Массовая культура XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

Предвидение как одна из важнейших форм опережающего отражения действительности была присуща человечеству на всех этапах его существования, начиная с момента появления на исторической арене. Однако оно развивалось в формах, которые отражают донаучный опыт и методы предугадывания будущего и которые существуют и поныне в виде ясновидения, озарения, прорицания, пророчества. Именно эти формы предвидения эксплуатируют астрология, экстрасенсы, шарлатанство и кликушество, опирающиеся как на данные науки, так и на произвольные домыслы.

Содержание

Введение.
1. Исторические условия и этапы становления массовой культуры
2. Социальные функции массовой культуры
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     - внезапность и неожиданность полученного результата;

     - непосредственная очевидность результата;

     - неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату;

     - необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию;

     - ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

     Итак, все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно  очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе строго логично и основано на предшествующем чувственном опыте.

     Особенность интуитивного познания состоит в  том, что по своей гносеологической сущности оно – преобразовательное, комбинаторное познание, результатом которого выступает интуитивное знание.

     Как факт знания каждый вид интуиции —  непререкаемая реальность, существующая в сфере познания для всех познающих. Человеческий ум, озабоченный осмыслением  вопросов, связанных с познавательной деятельностью, пытался разрешить и вопрос, каким образом из знания, порожденного опытом и обладающего относительной необходимостью и всеобщностью, может следовать знание, обладающее уже не относительной, а безусловной всеобщностью и необходимостью.

     Интуитивное познание как непосредственное отличается от рассудочного, опирающегося на логический аппарат определений, силлогизмов  и доказательств. Преимущества интуитивного познания перед рассудочным можно  представить следующим образом:

     1) возможность преодолеть ограниченность известных подходов к решению задачи и выйти за рамки привычных, одобряемых логикой и здравым смыслом представлений, увидеть задачу в целом;

     2) интуитивное знание дает познаваемый  предмет целиком, сразу «всю  бесконечную содержательность предмета», позволяет «ухватить наибольшую полноту возможностей». При этом различные стороны предмета познаются на основе целого и из целого, тогда как рассудочное знание имеет дело только с частями (сторонами) предмета и из них пытается сложить целое, строить бесконечный ряд из общих понятий, присоединяемых друг к другу, но в силу того, что такой ряд неосуществим, рассудочное знание остается всегда неполным;

     3) интуитивное знание имеет абсолютный  характер, ибо созерцает вещь  в ее сущности, рассудочное имеет относительный характер, поскольку состоит только из символов;

     4) в интуиции дана творческая  изменчивость, текучесть действительности, тогда как в общих понятиях  рассудочного знания мыслятся  лишь неподвижные, общие положения  вещей;

     5) интуитивное знание — высшее проявление единства знания интеллектуального, ибо в акте интуиции разум одновременно и мыслит, и созерцает. Более того, это не есть лишь чувственное познание единичного, но интеллектуальное созерцание всеобщих и необходимых связей предмета. Поэтому, как считали рационалисты XVII в., интуиция — не просто один из видов интеллектуального познания, но его высший вид, наиболее совершенный.

     Обладая всеми этими преимуществами перед  рассудочным знанием, интуиция, тем  не менее, имеет и уязвимые места: это:

     - непроявленность причин, приведших к полученному результату;

     - отсутствие понятий, опосредующих процесс интуиции, отсутствие символов;

     - подтверждения правильности полученного результата.

     И хотя непосредственное понимание связей предмета или явления может оказаться  достаточным для усмотрения истины, но вовсе не достаточным для того, чтобы убедить в этом других, —  для этого требуются доказательства. Каждая интуитивная догадка нуждается  в проверке, а такая проверка чаще всего осуществляется путем логического вывода следствий из нее и сопоставлением их с имеющимися фактами.

     Благодаря основным психическим функциям (ощущению, мышлению, чувству и интуиции) сознание получает свою ориентацию. Особенность интуиции в том, что она участвует в восприятии бессознательным образом, иными словами, функция ее иррациональна.

     Отличаясь от других функций восприятия, интуиция может иметь и сходные с  некоторыми из них черты, например, ощущение и интуиция имеют много общего, и, в целом, это две функции восприятия, взаимно компенсирующие друг друга, подобно мышлению и чувству.

     На  сегодняшний день существует множество  разрозненных, не приведенных в какую-либо систему подходов к определению  того, в какой форме проявляется интуиция.

     С точки зрения самого субъекта восприятия, это субъективная и объективная  формы – Субъективная — это  восприятие бессознательных психических  данных субъективного происхождения. Объективная форма — это сублиминальное восприятие фактических данных, исходящих из объекта, сопровождаемое сублиминальными мыслями и чувствами.

     Способность человека различать и отождествлять  предметы окружающего мира и их простые  комбинации является интуитивной. Классическим интуитивным представлением об объектах является представление о наличии вещей, свойств и отношений. Прежде всего имеются в виду объекты, которые чувственно воспринимаются либо в окружающей действительности, либо в реальности внутреннего мира образов, эмоций, желаний и т.п.

     Таким образом, самой простой формой интуиции, играющей важную роль на начальных стадиях творческого процесса, является чувственное созерцание, или пространственная интуиция. С ее помощью образуются первоначальные геометрические понятия о фигурах и телах. Такой же чувственно-практический и интуитивный характер имеют и первые простейшие суждения арифметики. Все элементарные соотношения арифметики, типа «5+7=12», воспринимаются в качестве абсолютно достоверных.

     Заключения  также берутся как непосредственные очевидности, нечто безусловно данное. Логический анализ принимает во внимание, но никогда не отвергает такого рода констатации. Такой тип интуиции математики называют «предметной», или «праксеологической».

     Несколько своеобразным видом интуиции является перенос признаков, имеющих общее  значение для некоторого класса предметов, на новые предметы этого класса. В математике она получила название «эмпирической» интуиции.

     В логическом плане эмпирическая интуиция представляет собой скрытое заключение по аналогии, и она не обладает большей  достоверностью, чем аналогия вообще. Полученные таким путем заключения проверяются с помощью логического анализа, на основании которого они могут быть отвергнуты.

     Доверие к результатам чувственной интуиции было подорвано после того, как  в математике возникло большое число понятий и теорий, противоречащих повседневной чувственной интуиции. Открытие непрерывных кривых, не имеющих производных ни в одной точке, возникновение новых, неевклидовых геометрий, результаты которых в первое время казались не только противоречащими обыденному здравому смыслу, но и невообразимыми с точки зрения интуиции, основанной на евклидовых представлениях, концепция актуальной бесконечности, мыслимой по аналогии с конечными множествами, и т.п. — все это породило глубокое недоверие к чувственной интуиции в математике.

     В настоящее время считается общепризнанным, что в научном творчестве решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая, однако, не противопоставляется  аналитической, логической разработке новых идей, а идет с ней рука об руку.

     Интеллектуальная  интуиция совершенно не опирается на ощущения и восприятия, даже в их идеализированной форме.

     В математических рассуждениях, прежде всего в элементарных дискурсивных переходах, т.е. в заключениях «из  определения», а также в заключениях по логическим схемам транзитивности, контрапозиции и т.п., без явной формулировки этих схем присутствует так называемая «логическая» интуиция. Логическая интуиция (достоверность) относится также к устойчивым нереализуемым элементам математического рассуждения.

     На  основании разделения ситуаций интуитивной  ясности выделяют два основных типа интуиции: аподиктическая, результаты которой не подвергаются пересмотру с точки зрения логики, и ассерторическая, имеющая эвристическое значение и подчиненная логическому анализу.

     Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является творческое воображение, с помощью которого как раз  и создаются новые понятия  и формируются новые гипотезы. Интуитивная гипотеза логически  не следует из фактов, опирается в основном на творческое воображение.

     Иными словами, интуиция в математическом творчестве выступает не только в  качестве целостной, объединяющей идеи, в известной мере завершающая  цикл исследования, но и как догадка, нуждающаяся в дальнейшей разработке и проверке с помощью дедуктивных, доказательных методов рассуждения.

     Конкретная  интуиция — восприятие фактической  стороны вещей, абстрактная —  восприятие идеальных связей.

     Концептуальная  формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на базе имевшихся ранее понятий. 

     3.2 Роль интуиции  в социальном предвидении 

     Роль  интуиции в научном и, в частности, математическом познании еще недостаточно разработана. Известно, что интуитивные  компоненты познания можно обнаружить у представителей многих профессий и в разнообразных жизненных ситуациях. Так, в юриспруденции от судьи ожидается не только знание «буквы» закона, но и его «духа». Он должен выносить приговор не только в соответствии с заранее предписанным количеством доказательств, но и согласно «внутреннему убеждению».

     В филологии не обойтись без развития «языкового чувства». Бросив беглый взгляд на больного, врач может иногда точно  поставить диагноз, но при этом испытывает затруднения при объяснении, на какие именно симптомы он ориентировался, он даже не в состоянии их осознать, и так далее.

     Что касается математики, то здесь интуиция помогает постичь связь между  целым и частями, прежде каких-либо логических рассуждений. Логика играет решающую роль в анализе готового доказательства, в расчленении его на отдельные элементы и группы таких элементов. Синтез же частей в единое целое и даже отдельных элементов в более крупные группы или блоки, достигается с помощью интуиции.

     Попытки машинного моделирования деятельности человека оказываются вторичными по отношению к интуитивной деятельности человека, опирающейся на синтез частей и целого.

     Следовательно, понимание математических рассуждений  и доказательств не сводится лишь к логическому анализу, а всегда дополняется синтезом, причем такой синтез, основанный на интеллектуальной интуиции, отнюдь не менее значим, чем анализ.

     Интуитивная гипотеза не следует логически из фактов, она в основном опирается  на творческое воображение. Кроме того, интуицией является и «способность видеть цель издалека».

     Идеи  интуиционизма столь широко распространены, что к ним апеллируют при анализе  воззрений видных философов. Согласно феноменологическому описанию Гуссерля, идея последовательности — центральная  в понятие числа — является существенной особенностью процесса интуиции.

     В истории не так уж редко складывались ситуации, когда интеллект оказывался не способным проникнуть в сущность процесса или явления, и на помощь приходила интуиция как «высочайшее  откровение», как бессознательное проникновение (постижение) будущности при помощи инстинкта и других компонентов подсознания.

     Дальнейшее  изучение интуиции показало, что она  может проявляться, во-первых, в форме, основанной на чувствах. Это достаточно характерно для межличностного общения как в семье, так и на работе, когда мельчайшие детали во взаимоотношениях людей постепенно формируют общее впечатление о поступках и поведении других людей, на основе чего выстраиваются ожидания будущих событий и возможных перемен.

     Во-вторых, интуиция в социальном предвидении основывается на рациональном мышлении («интеллектуальная интуиция»). Поэтому озарение приходит не просто так, а как особым образом осмысленная реальность, знание огромного количества информации, как, например, это случилось с Д.И. Менделеевым в процессе открытия периодической системы элементов.

Информация о работе Массовая культура XX в