Место и роль женщины в формировании придворной жизни в Средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом же моего исследования является женщина, проживавшая –XI-XVIвв. Основной упор, в сторону того: какую роль играла женщина в придворной жизни, в обозначенный период. Даная курсовая работа состоит из 2частей, каждая из которой предполагает выяснения своего ряда вопросов.

Содержание

1. Введение
2. Гл.1 Культ прекрасной дамы
3. Примечание 1
4. Гл. 2 Женщина и власть
5. Примечание 2
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 3к.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Но фаворитка - это  не только выдумка влюбленного воображения  и символика королевской власти, могущества и мужественности. У нее  имелась и своя должность. Часто, прибрав к рукам искусство, художественную литературу и нравственность, она получала весьма высокий статус, который распространялся на все и принуждал к повиновению даже министров. Впрочем, власть, обретенная преимуществом в любви и слабости к ней короля, в какой-то мере оставалась домашней.

Королеве, родительнице и наставнице, противопоставлялась  аллегорическая любовница, которая  своим даром плоти символизировала  мистическую любовь подданных к  государю. 
Однако фаворитка была не только мифом вырождающейся идеи рыцарства, в котором дворянство черпало силы для своего утешения и выполнения благородных феодальных повинностей. Она также являлась главной связующей нитью между амбициями, заговорами и интригами, и сама с целой армией женщин при поддержке своих сторонников участвовала в распрях двора, в борьбе за власть и сферы влияния.

Когда фаворитка вводилась  в должность, вставал вопрос и  о ее обеспечении, и о ее будущем. Часто она получала богатые имения, титулы, ренты, но все же ее позиция  оставалась ненадежной. В любой момент она могла утратить любовь своего господина или быть вытесненной проворной соперницей.

Чтобы удержаться надолго, ее господству следовало стать основательным  как в отношении любви и  желания, так и в отношении  методов подчинения короля. Если монарх слишком влюблялся, и обстоятельства ей благоприятствовали, фаворитка могла выдвинуть самые непомерные требования, в том числе безумную мечту женщины и придворной, - сделаться королевой-возлюбленной и добиться от короля единственно невозможного для любовницы: его руки. Подобные повсеместно порицаемые амбиции вызывали смятение и беспорядок в хозяйстве монархической системы. Женитьба короля находилась в сфере компетенции дипломатии, выбор супруги зависел от интересов государства, а не от велений сердца.

Но если он не имел законной жены, то есть был вдов или  разведен, если он был сильно влюблен  или в полном подчинении у своей  возлюбленной, то искушение обойти условности, приличия и интересы государства  могло оказаться очень велико.                                                                  . Фаворитка могла оказаться умна, честолюбива, обладать воображением, вести свою политику и навязывать ее королю, могла иметь друзей, которых она устраивала на высокие должности и руководила ими. Даже если она была скромна и не вмешивалась в политику явно, в любом случае она раздавала королевские милости, более или менее сдержанной заступницей выступала между королем и его подданными и своими благодеяниями создавала себе клиентуру посвященных. Таким образом, нарушалось равновесие между королевой и любовницей: одной причитались безразличие и почет, другой - любовь и влияние. Первая, находясь в изоляции, не получала ничего, кроме дани уважения по договору, печально перегруппировывая вокруг себя добропорядочность, злобу и оппозицию, не предпринимая политических шагов и не обладая средствами сделать что-либо, почти всегда не имея твердой опоры, на которую можно было бы рассчитывать. Другая, напротив, с весельем и удовольствием сосредоточивала в своих руках позолоченные ниточки милостей и амбиций. На долю королевы приходились слезы, молитвы и самоотречение, на долю любовницы - любовь, деньги, власть и празднества. 
Таким образом, можно утверждать, что между женщинами короля имело место разделение ролей, специализации и функций. Королева воплощала порядок и законность, ортодоксию и консерватизм. Любовница, напротив, - удовольствие, живость и созидание. Часто она выступала вдохновительницей и покровительницей литературы и искусства.                                                                                                     
Для удовлетворения честолюбия одних и злопамятности других следовало иметь при дворе специального человека или козла отпущения, чтобы можно было либо опираться, либо изливать на него накопившуюся горечь: вплоть до эпохи Людовика XV эту сложную роль исполняли королевские фаворитки, в общем-то, оберегая королеву, извлекавшую из существующего положения свою выгоду - неизменную почтительность окружения, а штурм вожделений, несправедливость и презрение оставались уделом фавориток. Королевские любовницы концентрировали на себе всю ненависть - наряду с восхищением и хвалами, - что отводило на них любое недовольство и неуважение. Они представляли защитный барьер, охранявший королевскую семь    

 Главным занятием большинства аристократок было все же не  участие  в  политической  жизни,  а  управление  домом;  в этом видели основное предназначение женщины. Королевы несли ответственность за руководство дворцовым  хозяйством,  другие же представительницы знатных родов — за управление хозяйством своих поместий.  Особенно актуальной  эта  функция  становилась  в периоды участия мужей в военных походах. Дом был главным поприщем  реализации  властных  функций средневековой женщины.   
 
 
 

Примечание к  гл.2

  1. Виоле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века/ под ред. Милютенко Н.И. СПб.,1999 с. 35
  2. Там же с. 46
  3. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья Иваново 1999 с. 43 
  4. Шоссиан-Ногаре Ги Повседневная жизнь жён и возлюбленных французских королей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В древности женщина  часто рассматривалась лишь как  продолжательница рода или инструмент для наслаждений. В эпоху средневековья женщины предстают в двух образах- Ева и  Мария

Эта двойственность в  оценке женской природы  достаточно точно  отражает и противоречивость статуса женщины в средневековом обществе. С одной стороны, женщина выступала хитрой и расчётливой, не способной к мудрости, а следовательно к управлению. Хотя и здесь мы видим противоречие: знатная женщина должна быть образованной и воспитанной. Но при этом мужщина не позволял женщине знать ,больше чем следует. Как пишет Виолла-ле-Дюк « ничего не следует делать не слишком много, ни слишком мало». Вот есть основной средневековый принцип отношения к женщине. Как уже сказано, выше с другой- женщины выступали как некий образ «Девы Марии», который преобразовавшись преобратился в образ «прекрасной дамы»

Прекрасная дама-воплощение чистой женственности. Но при этом даже такое совершенство, окружали дикие  страсти, которые с ног на голову переворачивали придворную культуру. Просуществовав не долго образ прекрасной девы, постепенно угасал, но это вовсе не означает, что с её исчезновением уменьшалась роль женщины при дворе.                                                                                                                           Да, на первый взгляд может показаться, что участие женщины в политической жизни минимальна. Однако, многие женщины вошли  в   историю, доказав,что женщина и власть вещи совместимые. Правда, следует уточнить, что больше всего влияли знатные женщины, особенно королевы и фаворитки, которые были центре придворной жизни. Творчество и красота расцветали вокруг них, средневековье обязано им стилем жизни, элегантностью, и беззаботностью, присущим его элите. Женщина придавала монархии ,двору, при котором она блистала, больше живости, которые приносили веселье. Порой, надолго отходя в сторону и в тень от управления королевством, женщина обретала славу, что королева, что, и чаще всего, фаворитка, как добрый гений литературы, искусства и культуры. 
Была ли она бдительным стражем королевской власти или музой, любовно прикорнувшей на плечах государя, женщина оставалась тем, кем была призвана в обществе, которое не могло предоставить ей иного места, кроме супруги или куртизанки. Из этого второстепенного и тривиального положения она сумела создать трамплин, чтобы распространить свою власть и заставить считаться со своим мнением. Королева и фаворитка, она оставила в наследство потомкам свой образ, отмеченный эволюцией положения женщины, который служит лучшей иллюстрацией и примером долгого пути к победе равенства своих прав. 

Приложение

 Рис. 1 Альенора Аквитанская, королева  Франции, а затем Англии; её двор был одним из  крупных центров куртуазной литературы. Статуя надгробия. Фонтевро, церковь аббатства.1204-1210гг.

 
 

Рис 2 Воспевание прекрасной дамы 

 
 
 
 
 
 
 

Табл. 1 
 

СИНОПТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЖЕН И ВОЗЛЮБЛЕННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ КОРОЛЕЙ 
 
Регентши  
Короли  
Королевы  
Фаворитки  
 
Карл VII 
(1403-1461)  
Мария Анжуйская 
(1404-1463) 
Агнесса Сорель 
(1422-1450) 
 
Людовик XI 
(1423-1483) 
Маргарита Шотландская 
(1424-1445); 
Шарлотта Савойская 
(1445-1483) 
 
Анна Французская 
(1462-1522) 
Карл VIII 
(1470-1498) 
Анна Бретонская 
(1477-1514)  
 
 
Людовик XII 
(1462-1515)  
Жанна Французская 
(1464-1505); 
Анна Бретонская 
(1477-1514)  
Мария Английская 
(1496-1533) 
Луиза Савойская 
(1476-1531) 
Франциск I 
(1494-1547) 
Клод Французская 
(1499-1524); 
Элеонора Австрийская 
(1498-1558) 
Франсуаза де Фуа 
(1495-1537); 
Анна де Писле 
(1508-1580) 
 
Генрих II 
(1519-1559) 
Екатерина Медичи 
(1519-1589) 
Диана де Пуатье 
(1499-1566) 
Екатерина Медичи 
(1519-1589) 
Франциск II 
(1544-1560) 
Мария Стюарт 
(1542-1587) 
 
Екатерина Медичи 
Карл IX 
(1550-1574)  
Елизавета Австрийская 
(1555-1592) 
Мари Туше 
(1549-1638) 
Екатерина Медичи 
Генрих III 
(1551-1589) 
Луиза де Водемон 
(1554-1601) 
 
 
Генрих IV 
(1553-1610) 
Маргарита Валуа 
(1553-1615); 
Мария Медичи 
(1573-1642) 
Габриэль д'Эстре 
(1573-1599); 
Генриетта Бальзак 
д'Антраг (1583-1633) 
Мария Медичи 
Людовик XIII 
(1601-1643) 
Анна Австрийская 
(1601-1666) 
 
Анна Австрийская 
(1601-1666) 
Людовик XIV 
(1638-1715) 
Мария-Тереза 
(1638-1683) 
Олимпия Манчини 
(1639-1708); 
Мария Манчини (1640-1715); 
Луиза де Лавальер 
(1644-1710); 
маркиза де Монтеспан 
(1641-1707); 
мадемуазель де Фонтанж 
(1661-1681); 
маркиза де Ментенон 
(1635-1719) 
 
Людовик XV 
(1710-1774) 
Мария Лешинская 
(1703-1768) 
Мадам де Майи 
(1710-1751); 
герцогиня де Шатору 
(1717-1744); 
маркиза де Помпадур 
(1721-1764); 
графиня Дюбарри 
(1743-1793) 
 
Людовик XVI 
(1754-1793)  
Мария-Антуанетта 
(1755-1793)
 
 
 
 
 
 

Список литературы и источников

1.Андреева О.  Средневековье:  культ прекрасной дамы// Наука и жизнь http://www.nauka.relis.ru

2.Бессмертный Ю.Л.  Брак,семья и любовь в средневековой  Франции// 15 радостей брака- М.,1991

3.Булакова М. А. Ментальные стереотипы и образ знатной женщины в период утверждения церковного брака во Франции

4.Виолле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века/ под ред.      Милютенко Н.И. СПб.,1999

5.Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции Х11 в. // Одиссей- М., 1990

6.Жизнеописания трубадуров  / Под ред. М.Б. Мейлаха. М., 1993

 7. Капеллан Андрей. О любви // Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

8..Новарский Филипп. Четыре возраста человека / Пер. С.И. Лучицкой //.Репина А.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия.- М.,2002

9.Пизанская К. Книга «О граде женском»//15 радостей брака -М.,1991

10.Репина А.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия.- М.,2002

11.Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья.- Иваново.,1999

12..Шоссиан-Ногаре Ги Повседневная жизнь жён и возлюбленных французских королей. http://www.gramotey.com/index

Информация о работе Место и роль женщины в формировании придворной жизни в Средние века