Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа
К концу XIX в. в Османской империи усилился кризис феодального строя, обострились все антагонистические противоречия. Турки составляли в стране лишь четверть населения (28 млн. человек). Будучи господствующей нацией, они, однако, по уровню своего развития намного отставали от многих покоренных ими народов. В империи был установлен режим черной реакции, получивший название «зулюм». По словам В. И. Ленина, происходило «гниение страны». Наиболее жестоко Абдул-Хамид II подавлял национально-освободительные движения христианских народов империи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДВИЖЕНИЕ «МЛАДОТУРКОВ» 5
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РЕВОЛЮЦИИ 14
2.1. Первый период революции (3-24 июля 1908 г.) 15
2.2. Второй период революции (24 июля 1908 – 13 апреля 1909 г.) 17
2.3. Третий период революции (13–27 апреля 1909 г.) 19
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕР МЛАДОТУРЕЦКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 23
ГЛАВА 4. ИТОГИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. движение «МЛАДОТУРКОВ» 5
Глава 2. ПРЕДПОСЫЛКИ и этапы РЕВОЛЮЦИИ 14
2.1. Первый период революции (3-24 июля 1908 г.) 15
2.2. Второй период революции (24 июля 1908 – 13 апреля 1909 г.) 17
2.3. Третий период революции (13–27 апреля 1909 г.) 19
Глава 3. ХАРАКТЕР МЛАДОТУРЕЦКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 23
Глава 4. ИТОГИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
К концу XIX в. в Османской
империи усилился кризис феодального
строя, обострились все
Самодержавная султанская власть была последовательным врагом прогресса. Она душила культурное развитие народов страны. Ее социально-классовой опорой были наиболее отсталые и реакционные классы и слои турецкого общества.
Развитие экономических
отношений всячески тормозилось
и деспотическим феодально-
С точки зрения активности
в торгово-экономической
Младотурки были представителями зарождавшейся турецкой буржуазии. Большинство из них были выходцами из рядов турецкой мелкой буржуазии, «жадно рвущейся к власти, чтобы сделать ее рычагом своего экономического возвышения и господства»[16, с. 132].
Младотурецкая революция 1908 г., первая буржуазная революция в Турции. Произошла под влиянием русской Революции 1905-1907 гг. в эпоху, названную В. И. Лениным «пробуждением Азии». Имела целью свержение деспотического режима султана Абдул-Хамида II, введение конституционного строя, а в более отдалённой перспективе – освобождение страны от полуколониальной зависимости.
В отечественной литературе
советского периода существовало несколько
точек зрения на события 1908-1909 гг. в
Турции. Хотя в одном историки были
едины – это буржуазная революция.
Историки А. Д. Новичев и В. И. Шпилькова
считали младотурецкую
Из исследований последних
лет можно отметить работы Л. С. Васильева
и Ю. А. Петросяна. В учебном пособии
Л. С. Васильева события 1908-1909 гг. –
это «военно-революционный
Целью данной работы является подробное рассмотрение младотурецкой революции.
Для достижения поставленной цели нам необходимо:
В XIX в. Османская империя переживала глубокий экономический и политический кризис. Усилия турецких реформаторов вывести страну из этого кризиса не увенчались успехом. Одни считали, что турецкая культура уже не могла ничего черпать из арабской и персидской культур и должна была полагаться на импульсы из Европы, другие выступали против «вестернизации» во имя упрочения основ исламской, а затем и чисто турецкой культуры.
В конце 19 в. политическими преемниками «новых османов»выступили младотурки. В европейском востоковедении движение «новых османов» и «младотурок» получило единое наименование – «жён турк». Российская и советская туркология термин «младотурок» употребляет в основном применительно к партии «Иттихадветеракки» («Единение и прогресс») и к младотурецкому движению в целом. Неформальным лидером комитета был философ Абдулла Джевдет, однако сам он в политику не вмешивался, занимался в основном просветительской деятельностью. В среде «младотурков» возникло радикальное крыло, состоявшее из молодых офицеров, во главе которых были Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша.
Первые организации младотурок возникли в 1889 г. в Стамбуле.Это была ячейка среди курсантов военно-медицинского училища, построенная по принципу организаций карбонариев и ставившая целью избавление страны от деспотизма, возврат к конституционным нормам. По ее образцу вскоре были созданы аналогичные ячейки и в других учебных заведениях. Одновременно с этим в Париже, в эмиграции, А. Риза-бей создал общество борцов против тирании. Первая листовка от имени организации «Иттихадветеракки» («Единение и прогресс») стала распространяться в Стамбуле в 1894 г., после чего начались гонения на иттихадистов-младотурок. Значительная часть их бежала в Париж, где в 1895 г. Риза-бей начал издавать газету, излагавшую программу организации: борьба за свободу, справедливость, равенство при единстве прав и интересов всех подданных империи; сохранение империи с учетом необходимых реформ; прогресс и развитие страны в условиях конституционного строя и при невмешательстве иностранцев в ее дела.
Вся образованная часть населения
империи, равно как и многие другие
слои, в том числе немусульманские
народы, со вниманием следили за
развитием событий и
Младотурки были представителями зарождавшейся турецкой буржуазии. Большинство из них были выходцами из рядов турецкой мелкой буржуазии, «жадно рвущейся к власти, чтобы сделать ее рычагом своего экономического возвышения и господства».
Среди них было много военных
и чиновников. Их недовольство султанской
властью обусловливалось в
В понимании младотурок первое слово в названии партии «Единение и прогресс» воплощало в себе идею объединения всех народов и народностей империи. Однако уже в то время младотурки, отдавая дань проповеди национальной исключительности, любили подчеркивать, что будто бы турки пришли в Малую Азию в составе 400 всадников, но смогли основать огромную империю. Они осуждали Абдул-Хамида II за то, что тот не проявлял решительности в деле создания «Великого Туркестана». В памфлетах, распространявшихся тогда в великом множестве, острие критики было направлено против личности Абдул-Хамида. В одном из таких памфлетов говорилось, что история человечества не знала монарха более неблагородного, жадного, подлого. Его сравнивали с черной змеей, желтым скорпионом...
В 1893 г. султан опасался пропаганды младотурок – ведь они требовали изменения режима. Турецкий посол в Париже Мюнир-бей не жалел усилий для выявления младотурецких ячеек, их членов. Султанские парламентеры под различными предлогами посещали Францию, чтобы подкупать и обезвреживать членов этих ячеек.
Всех недовольных султанским режимом в этот период считали сторонниками младотурок или их сподвижниками. «Сосредоточение влиятельных турок в Европе вызывало у султана самую большую озабоченность, ибо он видел в этом опасность общего исламского движения, направленного против него». В глазах султана все оппозиционные мусульманские элементы были «младотурками». Он их беспощадно уничтожал известными лишь ему методами. ЙорпенКоен в предисловии к французскому переводу книги английского автора Мак Коля «Султан и европейские державы» утверждал, что в 90-х годах султан уничтожил таким образом около 50 тысяч человек. Эти люди погибли от ятагана, были замучены в застенках, повешены, расстреляны[6, с. 232].
В 1896-1897 гг. «три четверти нации были с младотурками, и каждый человек открыто высказывался... против султана и его правительства». Такую оценку тогдашнего положения дел дал известный гнчакский деятель, очевидец событий СапахГульян. «Париж,– продолжал он,– превратился в место паломничества, своеобразный турецкий Аршакаван: тот, кто добивался получения должности или повышения в должности и не мог достичь поставленной цели, спешил в Париж и объявлял себя «младотурком»... Понятие «младотурок» использовалось порой как средство вымогательства у правительства султана Хамида должностей, денежных сумм, льгот и сведения личных счетов. Среди этих людей были и шпионы, и деклассированные элементы. Оппортунисты, исходя из своих личных выгод, объявляли себя то младотурками, то «дряхлыми», «отверженными».
Упомянутому послу Мюнир-бею
удалось взять под свое наблюдение
сходки и собрания младотурок и придать
определенное направление их действиям.
Трудно было определить, кто из младотурок
шпион, а кто нет. Одно было ясно:
что и представители
С 1879 по 1907 г. за границей выходили десятки оппозиционных турецких газет: «Мешверет» («Обсуждение») – в Париже, «Мизан» («Весы») – в Каире, «Истикбаль» («Будущее»)– в Неаполе, издавались газеты в Афинах, Бухаресте, Лондоне, Софии и других городах. Все они придерживались антисултанского направления. На страницах этих газет младотурки «по причине узости своего классового и политического кругозора многочисленные социальные и политические проблемы страны сводили преимущественно к порокам царствующего монарха».
В младотурецкой печати тех лет все чаще и чаще употреблялось применительно к туркам выражение «миллиет-и хакими» («господствующая нация»)[9, с. 49].
Младотурки не вникали в детали социально-экономических условий империи и пытались все беды приписать недостаткам самого султана, не затрагивая при этом саму систему управления страной. Примечательно, что в младотурецких газетах султана Абдула-Хамида называли «самым большим врагом исламского мира», «безбожником», «самым большим несчастьем османского султаната».
Лидеры младотурок частью были выходцами из России, плохо знавшими Турцию, жизнь ее народа, а другая часть, вышедшая из прибрежных городов Европейской Турции, не имела представления о стране, ее окраинных провинциях. Русская журналистка А. Тыркова в этой связи вспоминает редактора официального органа младотурок «Танин»ДжахидаЯлчина, задававшего тон в партийных делах, который ни разу не был в азиатской части империи.