Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти

историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и

некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,

которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах

Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую

характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный

состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и

деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен

экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в

XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые

стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,

расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами

торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,

развитие белорусской народности и культуры и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.


& 1. Происхождение и понятие магдебургского права

& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси


2. Города и горожане.


& 1. Города, общая характеристика

& 2. Привилегии городам.

& 3. Юридики.

& 4.Горожане


3. Городское самоуправление


& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве

& 2. Деятельность самоуправления


4. Экономическое развитие городов


& 1. Ремесленные занятия горожан.

& 2. Цеховая организация ремесла.

&3. Торговля.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Магдебурское Право.docx

— 107.04 Кб (Скачать)

    цехмистров  разрешалось производить только  из  узкой группы  лиц.  [  6.

    стр.145]

        Роль  знатности в ремесленной среде  выполняло происхождение  из  давнего

    рода  мастеров.  Вместе  с  богатством  оно  определяло  и  критерий  выбора

    кандидата  в  цехмистры  независимо  от  того,   избирался   ли   он   общим

    голосованием всех мастеров – членов цеха  или  узкой  группой,  составляющей

    его верхушку.

        На избранных   мастерами  цехмистров,  или,  как часто их  называют  в

    белорусских уставах, старших, цех возлагал  ряд обязанностей.  Они должны

    были  хранить  кассу  цеха,  состоявшую  из  регулярных   взносов,   которые

    взимались с каждого  мастера,  а  в  некоторых  цехах  и  с  подмастерьев.  В

    цеховом  ларце  находились  также устав цеха   и   различные   привилегии,

    дарованные цеху радой города,  великокняжеской  властью.  Наблюдение  за  их

    сохранностью  также   вменялось   в   обязанность   цехмистров.   Цехмистрам

    поручалось  наблюдение  за  тем,  чтобы  вся  производственная  деятельность

    мастера, отношения  между мастерами, их отношения с  подмастерьями,  учениками

    отвечали требованиям  устава.  Уставы  требовали  от  всех  цеховых  полного

    подчинения цехмистрам. Для выполнения поручений цехмистров избирались  один-

    два младших. Не желавший выполнять порученные ему  обязанности  младший  мог

    откупиться взносом. На эти деньги нанимался кто-либо другой. Книги цеха  вел

    писарь. В администрацию  цеха входили кроме писаря также  инстикгатор,  четыре

    соглядатая,  наблюдавшие за  ведением  торговых  сделок  на  рынке   города

    приезжими и местными купцами.

    [ 6.   стр.147-148]

        По уставу  ремесленники как в производстве  своих изделий,  так  и   в  их

    реализации не могли поступать самостоятельно; они обязаны  были  подчиняться

    цеховой  регламентации.  Уставы   и   традиции   фактически   препятствовали

    значительному накоплению денежных  сумм  в  руках  мастеров;  они  тормозили

    имущественную    дифференциацию    мастеров    и    затрудняли    расширение

    производственной  деятельности. [ 4. стр.102]

        Одной  из форм сословных объединений  горожан  стали  в  первой  половине

    XVII  века  союзы   подмастерьев.  В  отдельных   уставах  Могилева,   Бреста,

    Полоцка,   Минска   вскользь   упоминается   о    самостоятельных    сходках

    подмастерьев, сохранилось  два устава подмастерьев – кузнецов  и  котельщиков

    Гродно.

    Сама организация  подмастерьев  выросла  на  почве  обострения  противоречий

    внутри цеха, роста  недовольства подмастерьев. Причин для  этого  было  более

    чем  достаточно.  Цеховые  уставы   признавали   за   подмастерьями   только

    обязанности и  прежде всего полное послушание мастеру. [ 6.   стр.154]

        Переход  в высшую группу ремесленников  – из подмастерьев в мастера  – был

    сложным. Подмастерье  должен был прослужить у  мастеров  не  менее  3  лет  и

    совершить «вандровку» в один из крупных центров Речи  Посполитой,  «обучаясь

    еще лучше в  этом ремесле».  После  возвращения  из  путешествия  подмастерье

    получал право  выдержать экзамен – изготовить  образцовое  изделие,  а  также

    внести установленный  взнос в цеховую казну. [ 4. стр.105]

        Если  сопоставить уставы  второй  половины  XVI  в.  с  уставами  первой

    половины  XVII  в.,  -    единственное   право   подмастерья   –   отработав

    определенный срок, стать  мастером,  -  становилось  все  более  призрачным.

    Организация подмастерьев необходима была и в интересах  контроля над ними  со

    стороны цеха и  рады. Все эти  обстоятельства  и  привели  к  созданию  союза

    подмастерьев.

    [6. стр.154]

        В   течение  рассматриваемого  периода   цеховая  организация  претерпела

    известные изменения. В частновладельческих  городах  оформление  ремесленных

    организаций несколько  запаздывает по сравнению со временем создания цехов  в

    королевских городах.

        Со второй  половины  XVII  века  евреи   составляли  значительную  часть

    населения  городов  и  местечек  Беларуси,  приезжая  сюда  из  польских   и

    украинских городов. Подчиняясь владельцам города, а не  городским  мещанским

    властям, они составляли особые национальные  и  сословно-религиозные  общины

    (кагалы). Но деятельность  ремесленников-евреев, входивших в  некоторые  цехи,

    находилась под  надзором городского магистрата. В  отличие от  великокняжеских

    городов  магистраты  частновладельческих  в  большей   мере   контролировали

    экономическую деятельность еврейского населения.

        Этот  контроль распространялся и в  налоговой политике. Владельцы городов

    поручили сбор некоторых податей со всего городского населения  и  выполнение

    повинностей по обороне  городов  магистрату,  который  в  частновладельческом

    городе в основном проводил политику магната.

        Цеховая  система ремесла в городах  занимала прочные  позиции   в  течение

    всего  рассматриваемого  периода  и  поддерживалась  великими   князьями   и

    магнатами, так  как отвечала  и  их  интересам.  Цехи  занимали  определенное

    место и в системе  городского самоуправления. [ 4. стр.123-124] 
     
     

    &3. Торговля. 

        В XI-XIII веках западноевропейскими феодалами  и  католической  церковью

    были организованы восемь крестовых походов  на  Ближний  Восток,  в  которых

    участвовали  рыцари,  горожане,  беглые  крестьяне.  Крестоносцы  не  смогли

    завоевать на Востоке  больших территорий, но зато в результате  этих  походов

    укрепились торговые связи между Западной Европой  и восточными странами.  Это

    также способствовало дальнейшей урбанизации Западной Европы.

        Раньше  всех ( в IX – X веках) оживились итальянские  и  южнофранцузские

    города,  где  сказывалось  не  только  римское  влияние,  но  и  воздействие

    международной торговли с Византией и  Востоком.  На  востоке  Германии  и  в

    Скандинавии города стали возникать позже – в XII  –  XIII  веках,  поскольку

    хозяйственные связи  развивались здесь более медленными  темпами.  [9.  с.93-

    96. ]

        Вместе  с развитием фольварочной системы организации сельского хозяйства

    увеличивалась     заинтересованность     феодалов,     особенно      крупных

    землевладельцев,  в  торговых  связях.  Средством  ее  удовлетворения  стало

    создание в  границах  своего  владения  городом  или  местечком  рынка,  где

    землевладелец и  его подданные покупали  для  себя  необходимые  вещи.  [  7.

    стр.159-165]

        Во второй  половине XV – XVI вв. белорусский город  становится  настоящим

    торговым центром. Во всех городских поселениях в  это  время  имелся  рынок,

    где один-два раза в неделю  шла  бойкая  торговля.  В  значительных  центрах

    рынку отводились огромные площади. Так, могилевский  базар  располагался  на

    двух гектарах и вмещал в своих пределах более 400 лавок. [ 4.  c. 83-84]

        Ремесленное   производство   не   всегда   предшествовало,   но   всегда

    сопутствовало  и  активно  содействовало  развитию   торговой   деятельности

    городов. Центральной  фигурой в  торговле  был  горожанин  –  купец,  хотя  с

    течением времени  торгующее окружение расширил сельский торговец.

        Среди  белорусских  купцов-гостей  ведущее   место  занимали  полочане  и

    могилевцы. Пинские, мозырьские,  туровские  «гости» были  тесно связаны с

    Киевом, Львовом, совершали  поездки в города Венгрии.

        Широкое  развитие получила внутренняя  торговля,  о  чем  свидетельствуют

    пути, которые связывали  многие города и  местечки.  Местная  торговля  стала

    специализацией  части купечества. Одним  из  ее  наименований  был  «прасол»,

    также часто употреблялся  термин  «купец».  Прасол  покупал  товар  в  одном

    городе или местечке и продавал его в другом  городе  или  местечке,  которые

    находились в  пределах  10  миль.  Среди  этой  части  купечества  сложилась

    профессиональная  специализация, источники  называли  такие  специальности  –

    «купец грабарны», «купец кушнерскi», «купец шавецкi» и другие. Торговлю  вел

    и путешествующий торговец  –  коробейник  – которого  источники обозначают

    термином «шот».

        Корпоративный  лад городского ремесла  обозначил  и  его  распространение

    на  города,  где  было  большое  количество  купцов.   Источники   упоминают

    купеческие цехи в Могилеве, Пинске, Слуцке, Шклове, Минске.  [  7.  стр.159-

    165]

        Городские   купцы  скупали  в  окрестных   деревнях  сельскохозяйственную

    продукцию и изделия  деревенских  промыслов  и  продавали  их  на  городских

    рынках. Во второй половине XVI века они уже наладили торговлю на  скамьях и

    в специальных  помещениях – магазинах, или, как  их  тогда  называли,  лавках.

    [5.с.52-53]

        Сложилась  особая прослойка тех, для кого  это было основным и постоянным

    занятием. С течением времени торговать в магазинах  начали и богатые  селяне.

    [ 7. стр.159-165]

        Во всех  городах  и  местечках  1-2  раза  в  неделю  проводились   торги

    (базары), а в  крупных городах  еще  и   ярмарки  (1-3  раза  в  год).  В  них

    участвовали не только местные  но  и иностранные купцы.  Верховная власть

    предоставляла  городам  торговые  привилеи:  приезжим   купцам   запрещалось

    продавать свои товары в розницу. Они вынуждены были  продавать  их  оптом  и

    только местным  купцам. Не  имели  они  права  закупки  товаров  в  окрестных

    деревнях. Купить их они могли только у местных купцов. [5.  с.52-53]

        Для  соблюдения правил торговли  были  учреждены  специальные  должности

    инстикгаторов,  которые рассматривали жалобы  купцов,  проверяли торговые

    операции, купеческие и общегородские весы, качество товаров  и  т.д.  В  XVI

    веке установились регулярные торговые связи городов не только с деревнями и

    местечками, но и  между городами, особенно  крупными.  Большой  популярностью

Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси