Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:46, реферат
В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти
историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и
некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,
которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах
Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую
характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный
состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и
деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен
экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в
XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые
стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,
расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами
торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,
развитие белорусской народности и культуры и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.
& 1. Происхождение и понятие магдебургского права
& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси
2. Города и горожане.
& 1. Города, общая характеристика
& 2. Привилегии городам.
& 3. Юридики.
& 4.Горожане
3. Городское самоуправление
& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве
& 2. Деятельность самоуправления
4. Экономическое развитие городов
& 1. Ремесленные занятия горожан.
& 2. Цеховая организация ремесла.
&3. Торговля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
цехмистров разрешалось производить только из узкой группы лиц. [ 6.
стр.145]
Роль знатности в ремесленной среде выполняло происхождение из давнего
рода мастеров. Вместе с богатством оно определяло и критерий выбора
кандидата в цехмистры независимо от того, избирался ли он общим
голосованием всех мастеров – членов цеха или узкой группой, составляющей
его верхушку.
На избранных мастерами цехмистров, или, как часто их называют в
белорусских уставах, старших, цех возлагал ряд обязанностей. Они должны
были хранить кассу цеха, состоявшую из регулярных взносов, которые
взимались с каждого мастера, а в некоторых цехах и с подмастерьев. В
цеховом ларце находились также устав цеха и различные привилегии,
дарованные цеху радой города, великокняжеской властью. Наблюдение за их
сохранностью также вменялось в обязанность цехмистров. Цехмистрам
поручалось наблюдение за тем, чтобы вся производственная деятельность
мастера, отношения между мастерами, их отношения с подмастерьями, учениками
отвечали требованиям устава. Уставы требовали от всех цеховых полного
подчинения цехмистрам. Для выполнения поручений цехмистров избирались один-
два младших. Не желавший выполнять порученные ему обязанности младший мог
откупиться взносом. На эти деньги нанимался кто-либо другой. Книги цеха вел
писарь. В администрацию цеха входили кроме писаря также инстикгатор, четыре
соглядатая, наблюдавшие за ведением торговых сделок на рынке города
приезжими и местными купцами.
[ 6. стр.147-148]
По уставу
ремесленники как в
реализации не
могли поступать
цеховой регламентации. Уставы и традиции фактически препятствовали
значительному накоплению денежных сумм в руках мастеров; они тормозили
имущественную дифференциацию мастеров и затрудняли расширение
производственной деятельности. [ 4. стр.102]
Одной из форм сословных объединений горожан стали в первой половине
XVII века союзы подмастерьев. В отдельных уставах Могилева, Бреста,
Полоцка, Минска вскользь упоминается о самостоятельных сходках
подмастерьев, сохранилось два устава подмастерьев – кузнецов и котельщиков
Гродно.
Сама организация подмастерьев выросла на почве обострения противоречий
внутри цеха, роста недовольства подмастерьев. Причин для этого было более
чем достаточно. Цеховые уставы признавали за подмастерьями только
обязанности и прежде всего полное послушание мастеру. [ 6. стр.154]
Переход в высшую группу ремесленников – из подмастерьев в мастера – был
сложным. Подмастерье должен был прослужить у мастеров не менее 3 лет и
совершить «вандровку» в один из крупных центров Речи Посполитой, «обучаясь
еще лучше в этом ремесле». После возвращения из путешествия подмастерье
получал право
выдержать экзамен –
внести установленный взнос в цеховую казну. [ 4. стр.105]
Если сопоставить уставы второй половины XVI в. с уставами первой
половины XVII в., - единственное право подмастерья – отработав
определенный срок, стать мастером, - становилось все более призрачным.
Организация подмастерьев необходима была и в интересах контроля над ними со
стороны цеха и рады. Все эти обстоятельства и привели к созданию союза
подмастерьев.
[6. стр.154]
В
течение рассматриваемого периода
цеховая организация
известные изменения. В частновладельческих городах оформление ремесленных
организаций несколько запаздывает по сравнению со временем создания цехов в
королевских городах.
Со второй половины XVII века евреи составляли значительную часть
населения городов и местечек Беларуси, приезжая сюда из польских и
украинских городов. Подчиняясь владельцам города, а не городским мещанским
властям, они составляли особые национальные и сословно-религиозные общины
(кагалы). Но деятельность ремесленников-евреев, входивших в некоторые цехи,
находилась под надзором городского магистрата. В отличие от великокняжеских
городов магистраты частновладельческих в большей мере контролировали
экономическую деятельность еврейского населения.
Этот контроль распространялся и в налоговой политике. Владельцы городов
поручили сбор некоторых податей со всего городского населения и выполнение
повинностей по обороне городов магистрату, который в частновладельческом
городе в основном проводил политику магната.
Цеховая система ремесла в городах занимала прочные позиции в течение
всего рассматриваемого периода и поддерживалась великими князьями и
магнатами, так как отвечала и их интересам. Цехи занимали определенное
место и в системе
городского самоуправления. [ 4. стр.123-124]
&3. Торговля.
В XI-XIII
веках западноевропейскими
были организованы восемь крестовых походов на Ближний Восток, в которых
участвовали рыцари, горожане, беглые крестьяне. Крестоносцы не смогли
завоевать на Востоке больших территорий, но зато в результате этих походов
укрепились торговые связи между Западной Европой и восточными странами. Это
также способствовало дальнейшей урбанизации Западной Европы.
Раньше всех ( в IX – X веках) оживились итальянские и южнофранцузские
города, где сказывалось не только римское влияние, но и воздействие
международной торговли с Византией и Востоком. На востоке Германии и в
Скандинавии города стали возникать позже – в XII – XIII веках, поскольку
хозяйственные связи
развивались здесь более
96. ]
Вместе с развитием фольварочной системы организации сельского хозяйства
увеличивалась заинтересованность феодалов, особенно крупных
землевладельцев, в торговых связях. Средством ее удовлетворения стало
создание в границах своего владения городом или местечком рынка, где
землевладелец и его подданные покупали для себя необходимые вещи. [ 7.
стр.159-165]
Во второй половине XV – XVI вв. белорусский город становится настоящим
торговым центром. Во всех городских поселениях в это время имелся рынок,
где один-два раза в неделю шла бойкая торговля. В значительных центрах
рынку отводились огромные площади. Так, могилевский базар располагался на
двух гектарах и вмещал в своих пределах более 400 лавок. [ 4. c. 83-84]
Ремесленное производство не всегда предшествовало, но всегда
сопутствовало и активно содействовало развитию торговой деятельности
городов. Центральной фигурой в торговле был горожанин – купец, хотя с
течением времени торгующее окружение расширил сельский торговец.
Среди белорусских купцов-гостей ведущее место занимали полочане и
могилевцы. Пинские, мозырьские, туровские «гости» были тесно связаны с
Киевом, Львовом, совершали поездки в города Венгрии.
Широкое развитие получила внутренняя торговля, о чем свидетельствуют
пути, которые связывали многие города и местечки. Местная торговля стала
специализацией части купечества. Одним из ее наименований был «прасол»,
также часто употреблялся термин «купец». Прасол покупал товар в одном
городе или местечке и продавал его в другом городе или местечке, которые
находились в пределах 10 миль. Среди этой части купечества сложилась
профессиональная специализация, источники называли такие специальности –
«купец грабарны», «купец кушнерскi», «купец шавецкi» и другие. Торговлю вел
и путешествующий торговец – коробейник – которого источники обозначают
термином «шот».
Корпоративный
лад городского ремесла
на города, где было большое количество купцов. Источники упоминают
купеческие цехи в Могилеве, Пинске, Слуцке, Шклове, Минске. [ 7. стр.159-
165]
Городские купцы скупали в окрестных деревнях сельскохозяйственную
продукцию и изделия деревенских промыслов и продавали их на городских
рынках. Во второй половине XVI века они уже наладили торговлю на скамьях и
в специальных помещениях – магазинах, или, как их тогда называли, лавках.
[5.с.52-53]
Сложилась
особая прослойка тех, для
занятием. С течением времени торговать в магазинах начали и богатые селяне.
[ 7. стр.159-165]
Во всех городах и местечках 1-2 раза в неделю проводились торги
(базары), а в крупных городах еще и ярмарки (1-3 раза в год). В них
участвовали не только местные но и иностранные купцы. Верховная власть
предоставляла городам торговые привилеи: приезжим купцам запрещалось
продавать свои товары в розницу. Они вынуждены были продавать их оптом и
только местным купцам. Не имели они права закупки товаров в окрестных
деревнях. Купить их они могли только у местных купцов. [5. с.52-53]
Для
соблюдения правил торговли были
учреждены специальные
инстикгаторов, которые рассматривали жалобы купцов, проверяли торговые
операции, купеческие и общегородские весы, качество товаров и т.д. В XVI
веке установились регулярные торговые связи городов не только с деревнями и
местечками, но и между городами, особенно крупными. Большой популярностью
Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси