Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:46, реферат
В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти
историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и
некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,
которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах
Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую
характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный
состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и
деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен
экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в
XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые
стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,
расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами
торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,
развитие белорусской народности и культуры и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.
& 1. Происхождение и понятие магдебургского права
& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси
2. Города и горожане.
& 1. Города, общая характеристика
& 2. Привилегии городам.
& 3. Юридики.
& 4.Горожане
3. Городское самоуправление
& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве
& 2. Деятельность самоуправления
4. Экономическое развитие городов
& 1. Ремесленные занятия горожан.
& 2. Цеховая организация ремесла.
&3. Торговля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
одна группа, существование которой вызвано как ростом фольварочно-барщинной
системы, так и развитием товарно-денежных отношений. Группа эта обозначена
в источниках терминами «люзные», «гультяи». Оба термина имеют ввиду
разорившуюся и обезземеленную часть крестьянства. В течение XVI – первой
половины XVII в. город привлек большую массу разорившегося крестьянства и
они образовали постоянную группу городского населения. Конституция 1620
года прямо называет «люзного» городским жителем. Согласно этой конституции,
к «люзным» - горожанам относились те, «которые домов своих не имеют и не
нанялись на год».
Для того, чтобы быть полноправным горожанином, находиться под защитой
городского самоуправления, пользоваться привилегиями, которые
предоставлялись городу, состоять в цехе, а значит, иметь право заниматься
ремеслом, вести торговлю на городском рынке, необходимо было обладать
определенной недвижимостью. Обязательным минимумом являлся собственный дом,
или, как тогда говорили, «оселость свою мети». В цеховых уставах
оговаривалось, что для вступления в цех мастер, помимо знания своего
ремесла, должен «у месте быть добре оселым». Следовательно, «люзный»
горожанин не имел необходимого имущественного минимума, чтобы стать
полноправным горожанином. И тем не менее «люзные», «гультяи» заполняют
города. Они снимают жилое помещение у горожан и в документах фигурируют под
названием «каморники». Те из них, которые занимаются перепродажей товаров,
продуктов, обозначены в источниках термином «перекупники»; работающие по
найму – «наймиты», «молодцы», «паробки»; пошедшие в услужение названы
«слугами». То, что все эти виды занятий выполняли «люзные», видно из
решения Волковысского сейма 1578 г., в котором сказано, что «перекупники и
люзные, то есть гультяи мужчизны и невесты, наемники и слуги» в больших
городах платят побор 30 грошей, а «в малых местечках» - 15. Значит
концентрация «люзных» в городах приобрела заметные масштабы и создала
достаточно многочисленную группу населения – иначе налоговый побор и как
источник дохода и как своеобразное репрессивное средство не имел бы смысла.
Но в городе поселялся не только разорившийся крестьянин. Число горожан
пополнял и крестьянин, обладавший известными материальными возможностями,
которые позволяли ему обосноваться в городе как полноправному горожанину.
Лишенные такой возможности, но обладавшие ремесленной профессией,
оказывались в сфере бюргерских и цеховых связей, хотя и не имели «своей
оселости», то есть собственного дома и двора, живя на положении
«каморника». О таких мастерах – членах цеха сообщает ряд городских
документов. Видимо велико в городе было и число нищих. По этой причине рады
Могилева, Слуцка создали особые цехи нищих.
Известна
белорусскому феодальному
По данным о сборе «позлотового» побора с городских домов Витебского повета
в 1601 г., из 1143 домов 295, или 26%, названы «бедными халупами». Из 253
ремесленников, уплативших этот налог, 81 – «бедные», а 23 «худшие», первые
платили 15 грошей, вторые 12. О большой численности бедных горожан в какой-
то мере может свидетельствовать сам факт их обложения налогом.
Верхушку городского населения составляли богатое купечество,
ремесленные мастера, стоявшие во главе цехов. Эта часть горожан держала в
своих руках всю власть в городе. Большое число описей имущества,
завещательных актов позволяет составить общее представление о структуре
собственности городских богачей. Основные ее элементы – дома, лавки,
товары, наличные суммы, долговые обязательства, пахотные, сенокосные угодья
и фольварки. Можно с полной уверенностью сказать, что богатство купца,
цехмистра покоилось на двух основаниях: товарном производстве и обмене и
феодальном хозяйстве.
Перераспределение части денежных средств из сферы товарного
производства и обмена в сферу землевладения с потребительскими целями
диктовалось также чисто житейскими соображениями: стремлением обеспечить
себя необходимыми продуктами на случай неурожая. А случаи подобного рода
были очень частыми и неизбежными ввиду низкого уровня земледелия и малой
продуктивности
сельскохозяйственного
производство и обмен оставались в целом слаборазвитыми. Их возможности
очень часто зависели от состояния и возможностей внешнего рынка.
Продолжительные и частные войны, постоянные вспышки феодальных междуусобиц
внутри страны, вошедшие в быт Великого княжества Литовского, надолго
прерывали торговые операции купечества и ремесленных мастеров, увеличивали
риск приложения средств в товарно-денежную сферу. Создавшийся подобным
образом избыток денежных средств претерпевал чисто феодальное превращение,
«застывая» в землевладении.
Немаловажным
обстоятельством для
богатой городской верхушки являлось пополнение числа горожан из среды
мелкопоместного военно-служилого слоя – бояр. Обосновавшись в городах,
бояре, не покидая меча, обзавелись безменом и ремесленным инструментом.
Особенно заметный слой городского населения они составили в Полоцке и
Витебске. Среди городской верхушки была и шляхта.
Средний
слой горожан составляли
торговая часть жителей, владевшая лавками, ларьками на рынках. В этот слой
входили подмастерья, ученики из числа полноправных горожан, являвшихся
членами семей ремесленных мастеров и повторявших путь, пройденный их
отцами. Общую численность среднего слоя горожан в крупных городах
правомерно определить в пределах 40-50% всех жителей, учитывая, что часть
их составляло духовенство, чины феодальной и правительственной
администрации.
[ 6. стр. 54-72]
Наиболее богатыми горожанами были купцы, владельцы ремесленных
мастерских, крупные домовладельцы, ростовщики, представители белого и
черного духовенства. Все они располагали многочисленной прислугой. В
городах жили крупные феодалы с дружинниками, а также представители
королевской и синьориальной администрации. Со временем, по мере развития
науки и культуры, здесь появились врачи, юристы, художники, артисты,
преподаватели школ и университетов. [9. с.93-96. ]
Итак, с полным основанием можно заключить, что в течение всей
феодальной эпохи белорусское крестьянство сформировало городское население
во всей его структуре – от патрициев до плебеев, от богачей-купцов и
цехмистров до учеников и наемников – «людей работных», «молодцов»,
«паробков».
С развитием городов, усилением их экономической роли, а с другой
стороны, с расширением сословных привилегий господствующего класса
городское население все более настойчиво домогалось от верховной власти
сословных прав и гарантий, без которых ему грозила судьба крепостного
крестьянина.
Господствующий
класс и государственная
как убеждались в перспективности пополнения источников своих доходов за
счет экономической деятельности городов и невозможности эффективной
эксплуатации города на тех же принципах, что и крепостного крестьянства. На
этой основе зарождалась система прав и привилегий, в которых городское
население конституировалось в сословие феодального общества в любом
феодальном государстве, в том числе и в Великом княжестве Литовском.
Принцип сословных гарантий и привилегий, на котором покоилась
социальная организация феодального общества, стал исходным пунктом и в
общественно-экономическом и политическом развитии феодального города.
Важнейшим в системе привилегий было право городов на организацию
самоуправления.[6.
стр. 54-72]
3. Городское самоуправление
& 1. Городское
самоуправление на
Ряд поощрительных привилегий и льгот городам способствовал
экономической деятельности населения. Естественно, что чем более заметной
становилась роль городов в экономической жизни государства, тем настойчивее
выступали горожане с требованием политических гарантий в обществе.
Первой
целью, которой добивались
эпохи, было право организации городской жизни на основе самоуправления.
Образцом для горожан Беларуси служили нормы права города Магдебурга.
Жалованные грамоты на магдебургское право провозглашали три принципа:
отмену действовавших прежде обычаев, литовского, русского права; отмену
власти и суда над мещанами державцев, помещиков, воевод и всех других чинов
великокняжеской администрации на местах; учреждение самоуправления – рады,
избираемой горожанами.
Органы великокняжеской власти, в частности, великокняжеский суд,
сохраняют за собой право разбора дел мещан лишь в качестве апелляционной
инстанции на решения органов городского суда. Но и при этом во всех
грамотах оговаривается, что разбор такой апелляции будет производиться в
соответствии с нормами магдебургского права.
То, что города Беларуси, по крайней мере крупнейшие, до магдебургского
Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси