Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:46, реферат
В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти
историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и
некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,
которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах
Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую
характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный
состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и
деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен
экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в
XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые
стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,
расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами
торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,
развитие белорусской народности и культуры и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.
& 1. Происхождение и понятие магдебургского права
& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси
2. Города и горожане.
& 1. Города, общая характеристика
& 2. Привилегии городам.
& 3. Юридики.
& 4.Горожане
3. Городское самоуправление
& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве
& 2. Деятельность самоуправления
4. Экономическое развитие городов
& 1. Ремесленные занятия горожан.
& 2. Цеховая организация ремесла.
&3. Торговля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ремесла в отдельных городах, хотя некоторые различия и можно объяснить
преобладанием того или иного вида сырья в данном районе либо наличием
оживленного торгового пути, на котором находился город.
В большой
степени ремесло городов
городов и деревень. Ремесленники уже в XVI веке работали на рынок.
[ 2. стр.59-70]
& 2. Цеховая организация
ремесла.
Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-
торгового центра. Последняя особенно выразительно проявилась в XVI веке.
Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству. Цеховые
объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в
белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты
ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной
причиной было также стремление монополизировать производство и сбыт
товаров, ликвидировать возможную конкуренцию со стороны других
ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. [ 4. c. 83-84]
Феодальная система общественных связей и отношений создала почву, на
которой возникли
различные объединения горожан,
социально-экономического развития белорусского феодального города.
Первостепенное значение имели цехи, объединявшие горожан в социально
очерченный, сословно организованный коллектив. Для того, чтобы заниматься в
городе ремеслом, мало было профессиональных знаний. Нужно было еще обрести
право на ремесленную деятельность в городе. Такое право горожанин
приобретал, вступив в цех.[ 6. стр.141-142]
Цехи
объединяли ремесленников
организации производства и сбыта продукции. Цеховая организация была
обусловлена общностью интересов мелких производителей-собственников,
узостью местного рынка, непосредственным контактом ремесленников каждой
специальности между собой, совместным использованием некоторых
производственных, складских и торговых помещений, корпоративной
обособленностью специальностей, характерной для феодального общества.
[ 4. стр.86.]
Самоуправление в городе могло охватывать лишь часть городских жителей,
так как оно в большинстве случаев не распространялось на тех, кто жил в
городе на участках частных владельцев и подчинялся их частной власти, но в
цех должны были входить все независимо от того, кому они подчинялись –
городской раде или частному владельцу. [ 6. стр.141-142]
В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур,
изготовлению одежды, домашней утвари, ювелирных изделий и др. Цеховая
деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и
сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и
условия работы, процесс обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]
Материалы о белорусских цехах крайне скудны, но и по тем скупым
свидетельствам, которые сохранились, можно заключить, что ремесленные
объединения возникали и формировали свои уставы на основе давней традиции,
сложившейся задолго до получения магдебургского права. Так, 13 сентября
1580 года в раду
Могилева явились калачники,
(перечислено 77 фамилий). Они от себя и от «остальной братии, дома
оставшейся» занесли в книги рады города решение об избрании старосты,
которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым словом не
упоминается в этом документе магдебургское право и его предписания
относительно цеховой организации.
Каждый цех имел свой устав. В нем были сформулированы статьи, которые
обеспечивали мастерам
осуществление ремесленной
особое правовое положение в городе по сравнению с теми, кто не состоял в
цехе.
[ 6. стр.141-142]
Устав
давал ремесленникам
корпоративную обособленность. Уставы регламентировали всю внутреннюю жизнь
цехов. [ 4. стр.87]
Цеховые
привилегии, уставы и правила
не были актами милости
власти, магнатов или их наместников. Объединявшиеся в цехи ремесленники
сами добивались от властей актов, которыми закреплялись их льготы и
привилегии, оговаривались права и гарантии. Однако и магнаты были
заинтересованы в создании цеховых организаций и предоставляли такие права с
тем, чтобы устранить
конкуренцию между
близких профессий, устанавливать порядок, по которому казна получала бы
доход от горожан, чтобы подчинить мастеров цеховой верхушке, а подмастерьев
и учеников – мастерам. [ 4. стр.96.]
Уставы, изданные владельцем города, признавали за членами цеха
монопольное право на производство данного вида ремесленных изделий в
пределах города и гарантировали сохранение профессиональных тайн членами
цеха. Ремесленники, выдавшие профессиональную тайну, подвергались штрафу в
100 грошей в цеховую казну и тюремному заключению. В уставах фиксировались
корпоративные привилегии того вида ремесла, той профессии, к которым
относились ремесленники. Особенно тщательно оговаривались в уставах
монопольные права каждого цеха в разграничение деятельности ремесленников
смежных профессий. [ 4. стр.106]
Уставы давали ремесленникам каждой профессии преимущественное право
покупать необходимое им сырье для изготовления изделий. В уставах
кожевенников и сафьянников г. Слуцка 1662 года также регламентировался
порядок покупки сырья, причем шерсть с приобретенных шкур должна была
продаваться не торговцам, а чулочникам, магерникам, суконщикам и другим
ремесленникам, изготовлявшим изделия из шерсти. [ 4. стр.108]
В уставах
предусматривалось право
своей продукции. Так, в уставе слуцких ткачей 1664 года под угрозой уплаты
штрафа запрещалось «чужим купцам» полотна кроить и продавать. Однако любому
иногороднему разрешалось продавать свое полотно «целой штукой», а слуцким
мещанам и лавочникам в лавках, домах и на рынке раскроенные куски ткацкого
полотна продавать без всяких ограничений. Таким образом, интересы цеха не
должны были препятствовать внутригородской торговле. [ 4. стр.111]
Мастера обязаны были выпускать хорошую продукцию, «чтобы работа
правильная и хорошая была». Городские власти и администрация магната
требовали от цехов и цехмистров осуществления контроля за качеством
продукции. [ 6. стр.109] Устав запрещал членам цеха охаивать работу друг
друга и тем самым наносить ущерб. [ 4. стр.115]
В отличие от цехов королевских городов Беларуси цехи
частновладельческих часто получали заказы от владельца города и его
чиновников и офицеров. Существование замковых ремесленников, налаженная и
четко действовавшая вплоть до конца XVIII века система магнатских заказов
суживала связи цехов с рынком. Вместе с тем, несмотря на препятствия и
затруднения, такие связи развивались. На рынках городов ремесленники имели
лавки для продажи своих товаров.[ 4. стр.110]
В нормативах белорусских цеховых уставов сплелись и местная традиция и
регламентация, сложившаяся в цехах западноевропейских городов, в частности
в Германии, воспринятая городами Великого княжества Литовского вслед за
городами Польши. Их мирное соседство в одном уставе цеха естественно, так
как они несли в себе черты одной и той же эпохи, одного и того же
феодального строя, являвшегося почвой и главной причиной возникновения
цехов.
Сословную сплоченность весьма активно формировали собрания всех членов
цеха – сходка. Сходок было несколько. Раз в год собиралась сходка, на
которой избиралась администрация цеха. [ 6. стр.143-144]
Несмотря на дифференциацию профессий и рост цехов, происходил и процесс
слияния уже существующих цехов. Это объясняется как стремлением
ремесленников некоторых смежных профессий объединить усилия в утверждении
своих профессиональных и корпоративных интересов, так и экономической
политикой магнатов, которые консолидировали отдельные цехи, гарантировали
себе таким образом постоянный доход и усиливали власть цеховой старшины
более сильных в экономическом отношении ремесленных корпораций. Вместе с
тем объединение ремесленных цехов, сокращение их количества, если оно
сопровождалось уменьшением численности ремесленного населения в городе,
означало снижение уровня ремесленного производства.
Численность ремесленников в цехах была самой различной. В известной
мере в зависимости от количества ремесленников в цехе находилось финансовое
состояние объединения. В городах были «богатые» и «бедные» цехи. Это
проявлялось в том, сколько провианта на случай осады города заготовлял цех,
в налогах и штрафах. Более многочисленные и богатые в финансовом отношении
цехи обладали и большим весом в экономической и внутриполитической жизни
города. [ 4. стр.95]
Содействуя сословному сплочению мастеров, цех был далек от принципа
равенства. Так, среди мастеров городской юрисдикции далеко не каждый мог
быть избран цехмистром. В одних цехах должность эта была привилегией прежде
избиравшихся цехмистрами «иншых старших ремесленников», в других избрание
Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси