального вопроса придерживался реакционных взглядов. Мурад-бей был учителем истории, окончил Петербургский университет, владел русским и французским языками. В начале 90-х годов он издавал в Стамбуле газету «Мизан». Затем бежал из Стамбула и обосновался в Каире, где стал выпускать новую газету под тем же названием. Его перу принадлежит брошюра «Сила и слабость Турции», которая имела широкое хождение в младотурецких кругах.Во время резни армян 1894-1895 гг. он одобрял политику Абдул-Хамида II. «Партия молодых турок,– писал он,– желает одного – чтобы в Турции было законное правление, и борется против тех, кто не следует законам».
Мурад-бей рассматривал освободительные
движения нетурецких народов как
результат дипломатических
Представители султана время от времени посещали Париж и Лондон для ведения переговоров с Мурад-беем, Ахмедом Риза-беем, Селим-беем и другими младотурецкими лидерами. Они подносили им подарки и вручали награды, предоставляли им право свободного въезда в Турцию, обещали почетные должности при условии, что они откажутся от своей деятельности. В результате одни из них отходили от дальнейшей борьбы, сдавались на милость султана, другие продолжали действовать в прежнем духе. Мурад-бей, живя в Европе, в пух и прах разносил на бумаге османскую администрацию, включая и власть султана. Но, обласканный султаном, он вернулся в Стамбул, где получил высокую должность. «Интересный тип этот Мурад-бей, у которого под трескучими фразами скрывается мелкая душонкачеловека, домогающегося личных выгод»,– писала тогда «Нор дар». Более того, Мурад-бей оказался подлым изменником. Возвратившись в Стамбул, он представил султанскому правительству полный список лиц, сотрудничавших с ним. Многие из этих лиц были брошены в тюрьму.
Участники младотурецкого движения в большинстве своем преследовали личные цели, например, младотурецкие руководители газеты «Ла Тюрки контанпорен», выходившей в Париже с 1891 г., и газеты «Ла Тюркие», печатавшейся в Лондоне с 1892г.
Абдул-Хамид II, установив
тайные связи как с младотурецкими,
так и с армянскими организациями,
всеми способами добивался
Главенствующим умонастроением
парижской младотурецкой
Младотурецкие идеологи не только пытались доказать нецелесообразность борьбы нетурецких народов за независимость, но и отрицали их право на это.
Младотурки тогда еще не могли подняться до уровня понимания требований передовых сил угнетенных наций. Они были не в состоянии понять «естественное стремление народов» отделиться от Османской империи и своим независимым существованием «избрать более высокий путь социального развития».
Отрицая право нетурецких
народов на выход из Османской
империи, лидеры младотурок пытались приписать
все эти попытки
По душе младотуркам был призыв к борьбе против султана. В связи с активизацией деятельности младотурок газета «Нор кянк» писала в 1900 г., что султан в ужасе от своих единоверцев. В апреле того же года в военно-медицинском училище в Стамбуле были арестованы 90 учащихся, которые были приговорены к различным срокам тюремного заключения и ссылки. Газеты писали, что все они принадлежали к высшим слоям общества. К тому времени антисултанское движение в Стамбуле среди мусульман все более ширилось. Группа младотурок вошла в Йылдыз и совершила первое покушение на султана[13, с. 89].
Аршак Чобанян, отвечая Пелку, автору статей, опубликованных в газете «Франкфуртерцайтунг», писал: «Невозможно, чтобы султан, который одновременно являлся халифом, относился к своим христианским подданным так же, как к магометанам». «Чтобы Турция смогла серьезно преобразоваться и стать европейской страной, необходимо, чтобы султан стал только главой правительства империи, светским главой: лишь тогда он сумеет всех подданных империи сделать равными перед законом, но думаете ли Вы, что турки смогут или захотят осуществить это существенное преобразование. Я сомневаюсь, поскольку младотурки не признают даже необходимости такого коренного изменения».
В 1900 г. в Стамбуле проходили
секретные переговоры между армянскими
политическими деятелями и
Младотурки установили связь с оппозиционными султану организациями других народов. Они пытались перетянуть на свою сторону разрозненные группы курдов. Лондонскую газету «Курдистан» издавал тогда Осман-паша. Но газета, естественно, не имела заметного влияния на курдов, поскольку подавляющее большинство их было неграмотным. Тем не менее, Осман-паша уведомлял читателей газеты о том, что в ближайшие дни он поедет в «страну» (имеются в виду провинции, населенные курдами), чтобы, встав во главе своей нации, спасти курдов и армян от турецкого деспотизма».
Когда по инициативе Аршака Чобаняна было направлено письмо редактору каирской газеты «Курдистан»Абдурахману-бею, последний очень любезно ответил: «...Знаю, что интересы курдов и армян одни и те же, и поэтому я всегда стремился через свою газету стереть ту ненависть, которая существует между этими двумя народами...».
Для турецкого самодержавия
и европейского империализма создалась
бы непосредственная угроза, если бы армянское
освободительное движение обрело естественного
союзника в самой стране, если бы
оно вышло из узких национальных
рамок и влилось в общий
водоворот. В таком случае было бы
невозможно бороться против этого движения
посредством избиений. Однако крайняя
социально-экономическая и
С 1870-х годов Турция постепенно
превращается в полуколонию
Опасаясь нового вмешательства
держав (в связи с национально-
Однако уже в начале 1877 г. султан сместил Мидхат-пашу с поста великого везира, подверг репрессиям большинство «новых османов», а в феврале 1878 г. распустил избранный согласно конституции парламент и установил самодержавный деспотический режим («зулюм»).
Поражение Турции в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. фактически привело к почти полному крушению турецкого господства на Балканах. Берлинский конгресс 1878 г. признал независимость большинства балканских народов. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Великобритания оккупировала Египет (в 1914 г. объявлен британским протекторатом). В 1881 г. иностранные кредиторы вынудили султана дать согласие на учреждение ими Управления Оттоманского государственного долга, в ведение которого перешли наиболее существенные доходы Турции и контроль над её финансами. Иностранное влияние проникло также в армию, жандармерию, флот, таможенное и другие ведомства Турции[12, с. 48].
Стремясь удержать подвластные
народы в повиновении, Абдул-Хамид II
жестоко преследовал малейшие проявления
свободомыслия, разжигал национальную
и религиозную вражду, провоцировал
столкновения между мусульманами и
христианами. В 90-х гг. по указу Абдул-Хамида
II в Самсуне и др. округах Малой
Азии, а также в Стамбуле были
организованы жестокие армянские погромы,
во время которых погибло
В конце 19 в. политическими преемниками «новых османов» выступили младотурки, первой организацией которых был учреждённый в 1889 г. тайный комитет «Единение и прогресс». Созреванию революционной ситуации в Турции содействовали усиление в начале 20 в. национально-освободительной борьбы балканских народов и связанное с этим обострение Восточного вопроса, общий революционный подъём на Востоке под влиянием Революции 1905-1907 гг. в России, положившей начало «пробуждению Азии»[12, с. 53].
Хронологически младотурецкую революцию можно разделить на три периода.