Младотурецкая революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

К концу XIX в. в Османской империи усилился кризис феодального строя, обострились все антагонистические противоречия. Турки составляли в стране лишь четверть населения (28 млн. человек). Будучи господствующей нацией, они, однако, по уровню своего развития намного отставали от многих покоренных ими народов. В империи был установлен режим черной реакции, получивший название «зулюм». По словам В. И. Ленина, происходило «гниение страны». Наиболее жестоко Абдул-Хамид II подавлял национально-освободительные движения христианских народов империи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДВИЖЕНИЕ «МЛАДОТУРКОВ» 5
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РЕВОЛЮЦИИ 14
2.1. Первый период революции (3-24 июля 1908 г.) 15
2.2. Второй период революции (24 июля 1908 – 13 апреля 1909 г.) 17
2.3. Третий период революции (13–27 апреля 1909 г.) 19
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕР МЛАДОТУРЕЦКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 23
ГЛАВА 4. ИТОГИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

младотурецкая революция.docx

— 75.36 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. движение «МЛАДОТУРКОВ» 5

Глава 2. ПРЕДПОСЫЛКИ и этапы РЕВОЛЮЦИИ 14

2.1. Первый  период революции (3-24 июля 1908 г.) 15

2.2. Второй  период революции (24 июля 1908 –  13 апреля 1909 г.) 17

2.3. Третий  период революции (13–27 апреля 1909 г.) 19

Глава 3. ХАРАКТЕР МЛАДОТУРЕЦКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 23

Глава 4. ИТОГИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

ВВЕДЕНИЕ

К концу XIX в. в Османской  империи усилился кризис феодального  строя, обострились все антагонистические  противоречия. Турки составляли в  стране лишь четверть населения (28 млн. человек). Будучи господствующей нацией, они, однако, по уровню своего развития намного отставали от многих покоренных ими народов. В империи был  установлен режим черной реакции, получивший название «зулюм». По словам В. И. Ленина, происходило «гниение страны». Наиболее жестоко Абдул-Хамид II подавлял национально-освободительные движения христианских народов империи.

Самодержавная султанская власть была последовательным врагом прогресса. Она душила культурное развитие народов  страны. Ее социально-классовой опорой были наиболее отсталые и реакционные  классы и слои турецкого общества.

Развитие экономических  отношений всячески тормозилось  и деспотическим феодально-монархическим  режимом, и засильем иностранного капитала. Более или менее прогрессивные  инициативы душились на корню. Влияние  экономического и социального развития Европы сказывалось в первую очередь  на греческой, еврейской, славянской, армянской  буржуазии и лишь затем на верхушечных  торгово-хозяйственных прослойках турок и представителей других мусульманских  национальностей.

С точки зрения активности в торгово-экономической деятельности зарождавшаяся турецкая буржуазия  заметно отставала от своих конкурентов. В этих условиях она рассчитывала на поддержку султанской власти и  государственных органов с тем, чтобы грубой силой свести на нет  явное экономическое превосходство  немусульманской буржуазии.

Младотурки были представителями  зарождавшейся турецкой буржуазии. Большинство из них были выходцами  из рядов турецкой мелкой буржуазии, «жадно рвущейся к власти, чтобы  сделать ее рычагом своего экономического возвышения и господства»[16, с. 132].

Младотурецкая революция 1908 г., первая буржуазная революция в Турции. Произошла под влиянием русской Революции 1905-1907 гг. в эпоху, названную В. И. Лениным «пробуждением Азии». Имела целью свержение деспотического режима султана Абдул-Хамида II, введение конституционного строя, а в более отдалённой перспективе – освобождение страны от полуколониальной зависимости.

В отечественной литературе советского периода существовало несколько  точек зрения на события 1908-1909 гг. в  Турции. Хотя в одном историки были едины – это буржуазная революция. Историки А. Д. Новичев и В. И. Шпилькова  считали младотурецкую революцию  незавершенной, верхушечной. А. Ф. Миллер называл ее буржуазно-конституционной, ибо первоочередной задачей революционеров было восстановление конституции 1876 г. и созыв парламента. В работах  советского периода часто цитировалось широко известное положение В. И. Ленина о том, что революция в  Турции шла «от победы к полупобеде». Почему от победы к полупобеде? Из-за характера установившейся власти (от конституционной монархии к триумвирату), из-за неразрешенности основных проблем, стоящих перед страной. Действительно, в Империи сохранились средневековые  пережитки, не устранена была полуколониальная зависимость Турции от стран Запада. После Первой мировой войны Империя  распалась, младотуркам не удалось  решить одну из своих главных задач, а именно, сохранить Османскую  империю.

Из исследований последних  лет можно отметить работы Л. С. Васильева  и Ю. А. Петросяна. В учебном пособии  Л. С. Васильева события 1908-1909 гг. –  это «военно-революционный переворот, именуемый в историографии младотурецкой  революцией». Автор обращает особое внимание на роль армии в движении. Ю. А. Петросян также считает события 1908-1909 гг. революцией, подчеркивает, что  младотурки опирались на армию. Исследователь  пишет о «недолгой весне революции», рассматривает ее в русле движения «от победы к полупобеде и к  поражению». В последних работах, в разделах посвященных событиям 1908-1909 гг., отсутствуют оценочные  характеристики. В то же время востоковеды  продолжают придерживаться той периодизации революции, которую предложили историки советской школы, выделяя три  периода движения.

Целью данной работы является подробное рассмотрение младотурецкой  революции.

Для достижения поставленной цели нам необходимо:

    • рассказать о возникновении организации «младотурок»;
    • рассмотреть предпосылки нарастания революционной ситуации в Турции и этапы прохождения самой революции;
    • дать характеристику младотурецкой революции, подвести ее итоги и выявить ее историческое значение. 

Глава 1. ДВИЖЕНИЕ «МЛАДОТУРКОВ»

В XIX в. Османская империя  переживала глубокий экономический  и политический кризис. Усилия турецких реформаторов вывести страну из этого  кризиса не увенчались успехом. Одни считали, что турецкая культура уже  не могла ничего черпать из арабской и персидской культур и должна была полагаться на импульсы из Европы, другие выступали против «вестернизации»  во имя упрочения основ исламской, а затем и чисто турецкой культуры.

В конце 19 в. политическими  преемниками «новых османов»выступили  младотурки. В европейском востоковедении движение «новых османов» и «младотурок» получило единое наименование – «жён турк». Российская и советская туркология термин «младотурок» употребляет в основном применительно к партии «Иттихадветеракки» («Единение и прогресс») и к младотурецкому движению в целом. Неформальным лидером комитета был философ Абдулла Джевдет, однако сам он в политику не вмешивался, занимался в основном просветительской деятельностью. В среде «младотурков» возникло радикальное крыло, состоявшее из молодых офицеров, во главе которых были Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша.

Первые организации младотурок возникли в 1889 г. в Стамбуле.Это была ячейка среди курсантов военно-медицинского училища, построенная по принципу организаций карбонариев и ставившая целью избавление страны от деспотизма, возврат к конституционным нормам. По ее образцу вскоре были созданы аналогичные ячейки и в других учебных заведениях. Одновременно с этим в Париже, в эмиграции, А. Риза-бей создал общество борцов против тирании. Первая листовка от имени организации «Иттихадветеракки» («Единение и прогресс») стала распространяться в Стамбуле в 1894 г., после чего начались гонения на иттихадистов-младотурок. Значительная часть их бежала в Париж, где в 1895 г. Риза-бей начал издавать газету, излагавшую программу организации: борьба за свободу, справедливость, равенство при единстве прав и интересов всех подданных империи; сохранение империи с учетом необходимых реформ; прогресс и развитие страны в условиях конституционного строя и при невмешательстве иностранцев в ее дела.

Вся образованная часть населения  империи, равно как и многие другие слои, в том числе немусульманские  народы, со вниманием следили за развитием событий и сочувствовали  иттихадистам. Были даже сделаны попытки государственного переворота (1896), на что султан ответил репрессиями. Однако, несмотря на репрессии, количество ячеек иттихадистов быстро росло. В 1902 г. в Париже состоялся первый съезд младотурок, в котором приняли участие несколько десятков делегатов; среди них произошел раскол, в основном по вопросу о том, стоит ли опираться на помощь держав в борьбе за достижение целей младотурок. Но, несмотря на раскол, отделения иттихадистов по-прежнему действовали весьма активно, временами изменяя название своих организаций. В условиях революционного подъема в мирев начале XX в. радикализм стремлений и требований младотурок все нарастал. Второй конгресс их, тоже состоявшийся в Париже (1907), завершился принятием Декларации, которая призвала страну к восстанию против режима Абдул-Хамида. Резко усилилась пропаганда младотурок в армии, особенно среди молодых офицеров. Были также налажены контакты с оппозиционными партиями и организациями нетурецких народов империи. Назревали решающие события. Центром их оказалась расположенная к северу от Стамбула Македония[7, с. 201].

Младотурки были представителями  зарождавшейся турецкой буржуазии. Большинство из них были выходцами  из рядов турецкой мелкой буржуазии, «жадно рвущейся к власти, чтобы сделать ее рычагом своего экономического возвышения и господства».

Среди них было много военных  и чиновников. Их недовольство султанской властью обусловливалось в первую очередь тем, что офицеры годами не получали зарплату. Это обстоятельство способствовало распространению взяточничества, продажности, фаворитизма также  и в армии. Штатные сокращения, время от времени проводимые среди государственных служащих, выбрасывали на улицу сотни людей, которые выражали свое недовольство существующими порядками, вели антиправительственную агитацию. Немало было влачивших полуголодное существование улемов и заптиев. Тем не менее, движение младотурок отражало интересы зарождавшейся турецкой буржуазии и либеральных помещиков. Оно стремилось объединить всех недовольных султанской властью, независимо от их политической окраски.

В понимании младотурок первое слово в названии партии «Единение и прогресс» воплощало в себе идею объединения всех народов и народностей империи. Однако уже в то время младотурки, отдавая дань проповеди национальной исключительности, любили подчеркивать, что будто бы турки пришли в Малую Азию в составе 400 всадников, но смогли основать огромную империю. Они осуждали Абдул-Хамида II за то, что тот не проявлял решительности в деле создания «Великого Туркестана». В памфлетах, распространявшихся тогда в великом множестве, острие критики было направлено против личности Абдул-Хамида. В одном из таких памфлетов говорилось, что история человечества не знала монарха более неблагородного, жадного, подлого. Его сравнивали с черной змеей, желтым скорпионом...

В 1893 г. султан опасался пропаганды младотурок – ведь они требовали изменения режима. Турецкий посол в Париже Мюнир-бей не жалел усилий для выявления младотурецких ячеек, их членов. Султанские парламентеры под различными предлогами посещали Францию, чтобы подкупать и обезвреживать членов этих ячеек.

Всех недовольных султанским режимом в этот период считали  сторонниками младотурок или их сподвижниками. «Сосредоточение влиятельных турок в Европе вызывало у султана самую большую озабоченность, ибо он видел в этом опасность общего исламского движения, направленного против него». В глазах султана все оппозиционные мусульманские элементы были «младотурками». Он их беспощадно уничтожал известными лишь ему методами. ЙорпенКоен в предисловии к французскому переводу книги английского автора Мак Коля «Султан и европейские державы» утверждал, что в 90-х годах султан уничтожил таким образом около 50 тысяч человек. Эти люди погибли от ятагана, были замучены в застенках, повешены, расстреляны[6, с. 232].

В 1896-1897 гг. «три четверти нации были с младотурками, и каждый человек открыто высказывался... против султана и его правительства». Такую оценку тогдашнего положения дел дал известный гнчакский деятель, очевидец событий СапахГульян. «Париж,– продолжал он,– превратился в место паломничества, своеобразный турецкий Аршакаван: тот, кто добивался получения должности или повышения в должности и не мог достичь поставленной цели, спешил в Париж и объявлял себя «младотурком»... Понятие «младотурок» использовалось порой как средство вымогательства у правительства султана Хамида должностей, денежных сумм, льгот и сведения личных счетов. Среди этих людей были и шпионы, и деклассированные элементы. Оппортунисты, исходя из своих личных выгод, объявляли себя то младотурками, то «дряхлыми», «отверженными».

Упомянутому послу Мюнир-бею  удалось взять под свое наблюдение сходки и собрания младотурок и придать  определенное направление их действиям. Трудно было определить, кто из младотурок шпион, а кто нет. Одно было ясно: что и представители правительства, и те, кто был недоволен им, солидаризировались в тюркизме, в  националистической идеологии, в непризнании  законности устремлений других народов  империи.

С 1879 по 1907 г. за границей выходили десятки оппозиционных турецких газет: «Мешверет» («Обсуждение») – в Париже, «Мизан» («Весы») – в Каире, «Истикбаль» («Будущее»)–  в Неаполе, издавались газеты в Афинах, Бухаресте, Лондоне, Софии и других городах. Все они придерживались антисултанского направления. На страницах этих газет младотурки «по причине узости своего классового и политического кругозора многочисленные социальные и политические проблемы страны сводили преимущественно к порокам царствующего монарха».

В младотурецкой печати тех  лет все чаще и чаще употреблялось  применительно к туркам выражение  «миллиет-и хакими» («господствующая нация»)[9, с. 49].

Младотурки не вникали  в детали социально-экономических  условий империи и пытались все  беды приписать недостаткам самого султана, не затрагивая при этом саму систему управления страной. Примечательно, что в младотурецких газетах  султана Абдула-Хамида называли «самым большим врагом исламского мира», «безбожником», «самым большим несчастьем османского султаната».

Лидеры младотурок частью были выходцами из России, плохо  знавшими Турцию, жизнь ее народа, а  другая часть, вышедшая из прибрежных городов Европейской Турции, не имела  представления о стране, ее окраинных  провинциях. Русская журналистка  А. Тыркова в этой связи вспоминает редактора официального органа младотурок «Танин»ДжахидаЯлчина, задававшего тон в партийных делах, который ни разу не был в азиатской части империи.

Информация о работе Младотурецкая революция