Место и роль женщины в формировании придворной жизни в Средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом же моего исследования является женщина, проживавшая –XI-XVIвв. Основной упор, в сторону того: какую роль играла женщина в придворной жизни, в обозначенный период. Даная курсовая работа состоит из 2частей, каждая из которой предполагает выяснения своего ряда вопросов.

Содержание

1. Введение
2. Гл.1 Культ прекрасной дамы
3. Примечание 1
4. Гл. 2 Женщина и власть
5. Примечание 2
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 3к.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство образования и науки  Р.Ф.

Башкирский  Государственный Педагогический Университет                                    им. М. Акмуллы

Институт  Исторического и Правового Образования 

Кафедра Всеобщей истории  

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Место и роль женщины в формировании придворной жизни в Средние века

(курсовая  работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнил: студент 3 курса

                                                 спец. история

                                                           Ахмалетдинова А.Р.

                                                                         Проверил: к.и.н., профессор

                                                 Леонова Т. А.  

  

                                                 

Уфа 2008 
 
 

Содержание 

  1. Введение
  2. Гл.1 Культ прекрасной дамы
  3. Примечание 1
  4. Гл. 2 Женщина и власть
  5. Примечание 2
  6. Заключение
  7. Приложение
  8. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение     

 Средневековая культура была важной ступенью в формировании  современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье  представило наиболее  развернутую  и  аргументированную концепцию женского  несовершенства,  однако  именно средневековая культура содержала и  ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в  нашу жизнь пришли два женских образа-антипода,  которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева  и добродетельная мать Христа Мария. Современное общество, воспроизводя  стереотипы женственности,  нередко  использует  примеры  средневековых  персонажей — прекрасной возлюбленной Данте Беатриче,  отважной, самоотверженной Орлеанской Девы Жанны д'Арк, мудрой мыслительницы Хильдегарды Бингенской,  куртуазной королевы Альеоноры Аквитанской, неистово набожной святой Екатерины Сиенской. Изучение экономического, юридического,  социального статуса средневековой женщины,  несомненно, позволяет  лучше понять и положение женщины в современном обществе:  в экономике  и политике, образовании  и  семейной жизни. 

  Несмотря на  это, настоящий интерес к  "женской  истории",  и  в  частности к истории средневековой женщины,  проснулся лишь  в  последние два-три десятилетия.  До этого  в  подавляющем большинстве трудов медиевистов,  где  самым серьезным образом рассматривались не только политическая и экономическая история,  но и социальная структура средневекового общества, женщины как объект исследования фактически отсутствовали; появлялись лишь единичные работы, затрагивавшие  отдельные  проблемы "женской истории" средневековья.  В 70—80-е годы последовала уже  целая лавина трудов как общего, так и частного характера. Среди первых  отметим работы С. Шейхе "Четвертое сословие: история женщины в средние века",  М. Лабарж "Слабый звук трубы: женщина в средневековой жизни", А. Лукас "Женщина в средние века: религиозность, брак и образованность". Виоле-ле-Дюк «Жизнь и развлечения в средние века»                                                                                          Начиная с семидесятых годов появилось и большое количество  работ,  касающихся отдельных проблем "женской истории" средневековья:   взглядов на женщину,  жизни   женщины  в  семье  и  браке , женского труда,  образования , женской преступности,  экономических и юридических прав женщины. 

Особо стоит отметить Жоржа Дюби -одного из ведущих западноевропейских историков и крупнейшего медиевиста. При рассмотрении вопроса о положении женщины в феодальном обществе, особую ценность представляет его работа «Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции XIIв.».

 В западноевропейской  историографии на современном  этапе, особую роль играет ученый-историк, выпускник Сорбонны Ги Шоссинан-Ногаре. Всю элитную историю Франции XV-XVIII веков рассматривает в пространстве магического треугольника: король, королева, фаворитка. Перед нами проходят чередой королевы - блистательные, сильные и умные (Луиза Савойская, Анна Бретонская или Анна Австрийская), изощренные в интригах (Екатерина и Мария Медичи или Мария Стюарт), а также слабые и безликие (Шарлотта Савойская, Клод Французская или Мария Лещин-ская), и каждая из них показана автором ярко и неповторимо. Не менее убедительно в книге воссозданы образы знаменитых фавориток: Агнессы Сорель, Луизы Лавальер, маркизы Помпадур, маркизы Монтеспан, Дианы де Пуатье, оказывающих тайное и явное влияние на жизнь и политику королей. Автор книги сделал многое для понимания истинной роли женщины в истории не только той отдаленной от нас романтической эпохи, но и сегодняшнего, все более феминизирующегося времени.                                                                                                                                                          

     Сейчас  нам доступно большое количество  источников, которые сообщают нам о положение женщины того времени. Большинство из них переведены на русский язык и доступны читателю. Среди них особую значимость имеют:; Кристина Пизанская Книга о «Граде женском»;, Андре Капеллан «Трактат о любви», «Жизнеописание трубадуров» и др. 

Теперь обратимся  к отечественной историографии.

Отдельные работы,  посвященные частным аспектам жизни средневековой женщины,  особенно это  касается темы семьи  и  брака в средневековье и на границе нового времени. Бессмертный . Ю.Л. «Брак,  семья и любовь», Ястребицкая А.Л. «Женщина и общество» и др.

Женская история, её проблемы наиболее чётко представлены в современной  российской историографии в работе Репиной Л. П. «Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого».

Хочется обозначить ещё специалиста по «женскому  вопросу» -Рябова Т.Б. Её книга «Женщины в истории западноевропейского средневековья», посвящена жизни средневековой женщины,  ее роли в экономической,  политической и культурной  истории  средних  веков,  месту  женщины в системе общественных норм и ценностей,  а также тем воззрениям,  которые отражали и определяли положение женщины в обществе.     Хронологически работа  ограничивается периодом развитого  средневековья  (XV век);  оговоримся,  что в средневековую мысль мы включаем  и  идеологию гуманизма,  который,  хотя  и возникает на рубеже нового времени, в оценке женской природы и прав женщины все же находится целиком в  русле средневековой  интеллектуальной  традиции.

    Не  мало статьей, которые затрагивают положение средневековых женщин. Это такие как: Андреева О. «Культ прекрасной дамы»; Булакова М. «Ментальные стереотипы и образ знатной женщины в период утверждения церковного брака во средневековой Франции» и др.  

Объектом же моего  исследования является женщина, проживавшая –XI-XVIвв. Основной упор, в сторону того: какую роль играла женщина в придворной жизни, в обозначенный период. Даная курсовая работа состоит из 2частей, каждая из которой предполагает выяснения своего ряда вопросов.

Гл.1 Культ Прекрасной дамы. В этом разделе, хочется показать основные противоречия: между тем какой отрицательной ролью наделило средневековое общество женщину, что прежде всего связано с церковной  идеологией и образом Прекрасной дамы, которая стала объектом восхищения.                                                                                                                  Гл.2 Женщина и власть. Данная тема предполагает освещение двух моментов:  во-первых, как  средневековая  мысль  смотрела  на способность женщины к управлению и, во-вторых,  какова была реальная роль  женщины  в  политической  жизни средневековья; в этом вопросе главное внимание уделяется прежде знатным дамам-королевам и фавориткам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гл.1 Культ Прекрасной дамы

Средневековье отвело женщине очень скромное, если не сказать ничтожное, место в стройном здании социальной иерархии. Патриархальный инстинкт, традиции, сохранившиеся еще со времен варварства, наконец, религиозные наставления- все это подсказывало средневековому человеку весьма настороженное отношение к женщине. Да и как еще можно было к ней относиться, если на священных страницах Библии рассказывалась история о том, как злокозненное любопытство Евы и ее наивность довели Адама до греха, имевшего столь ужасные последствия для рода человеческого? Поэтому вполне естественным казалось возложить всю тяжесть ответственности за первородный грех на хрупкие женские плечи.  
Кокетство, изменчивость, легковерие и легкомыслие, глупость, жадность, завистливость, богопротивная хитрость, коварство - далеко не полный список нелицеприятных женских черт, ставших излюбленной темой литературы и народного творчества. Женскую тему эксплуатировали с самозабвением. Библиография ХII, ХIII, ХIV веков полна антифеминистических произведений самых разных жанров. Но вот что удивительно: все они существовали рядом с совершенно иной литературой, которая настойчиво воспевала и славила Прекрасную даму. 
Но сначала поговорим о социальном статусе женщины. Средневековье заимствовало его из знаменитого Римского права, которое наделяло ее, по сути, единственным правом, вернее, обязанностью - рожать и воспитывать детей. Правда, Средневековье наложило на этот безликий и бесправный статус свои особенности. Поскольку главной ценностью при тогдашнем натуральном хозяйстве была земельная собственность, то женщины зачастую выступали в качестве пассивного орудия для захвата земельных владений и прочей недвижимости. И не нужно обольщаться героизмом рыцарей, завоевывающих руку и сердце возлюбленных: они не всегда делали это бескорыстно.  
Совершеннолетним возрастом, позволяющим вступать в брак, считалось 14-летие для мальчиков и 12-летие для девочек. «Все, кто их воспитывают в детстве, должны их правильно обучать... чтобы они... хорошо слушались и чтобы... не предавались грубым словам и поступкам... и чтобы они не вели дурной образ жизни... и не были сластолюбивыми или расточительными. И это потому, что Господь Бог наш установил, чтобы женщина всегда была в подчинении... в детстве она должна слушаться тех, кто ее воспитывает... а когда она выйдет замуж... должна слушаться своего мужа и господина... а если она уходит в монастырь, она должна слушаться свою настоятельницу...»(1)

При таком положении  вещей выбор супруга целиком  зависел от родительской воли. Неудивительно, что освященный церковью брак для большинства становился пожизненным кошмаром. Об этом свидетельствуют и тогдашние законы, очень подробно регламентирующие наказания для женщин, убивших своих мужей, - видимо, такие случаи были не редкостью. Доведенных до отчаяния преступниц сжигали на костре или закапывали живьем в землю. А если еще вспомнить, что средневековая мораль настоятельно рекомендовала жену бить и желательно почаще, то легко представить, как "счастлива" была Прекрасная Дама в своей семье.            Несомненно, что традиция более благосклонного отношения к женщине была  тесно  связана  с распространением культа  Девы Марии.   С XI века культ распространяется  параллельно  с  ростом   рыцарства  и  получает  в  рыцарской  среде  свое подобие в форме поклонения Прекрасной Даме.  Этот широко известный атрибут рыцарства имел два противоречивых  источника: христианскую   доктрину   любви   возвышенной,   духовной,  отрицающей сексуальность  и   идущий от античности идеал эротической любви, причем эротический  элемент постепенно отходит  на второй план.  Поклонение Даме культивировалось  при  многих  блестящих  дворах  Западной  Европы:  в Бретани,  Бургундии,  при  дворе  Альеоноры  Аквитанской(рис 1) и Генриха II в Англии (XII в.) и при  дворе  французского  короля  Людовика VII (XII в).  Дамы сами способствовали распространению этого культа, они покровительствовали трубадурам и являлись главными вдохновителями и подлинными ценителями искусства куртуазной любви. (рис2)      

 Куртуазная любовь,  отраженная  в  рыцарской  поэзии   и   поэзии трубадуров, строилась на следующих принципах.

    1.Первое правило — "в браке нет любви".  Куртуазная  любовь  была  своего  рода  реакцией на сложившуюся  форму  брака  без любви,  брака по расчету.  Приведем пример из произведения одного из наиболее известных трубадуров, Ги  д’ Юсселя;  в нем спорят два рыцаря.  Один хочет стать  ее  мужем,  а другой предпочитает быть верным рыцарем,  приводя такие аргументы:                                          То  называю  я дурным                                                                                                              Эн Элиас,  что нас гнетет,

А что отвагу  придает,

С тем мой  союз нерасторжим:

Во взоре  Дамы свет мы зрим,

Жены  же  очевиден гнет; 

Не кавалеру,  а шуту подстать

Супругу,  словно Даму, прославлять                                                               И далее он делает вывод:

В  женитьбе  грубый  есть  нажим,                                                                       Мы  браком госпожу не чтим.(2)                                                                                                                                                  

Поэты Окситании, воспевавшие  Прекрасную Даму, обычно рисовали ее замужней. Замужество было той непреодолимой преградой, благодаря которой любовь приобретала необходимую степень трагической безнадежности. Эта безнадежность и составляла главный предмет лирики трубадуров.                

     

2. Женщина была  поставлена на  пьедестал.  Рыцарь  воспевает  ее,  восхищается  ею  и  должен смиренно и терпеливо   сносить  ее  капризы;   она  же подчиняет его.  Любовь к госпоже воспринималась  по привычной схеме — как отношение  служения,  служения сеньору  или  Богу.  Об  этом свидетельствует и мотив признания заслуг "вассала" и поощрения его наградой:  улыбкой или поцелуем, кольцом или перчаткой  Дамы,  красивым  платьем,  добрым конем — или  удовлетворением  его  страсти.     

  3. Идеал    рыцаря  и   идеал   поклонника    Прекрасной   Дамы отождествлялись.   Если   поклонник   Прекрасной   Дамы   должен   был культивировать  в  себе  рыцарские добродетели,  то настоящим рыцарем, добродетельным и  благородным,  можно  было  стать  только  с  помощью куртуазной  любви,  поскольку  любовь считалась источником бесконечных духовных  возможностей  для  человека.   Куртуазная  любовь —  это и основание литературного совершенства: рыцарю рекомендовалось слагать и посвящать любимой сонеты. Условия  рыцарского кодекса чести: молчание и терпение, подавление в себе вспышек гордыни,  благоговение перед своей Дамой и верность ей,  куртуазность.    

Информация о работе Место и роль женщины в формировании придворной жизни в Средние века