Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:30, курсовая работа
Объектом же моего исследования является женщина, проживавшая –XI-XVIвв. Основной упор, в сторону того: какую роль играла женщина в придворной жизни, в обозначенный период. Даная курсовая работа состоит из 2частей, каждая из которой предполагает выяснения своего ряда вопросов.
1. Введение
2. Гл.1 Культ прекрасной дамы
3. Примечание 1
4. Гл. 2 Женщина и власть
5. Примечание 2
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы
Но фаворитка - это
не только выдумка влюбленного
Королеве, родительнице
и наставнице, противопоставлялась
аллегорическая любовница, которая
своим даром плоти
Однако фаворитка была не только мифом
вырождающейся идеи рыцарства, в котором
дворянство черпало силы для своего утешения
и выполнения благородных феодальных
повинностей. Она также являлась главной
связующей нитью между амбициями, заговорами
и интригами, и сама с целой армией женщин
при поддержке своих сторонников участвовала
в распрях двора, в борьбе за власть и сферы
влияния.
Когда фаворитка вводилась в должность, вставал вопрос и о ее обеспечении, и о ее будущем. Часто она получала богатые имения, титулы, ренты, но все же ее позиция оставалась ненадежной. В любой момент она могла утратить любовь своего господина или быть вытесненной проворной соперницей.
Чтобы удержаться надолго, ее господству следовало стать основательным как в отношении любви и желания, так и в отношении методов подчинения короля. Если монарх слишком влюблялся, и обстоятельства ей благоприятствовали, фаворитка могла выдвинуть самые непомерные требования, в том числе безумную мечту женщины и придворной, - сделаться королевой-возлюбленной и добиться от короля единственно невозможного для любовницы: его руки. Подобные повсеместно порицаемые амбиции вызывали смятение и беспорядок в хозяйстве монархической системы. Женитьба короля находилась в сфере компетенции дипломатии, выбор супруги зависел от интересов государства, а не от велений сердца.
Но если он не имел
законной жены, то есть был вдов или
разведен, если он был сильно влюблен
или в полном подчинении у своей
возлюбленной, то искушение обойти
условности, приличия и интересы государства
могло оказаться очень велико.
Таким образом, можно утверждать, что между
женщинами короля имело место разделение
ролей, специализации и функций. Королева
воплощала порядок и законность, ортодоксию
и консерватизм. Любовница, напротив, -
удовольствие, живость и созидание. Часто
она выступала вдохновительницей и покровительницей
литературы и искусства.
Главным
занятием большинства аристократок было
все же не участие в политической жизни,
а управление домом; в этом видели основное
предназначение женщины. Королевы несли
ответственность за руководство дворцовым
хозяйством, другие же представительницы
знатных родов — за управление хозяйством
своих поместий. Особенно актуальной эта
функция становилась в периоды участия
мужей в военных походах. Дом был главным
поприщем реализации властных функций
средневековой женщины.
Примечание к гл.2
Заключение
В древности женщина часто рассматривалась лишь как продолжательница рода или инструмент для наслаждений. В эпоху средневековья женщины предстают в двух образах- Ева и Мария
Эта двойственность в оценке женской природы достаточно точно отражает и противоречивость статуса женщины в средневековом обществе. С одной стороны, женщина выступала хитрой и расчётливой, не способной к мудрости, а следовательно к управлению. Хотя и здесь мы видим противоречие: знатная женщина должна быть образованной и воспитанной. Но при этом мужщина не позволял женщине знать ,больше чем следует. Как пишет Виолла-ле-Дюк « ничего не следует делать не слишком много, ни слишком мало». Вот есть основной средневековый принцип отношения к женщине. Как уже сказано, выше с другой- женщины выступали как некий образ «Девы Марии», который преобразовавшись преобратился в образ «прекрасной дамы»
Прекрасная дама-воплощение
чистой женственности. Но при этом даже
такое совершенство, окружали дикие
страсти, которые с ног на голову переворачивали
придворную культуру. Просуществовав
не долго образ прекрасной девы, постепенно
угасал, но это вовсе не означает, что с
её исчезновением уменьшалась роль женщины
при дворе.
Была ли она бдительным стражем королевской
власти или музой, любовно прикорнувшей
на плечах государя, женщина оставалась
тем, кем была призвана в обществе, которое
не могло предоставить ей иного места,
кроме супруги или куртизанки. Из этого
второстепенного и тривиального положения
она сумела создать трамплин, чтобы распространить
свою власть и заставить считаться со
своим мнением. Королева и фаворитка, она
оставила в наследство потомкам свой образ,
отмеченный эволюцией положения женщины,
который служит лучшей иллюстрацией и
примером долгого пути к победе равенства
своих прав.
Приложение
Рис. 1 Альенора Аквитанская, королева Франции, а затем Англии; её двор был одним из крупных центров куртуазной литературы. Статуя надгробия. Фонтевро, церковь аббатства.1204-1210гг.
Рис 2 Воспевание прекрасной
дамы
Табл. 1
СИНОПТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
ЖЕН И ВОЗЛЮБЛЕННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ КОРОЛЕЙ
Регентши
Короли
Королевы
Фаворитки
Карл VII
(1403-1461)
Мария Анжуйская
(1404-1463)
Агнесса Сорель
(1422-1450)
Людовик XI
(1423-1483)
Маргарита Шотландская
(1424-1445);
Шарлотта Савойская
(1445-1483)
Анна Французская
(1462-1522)
Карл VIII
(1470-1498)
Анна Бретонская
(1477-1514)
Людовик XII
(1462-1515)
Жанна Французская
(1464-1505);
Анна Бретонская
(1477-1514)
Мария Английская
(1496-1533)
Луиза Савойская
(1476-1531)
Франциск I
(1494-1547)
Клод Французская
(1499-1524);
Элеонора Австрийская
(1498-1558)
Франсуаза де Фуа
(1495-1537);
Анна де Писле
(1508-1580)
Генрих II
(1519-1559)
Екатерина Медичи
(1519-1589)
Диана де Пуатье
(1499-1566)
Екатерина Медичи
(1519-1589)
Франциск II
(1544-1560)
Мария Стюарт
(1542-1587)
Екатерина Медичи
Карл IX
(1550-1574)
Елизавета Австрийская
(1555-1592)
Мари Туше
(1549-1638)
Екатерина Медичи
Генрих III
(1551-1589)
Луиза де Водемон
(1554-1601)
Генрих IV
(1553-1610)
Маргарита Валуа
(1553-1615);
Мария Медичи
(1573-1642)
Габриэль д'Эстре
(1573-1599);
Генриетта Бальзак
д'Антраг (1583-1633)
Мария Медичи
Людовик XIII
(1601-1643)
Анна Австрийская
(1601-1666)
Анна Австрийская
(1601-1666)
Людовик XIV
(1638-1715)
Мария-Тереза
(1638-1683)
Олимпия Манчини
(1639-1708);
Мария Манчини (1640-1715);
Луиза де Лавальер
(1644-1710);
маркиза де Монтеспан
(1641-1707);
мадемуазель де Фонтанж
(1661-1681);
маркиза де Ментенон
(1635-1719)
Людовик XV
(1710-1774)
Мария Лешинская
(1703-1768)
Мадам де Майи
(1710-1751);
герцогиня де Шатору
(1717-1744);
маркиза де Помпадур
(1721-1764);
графиня Дюбарри
(1743-1793)
Людовик XVI
(1754-1793)
Мария-Антуанетта
(1755-1793)
Список литературы и источников
1.Андреева О. Средневековье: культ прекрасной дамы// Наука и жизнь http://www.nauka.relis.ru
2.Бессмертный Ю.Л.
Брак,семья и любовь в
3.Булакова М. А. Ментальные стереотипы и образ знатной женщины в период утверждения церковного брака во Франции
4.Виолле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века/ под ред. Милютенко Н.И. СПб.,1999
5.Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции Х11 в. // Одиссей- М., 1990
6.Жизнеописания трубадуров / Под ред. М.Б. Мейлаха. М., 1993.
7. Капеллан Андрей. О любви // Жизнеописания трубадуров. М., 1993.
8..Новарский Филипп. Четыре возраста человека / Пер. С.И. Лучицкой //.Репина А.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия.- М.,2002
9.Пизанская К. Книга «О граде женском»//15 радостей брака -М.,1991
10.Репина А.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия.- М.,2002
11.Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья.- Иваново.,1999
12..Шоссиан-Ногаре Ги Повседневная жизнь жён и возлюбленных французских королей. http://www.gramotey.com/index
Информация о работе Место и роль женщины в формировании придворной жизни в Средние века