Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти

историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и

некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,

которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах

Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую

характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный

состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и

деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен

экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в

XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые

стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,

расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами

торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,

развитие белорусской народности и культуры и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.


& 1. Происхождение и понятие магдебургского права

& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси


2. Города и горожане.


& 1. Города, общая характеристика

& 2. Привилегии городам.

& 3. Юридики.

& 4.Горожане


3. Городское самоуправление


& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве

& 2. Деятельность самоуправления


4. Экономическое развитие городов


& 1. Ремесленные занятия горожан.

& 2. Цеховая организация ремесла.

&3. Торговля.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Магдебурское Право.docx

— 107.04 Кб (Скачать)

    ремесла в отдельных  городах,  хотя  некоторые  различия  и  можно  объяснить

    преобладанием того или иного  вида  сырья  в  данном  районе  либо  наличием

    оживленного торгового  пути, на котором находился город.

        В большой  степени ремесло городов служило  удовлетворению нужд населения

    городов и деревень. Ремесленники уже в XVI веке работали на рынок.

    [ 2. стр.59-70] 
     
     

    & 2. Цеховая организация  ремесла. 

        Город   выполнял  функции  административного,  военного  и  ремесленно-

    торгового центра. Последняя особенно выразительно  проявилась  в XVI  веке.

    Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому  производству.  Цеховые

    объединения  ремесленников  одной  или  нескольких   близких   профессий   в

    белорусских  городах  создавались,  в первую  очередь,   с   целью   защиты

    ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее  важной

    причиной  было  также  стремление  монополизировать  производство   и   сбыт

    товаров,   ликвидировать   возможную   конкуренцию   со    стороны    других

    ремесленников в  условиях узкого внутреннего рынка. [ 4. c. 83-84]

        Феодальная  система общественных связей  и отношений  создала  почву,  на

    которой возникли различные объединения горожан,  отражавшие  типичные  черты

    социально-экономического   развития   белорусского    феодального    города.

    Первостепенное  значение  имели  цехи,  объединявшие  горожан  в   социально

    очерченный, сословно организованный коллектив. Для того, чтобы заниматься  в

    городе ремеслом, мало было профессиональных знаний. Нужно было  еще обрести

    право  на  ремесленную  деятельность  в  городе.   Такое   право   горожанин

    приобретал, вступив  в цех.[ 6. стр.141-142]

        Цехи  объединяли ремесленников одной  или нескольких профессий для лучшей

    организации  производства  и  сбыта  продукции.  Цеховая  организация   была

    обусловлена   общностью   интересов   мелких   производителей-собственников,

    узостью местного  рынка,  непосредственным  контактом  ремесленников  каждой

    специальности   между    собой,    совместным    использованием    некоторых

    производственных,   складских   и    торговых    помещений,    корпоративной

    обособленностью специальностей, характерной для  феодального общества.

    [ 4. стр.86.]

        Самоуправление  в городе могло охватывать  лишь часть городских  жителей,

    так как оно  в большинстве случаев не распространялось  на  тех,  кто  жил  в

    городе на участках частных владельцев и подчинялся их частной власти,  но  в

    цех должны были входить  все независимо  от  того,  кому  они  подчинялись  –

    городской раде или  частному владельцу. [ 6.  стр.141-142]

        В   городах  Беларуси  работали  цехи  по  обработке   металлов,   шкур,

    изготовлению одежды,  домашней  утвари,  ювелирных  изделий  и  др.  Цеховая

    деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство  и

    сбыт продукции, качество  сырья  и  готовых  изделий,  технология,  время  и

    условия работы, процесс  обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]

        Материалы  о белорусских  цехах  крайне  скудны,  но  и  по  тем   скупым

    свидетельствам,  которые  сохранились,  можно  заключить,  что   ремесленные

    объединения возникали  и формировали свои уставы на основе  давней  традиции,

    сложившейся задолго до получения магдебургского  права.  Так,  13  сентября

    1580 года в раду  Могилева явились калачники, хлебники, крупенники,  орешники

    (перечислено  77  фамилий).  Они  от  себя  и   от  «остальной  братии,  дома

    оставшейся» занесли  в  книги  рады  города  решение  об  избрании  старосты,

    которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым  словом  не

    упоминается  в  этом  документе  магдебургское  право и   его   предписания

    относительно цеховой  организации.

        Каждый  цех имел свой устав. В нем  были сформулированы  статьи,  которые

    обеспечивали мастерам осуществление ремесленной деятельности, ставили  их  в

    особое правовое положение в городе по сравнению  с теми,  кто  не  состоял  в

    цехе.

    [ 6.  стр.141-142]

        Устав  давал ремесленникам определенную  гарантию  свободы  деятельности,

    корпоративную обособленность. Уставы регламентировали всю  внутреннюю  жизнь

    цехов. [ 4. стр.87]

        Цеховые  привилегии, уставы и правила  не были актами милости королевской

    власти, магнатов или их  наместников.  Объединявшиеся  в  цехи  ремесленники

    сами  добивались  от  властей  актов,  которыми  закреплялись  их  льготы  и

    привилегии,  оговаривались  права  и  гарантии.  Однако   и   магнаты   были

    заинтересованы  в создании цеховых организаций  и предоставляли такие права  с

    тем, чтобы устранить  конкуренцию между ремесленниками одной  или  нескольких

    близких профессий, устанавливать порядок,  по  которому  казна  получала  бы

    доход от горожан, чтобы подчинить мастеров цеховой  верхушке, а  подмастерьев

    и учеников – мастерам. [ 4. стр.96.]

        Уставы,  изданные  владельцем  города,  признавали  за   членами   цеха

    монопольное  право  на  производство  данного  вида  ремесленных  изделий  в

    пределах города и гарантировали сохранение  профессиональных  тайн  членами

    цеха. Ремесленники, выдавшие профессиональную тайну, подвергались  штрафу  в

    100 грошей в цеховую  казну и тюремному заключению. В  уставах  фиксировались

    корпоративные  привилегии  того  вида  ремесла,  той  профессии,  к  которым

    относились  ремесленники.  Особенно  тщательно   оговаривались   в   уставах

    монопольные права  каждого цеха в  разграничение  деятельности  ремесленников

    смежных профессий. [ 4. стр.106]

        Уставы  давали ремесленникам  каждой  профессии  преимущественное  право

    покупать  необходимое  им  сырье  для  изготовления   изделий.   В   уставах

    кожевенников и  сафьянников  г.  Слуцка  1662  года  также регламентировался

    порядок покупки  сырья,  причем  шерсть  с  приобретенных  шкур  должна  была

    продаваться не торговцам, а  чулочникам,  магерникам,  суконщикам  и другим

    ремесленникам, изготовлявшим  изделия из шерсти. [ 4. стр.108]

        В уставах  предусматривалось право преимущественной  продажи членами цеха

    своей продукции. Так, в уставе слуцких ткачей 1664 года под угрозой уплаты

    штрафа запрещалось  «чужим купцам» полотна кроить и  продавать. Однако  любому

    иногороднему разрешалось продавать свое полотно «целой  штукой»,  а слуцким

    мещанам и лавочникам в лавках, домах и на рынке раскроенные  куски  ткацкого

    полотна продавать  без всяких ограничений. Таким образом,  интересы  цеха  не

    должны были препятствовать внутригородской торговле. [ 4. стр.111]

        Мастера   обязаны  были  выпускать   хорошую  продукцию,  «чтобы   работа

    правильная  и  хорошая  была».  Городские  власти  и  администрация  магната

    требовали  от  цехов  и  цехмистров  осуществления контроля  за   качеством

    продукции. [ 6. стр.109] Устав запрещал членам  цеха  охаивать  работу  друг

    друга и тем  самым наносить ущерб. [ 4. стр.115]

        В   отличие   от    цехов    королевских    городов    Беларуси    цехи

    частновладельческих  часто получали  заказы  от  владельца города  и   его

    чиновников и  офицеров. Существование замковых  ремесленников,  налаженная  и

    четко действовавшая  вплоть до конца XVIII века  система  магнатских  заказов

    суживала связи  цехов с рынком. Вместе  с  тем,  несмотря  на  препятствия  и

    затруднения, такие  связи развивались.  На рынках городов  ремесленники  имели

     лавки для  продажи своих товаров.[ 4. стр.110]

        В нормативах  белорусских цеховых уставов  сплелись и местная традиция  и

    регламентация, сложившаяся  в цехах западноевропейских городов,  в  частности

    в Германии, воспринятая городами  Великого  княжества Литовского  вслед за

    городами Польши. Их мирное соседство в одном уставе  цеха  естественно,  так

    как они несли  в  себе  черты  одной  и  той  же  эпохи,  одного  и  того  же

    феодального строя,  являвшегося  почвой  и  главной  причиной  возникновения

    цехов.

        Сословную  сплоченность весьма активно  формировали собрания всех  членов

    цеха – сходка. Сходок было  несколько.  Раз  в  год  собиралась  сходка,  на

    которой избиралась администрация цеха. [ 6.  стр.143-144]

        Несмотря  на дифференциацию профессий  и рост цехов, происходил и  процесс

    слияния  уже   существующих   цехов.   Это   объясняется   как   стремлением

    ремесленников некоторых  смежных профессий объединить  усилия  в  утверждении

    своих  профессиональных  и  корпоративных  интересов,  так  и  экономической

    политикой магнатов, которые консолидировали  отдельные  цехи,  гарантировали

    себе таким образом постоянный доход и усиливали власть  цеховой старшины

    более сильных  в экономическом отношении  ремесленных  корпораций.  Вместе  с

    тем объединение  ремесленных  цехов,  сокращение  их  количества,  если  оно

    сопровождалось  уменьшением  численности  ремесленного  населения  в  городе,

    означало снижение уровня ремесленного производства.

        Численность  ремесленников в цехах была  самой  различной.  В  известной

    мере в зависимости  от количества ремесленников в цехе находилось  финансовое

    состояние объединения.  В  городах  были  «богатые»  и  «бедные»  цехи.  Это

    проявлялось в  том, сколько провианта на случай осады города заготовлял  цех,

    в налогах и  штрафах. Более многочисленные и  богатые в  финансовом  отношении

    цехи обладали и большим весом в  экономической  и  внутриполитической  жизни

    города. [ 4.  стр.95]

        Содействуя  сословному сплочению мастеров, цех  был  далек  от  принципа

    равенства. Так, среди  мастеров городской юрисдикции  далеко  не  каждый  мог

    быть избран цехмистром. В одних цехах должность эта была привилегией прежде

    избиравшихся цехмистрами «иншых старших ремесленников»,  в других  избрание

Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси