Массовая культура XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

Предвидение как одна из важнейших форм опережающего отражения действительности была присуща человечеству на всех этапах его существования, начиная с момента появления на исторической арене. Однако оно развивалось в формах, которые отражают донаучный опыт и методы предугадывания будущего и которые существуют и поныне в виде ясновидения, озарения, прорицания, пророчества. Именно эти формы предвидения эксплуатируют астрология, экстрасенсы, шарлатанство и кликушество, опирающиеся как на данные науки, так и на произвольные домыслы.

Содержание

Введение.
1. Исторические условия и этапы становления массовой культуры
2. Социальные функции массовой культуры
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Разновидностью  предвидения правомерно считать  и переход от информации о более  отдаленном будущем к информации о менее отдаленном будущем, а также от будущего к настоящему. Последнее имеет место при нормативном прогнозировании. Здесь прогнозирующее мышление в отличие от традиционных поисков прогнозов, движется как бы в обратном направлении – от будущего к настоящему. Отправной точкой при этом выступают конечные пункта развития социальной системы – удовлетворение определенных общественных потребностей и выполнение возможных целей. От этого конечного будущего состояния нормативный прогноз последовательно, шаг за шагом «идет» к настоящему, фиксируя возможные промежуточные этапы и одновременно определяя круг возможных целей, способов деятельности, выбор и осуществление которых необходимы для достижения прогнозируемого конечного результата, отвечающего заданным на основе социальных идеалов критериям и нормативам.

     Хотя  в обоих случаях мыслительные операции совершаются во временном  интервале в направлении, противоположном  реальным процессам развития, речь идет именно о предвидении, поскольку  объектом отражения являются перспективы  будущего хода событий, будущих направлений и результатов деятельности.

     Существует  научное и ненаучное предвидение. Кроме того следует отличать и  эмпирическое предсказание, которое  занимает как бы промежуточное положение  между научным и ненаучным  предвидением.

     Ненаучным является такое предвидение, которое  основывается на фантастических, нереальных, искусственно сконструированных взаимосвязях, нередко на видениях, «откровениях», т.е. такое предвидение, единственная цель которого – манипулировать человеческими взглядами и поведением, не имеющее фактической основы. Сновидение, гадание, астрология и тому подобное также относятся к ненаучному предвидению. К этой же группе относятся пророчества и социальные утопии, предсказания утопического и религиозного характера.

     Научным считается такое предвидение, которое  представляет собой результат научной  теории, полученный в рамках этой теории, опирающийся, прежде всего на фундамент  систематического научно-теоретического анализа закономерностей общественного  развития и условий их реализации.

     Только  предвидение, исходящее из анализа  реальных условий, может быть максимально  надежным и наиболее полно проникает  в возможные, вероятные и необходимые  тенденции будущего. Но отличительным  признаком научного предвидения  не является абсолютно точное и полное знание будущего. Такое знание, как будет видно из дальнейшего, логически бессмысленно.

     Характерным для научного прогнозирования, прежде всего, является то, что оно опирается  на познание объективных законов  и на действенную методику; его результаты могут быть проверены, исправлены, уточнены и развиты дальше; оно ограничивается предсказанием того, что может быть предсказано как необходимое и вероятное вследствие своей диалектической детерминированности, исходя из прошлого и настоящего.

     Эмпирическим  называют предвидение, которое основывается на повседневном опыте людей, на фактической  или мнимой взаимосвязи и регулярности, которое, однако, не опирается на научную  теоретическую основу или оценку опыта, на изучение закономерностей  происходящих процессов. В качестве примера можно привести так называемые народные приметы. Обычно эти предсказания сомнительны или неопределенны. Но это не исключает того, что они могут иногда оправдываться либо случайно, либо в силу непознанного отражения фактических закономерных взаимосвязей.

     Долгое  время предвидение такого рода играло значительную роль в жизни человека, появляясь в форме житейских  правил. Оно существовало довольно долго в условиях устойчивых и  замкнутых карликовых хозяйств с их производственными и общественными отношениями. Иначе обстоит дело в настоящее время, которое характеризуется непрерывным изменением производительных сил, высокой степенью проникновения науки во все стороны жизни общества.

     Следует подчеркнуть принципиальную несовместимость утопии и научного предвидения, всегда дающего динамическую картину, в которой все прогнозируемые обстоятельства воспринимаются как моменты одного непрерывного процесса развития, причем последний может быть понят только исходя из реальных условий, противоречий, движущих сил и закономерностей.

     Утопизм, как и прорицание, дает застывший, неподвижный образ предсказываемых  обстоятельств. Кроме того, там, где  при научном предвидении действуют  реальные взаимосвязи и процессы (из которых возникает прогноз), при утопии действуют желания, оценки, моральные требования, представляемые как самостоятельные исторические силы; они занимают место закономерных взаимосвязей и воспринимаются в качестве последних, так что в конечном итоге утопия представляет собой простую экстраполяцию оценок и моральных воззрений или изображает субъективные желания, оценки и требования как будущую действительность. 

 

      3. Понятие интуиции и ее роль в социальном предвидении 

     3.1 Понятие и формы интуиции 

     Интуиция  – это специфическая форма  познавательного процесса. Посредством  ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания. Гносеологические функции интуиции заключаются в своеобразной комбинаторике  наличных знаний с данными криптогнозы и последующей трансформацией полученного нового знания в статус научного. Таким образом, действие интуиции распространяется и на уровень научного познания, точнее, ее результат – интуитивное знание является важным компонентом процесса получения нового научного знания.

     Гносеологический  анализ интуитивной формы познавательного  процесса предполагает выяснение соотношения "между знанием, имеющимся к  началу интуитивного акта, и знанием, полученным в результате этого акта, а также выявление сущности гносеологического механизма, с помощью которого совершается преобразование "старого" (исходного) знания в новое".

     В соответствии с поставленными задачами, основное содержание излагаемой концепции  заключается в том, что интуиция предстает в познании как процесс и как результат. Гносеологический анализ интуиции как процесса сводится к анализу действия ее различных форм в познавательной деятельности человека. Как результат интуиция выступает в форме "интуитивного знания".

     Чаще  всего исследователи ссылаются на классификацию, предложенную Марио Бунге. Противоречивое отношение к этой классификации, имеющее место в нашей литературе, побуждает нас к ее детальному рассмотрению.

     "Когда  мы не знаем точно, какой  из перечисленных механизмов  сыграл свою роль, когда не помним посылок или не отдаем себе ясного отчета в последовательности процессов логического вывода умозаключений, или если мы не были достаточно систематичны и строги, мы склонны говорить, что все это было делом интуиции. Интуиция – коллекция хлама, куда мы сваливаем все интеллектуальные механизмы, о которых не знаем, как их проанализировать или даже как их точно назвать, либо такие, анализ и наименование которых нас не интересует", – пишет Бунге . Он рассматривает наиболее часто употребляемые значения термина интуиция, такие, как быстрое восприятие, воображение, сокращенное аргументирование и здравое суждение. Бунге различает прежде всего чувственную и интеллектуальную интуиции.

     Чувственная интуиция, по Бунге, имеет следующие  формы:

     1. Интуиция как восприятие.

     - интуиция как восприятие выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака;

     - ясное понимание значения и взаимоотношения или знака;

     - способность интерпретации.

     2. Интуиция как воображение.

     - способность представления или геометрическая интуиция;

     - способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов;

     - творческое воображение.

     Интеллектуальную  интуицию (интуицию как разум) Бунге классифицирует следующим образом:

     1. Интуиция как разум.

     - ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев;

     - способность к синтезу или обобщенное восприятие;

     - здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.

     2. Интуиция как оценка.

     - здравое суждение, фронезис (практическая мудрость), проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия;

     - интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.

     Таковы, по мнению Бунге, основные разновидности интуиции. Автор делает попытку систематизировать наиболее часто употребляемые значения интуиции среди нескончаемой иерархии трактовок этого понятия. Однако его систематизация не всегда последовательна.

     Главная цель всего исследования Бунге заключается в том, чтобы вскрыть огромную эвристическую роль интуиции как необходимого момента в процессе познавательной деятельности ученого. В этом плане его работа представляет собой известную ценность. Благодаря этому исследованию намечены основные подходы к изучению проблемы, обеспечивающие конструктивное отношение к последней. По мнению Бунге, этот конструктивный подход включает:

     - тщательный анализ многочисленных значений термина "интуиция" и осторожное пользование им;

     - эмпирический и теоретический анализ интуиции в рамках научной психологии;

     - уточнение результатов интуиции посредством классифицирующей, обогащающей и придающей четкость разработки понятий;

     Перечисленные три позиции являются действительно  важными в разработке исследуемой проблемы. Но классификация видов интуиции, предложенная Бунге, не вполне отвечает этим требованиям.

     Проблема  классификации интуиции представляет собой один из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Это объясняется тем, что сам  предмет, подвергающийся операции классифицирования, не поддается действию правил, необходимых, скажем, для формальной классификации. Всякая формальная классификация предполагает прежде всего четкое, резкое обособление предметов одной группы от предметов другой группы. Результатом такой классификации должно быть установление некоторого порядка в расположении самих этих групп, хотя при этом установленный порядок носит нередко искусственный и произвольный характер.

     Классификация, основанная на формальных принципах, предполагает какое-либо распределение по группам, в основе которого лежит сходство предметов каждой группы благодаря наличию общего свойства. Вполне понятно, что интуиция не поддается формальной классификации, поскольку речь может идти только об уточнении понятия и систематизации данной области познания в целях облегчения ориентировки в ней. Установление четкого сходства и различия разновидностей интуиции не представляется целесообразным.

     Интуитивное познание – это важная сфера человеческого  познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания. В данном разделе нас будет интересовать главным образом действие интуиции как процесса в научном познании, поэтому мы постараемся начать с выделения специфических характеристик научной интуиции.

     К числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:

     - принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира;

     - принципиальная невозможность получения искомого результата посредством прямого логического вывода;

     - безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки);

Информация о работе Массовая культура XX в