Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти

историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и

некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,

которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах

Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую

характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный

состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и

деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен

экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в

XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые

стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,

расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами

торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,

развитие белорусской народности и культуры и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.


& 1. Происхождение и понятие магдебургского права

& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси


2. Города и горожане.


& 1. Города, общая характеристика

& 2. Привилегии городам.

& 3. Юридики.

& 4.Горожане


3. Городское самоуправление


& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве

& 2. Деятельность самоуправления


4. Экономическое развитие городов


& 1. Ремесленные занятия горожан.

& 2. Цеховая организация ремесла.

&3. Торговля.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Магдебурское Право.docx

— 107.04 Кб (Скачать)

    магдебургское право. В нее включались все виды прав, гарантий  и поощрений.

    В  грамотах  преобладают  три  главные  области  жизни  горожан:   торговля,

    городская  администрация  и  юрисдикция,  поборы  и  налоги.   Поощрительные

    грамоты городам  стали постоянной  чертой  внутренней  политики  государства.

    Главной  заботой  этой  политики  было  стимулирование  экономической  жизни

    города. Натуральные  повинности горожан либо  отменялись  безвозмездно,  либо

    заменялись денежным побором.  Правилом  было  первое.  Тем  самым  верховная

    власть признавала своеобразие и самостоятельность  городской жизни.

        По мере  роста  заинтересованности  в   городах  магнаты-городовладельцы

    доводили это  «признание»  до  предоставления  вновь  поселившимся  горожанам

    личной свободы.  Причем,  среди  мещан  под  магдебургским  правом  владелец

    города  хочет  видеть  состоятельных  людей.  Таким  образом,  состоятельный

    крестьянин  получал  возможность,  переселившись  в  город,  обрести  личную

    свободу.

        Важно  отметить, что города Беларуси, как   и  всего  Великого  княжества

    Литовского,  в XVI  – первой  половине  XVII  в.  не  потеряли  перспектив

    дальнейшего развития от  смены  вечевого  строя  магдебургским  правом,  они

    скорее  испытывали  ряд  затруднений  оттого,  что  «магдебургская  реформа»

    оказалась половинчатой, урезанной, оттого, что она не устранила  феодального

    засилья в городах. И все же значение жалованных  грамот  в  экономической  и

    социально-политической жизни городов  позволяет  заключить,  что  переход  к

    магдебургскому  праву сыграл  в их  развитии  положительную роль.  Однако

    следует учитывать  и то, что правительство в городской  политике  действовало

    исходя прежде всего из интересов господствующего класса, - оно меньше  всего

    было склонно  опережать события и делало  лишь  то,  что  диктовали  время  и

    обстановка. Не привилегии верховной власти определяли развитие  городов,  а,

    наоборот,  направленность  эволюции  самих  городов   формировала   политику

    верховной власти. И  если  в  течение  XVI  и  первой  половины  XVII  веков

    наблюдалось расширение разного  рода  привилегий,  то  это  можно  объяснить

    прежде всего ростом городов, усилением их роли в экономической и социальной

    жизни государства. [6. стр.21-30] 
     
     

    & 3. Юридики. 

        Монопольный  характер собственности феодалов  на землю, их  экономических

    и политических привилегий оказывал существенное влияние  на  формирование  и

    развитие города. Владения феодалов не ограничивались пределами поместий.  Им

    также принадлежали целые города. Но и те города,  которые  не  находились  в

    собственности  феодала,  оказывались  в  орбите  его  владений   и   власти.

    Достигалось это  путем  приобретения  участков  земли,  входивших  в  пределы

    города или принадлежавших им, хотя и расположенных за  городской чертой  в

    виде  предместья,  отдельной слободы.  Собственность феодалов  в   городах

    выпадала  из-под  юридического  контроля  и  воздействия  правового  статуса

    города, как и  сам феодал. Она и получила название юридики.

        Юридики  становятся,  так сказать,  постоянно   действующим   фактором

    экономической  и  политической  жизни  феодального  города  главным  образом

    потому, что  господствующий  класс  включает  местные  рынки,  мелкотоварное

    производство в  те  сферы,  использование  которых  способствует  росту  его

    доходов. В этом прежде всего вся суть такого явления как юридики.

        Система   юридик  не  локализовалась  пределами Восточной   Европы,   в

    частности Великим  княжеством Литовским. Она была хорошо известна  и  странам

    Западной Европы. Правда, сеньоральный режим  в  истории  западноевропейского

    города составил этап его ранней истории – XI – XIV  вв.  За  ним  последовал

    период  борьбы  против  сеньоров  за  муниципальные  свободы,  в  результате

    которой города утвердили свою сословно-политическую автономию.

        Первые  известия о юридике в городах Беларуси содержат грамоты Бресту  и

    относятся к XV веку.

        Верховная   власть  санкционирует   юридики   утверждением   их   своими

    грамотами,  совершенно  не  учитывая,  как  скажется  на  городе  и  на   ее

    собственных интересах умножение юридик. Только грамоты королевы Боны  Гродно

    содержат единственное свидетельство попытки отделить  частную  собственность

    феодала от частной  власти над горожанином.

        Как  ни отрывочны данные, они вполне  определенно свидетельствуют о   том,

    что в городах  Беларуси  юридики  представляли  собой постоянное  явление в

    течение всего  рассматриваемого периода.

        В чем  причины устремления горожан  в  юридики?  Документы единодушны  в

    определении главной из них – бегства от налогового бремени. Поскольку дома

    и участки  феодалов  не  подвергались  налогообложению,  стремление  горожан

    освободиться  от  поборов  передачей  права  собственности  на  свой  дом  и

    земельные участки  феодалу,  оставаясь  при  этом  распорядителем  проданной

    недвижимости, было вполне естественным выходом из положения.

        Вопросом  первостепенной важности является  вопрос  о  занятии  населения

    юридик. Документы неизменно указывают, что на юридиках духовных  и светских

    феодалов живут  купцы,  торговцы,  ремесленники.  Записи  книг  рады  Бреста

    неоднократно  называют  цеховых  мастеров,  подмастерьев,  даже  цехмистров.

    Единственной  группой  земледельческого  населения  на   юридиках   являлись

    огородники.

        Юридики в городах Беларуси  не  достигли  той степени автономности,

    которая грозила перерасти в самоизоляцию внутри  города.  Во  всяком  случае

    нет  в источниках сообщений о  самостоятельных  рынках  в  пределах  юридик,

    собственных ярмарках, как это было в некоторых юридиках  Люблина,  то  есть

    нет своей собственной  экономической жизни.

        Документы   отчетливо   обнаруживают   стремление   владельцев   юридик

    сконцентрировать  в  своих  городских  владениях  ремесленное   и   торговое

    население.  Отсюда  можно  заключить,  что  поскольку  формирование   юридик

    проходило  и  посредством   переселения   крепостных   в   города,   юридика

    способствовала  процессу  урбанизации,  а  это  дает  возможность,  учитывая

    условия развития городов в Речи Посполитой, сделать вывод о  положительной

    роли юридик в процессе развития городов как центров ремесла и торговли.

    Юридики в течение XVI – первой половины XVII в. оставались  важным  фактором

    социально-экономической  жизни белорусских городов. Они  наложили свою  печать

    и на структуру  городского населения.[6. стр.30-54] 
     
     

    & 4.Горожане 

        Городское   население  с  XV  века  именовалось   мещанством.   Мещанство

    включало в свой состав разные категории граждан:  ремесленников,  торговцев-

    купцов, домовладельцев и  др.  Юридическое  оформление  мещанства  в  особое

    сословие   феодального   общества   нашло   отражение   в    государственном

    законодательстве Великого  княжества Литовского  – Статутах.  Так,  уже в

    первой статье первого раздела  Статута  1529  г.  мещанство  выделялось  как

    особый объект права: «… мещан карати не хочем…». Однако  не  только  Статуты

    определяли правовое состояние мещанства.  Оно  конкретно  регламентировалось

    великокняжескими  грамотами на магдебургское право. [4. c. 83-84]

        Население  городов формировалась  за  счет  беглых  селян,  а  также   из

    ремесленников, переселенных феодалами в город. Среди жителей  городов  около

    80% были белорусы.  Тут  жили  также  русские,  украинцы,  литовцы,  поляки,

    евреи, немцы, татары. Большую  часть  населения  составляли  ремесленники  и

    торговцы. Кроме них в городах имелось большое количество городских  низов  (

    плебса ).

    [3. с.136]

        Сохранившиеся   документы  позволили  вполне  отчетливо   констатировать

    пополнение городского населения за счет крестьянства. Вместе с тем  в  более

    крупных городах в числе жителей были выходцы из малых городов и местечек,

    принадлежавших частным владельцам.

        Реализуя  желание воспользоваться городом  для пополнения своего кармана,

    феодал не отказывался  от возможности «переключить» часть  своих подданных  на

    труд в  сфере  мелкого  товарного  производства  и  обмена.  Инвентари  дают

    достаточно прямых и косвенных свидетельств того, что  в структуре  городского

    населения постоянную группу составляли жители, переселенные  их  феодальными

    господами и сохранявшие при этом свою личную зависимость.

        Горожанин-крепостной  выступает   в   белорусском   феодальном   городе

    совершенно отчетливо. Неверно видеть в этом факте особенность  Беларуси  или

    всего  Великого  княжества  Литовского.  Это  –  особенность   эпохи.   Так,

    исследователь феодальных городов Франконии В.А. Ермолаев  пришел  к выводу,

    что «все население  франконских городов XVI  века  можно разделить на  три

    категории: на лиц, не находящихся в  феодальной  зависимости  и  не  несущих

    никаких феодальных повинностей; на лиц, лично свободных,  но  находящихся  в

    феодальной  зависимости  от   города   или   других   сеньоров   и   несущих

    соответствующие повинности; на лиц, находящихся в  крепостной зависимости».

        Сходную  с этой можно считать структуру   населения  белорусского  города

    XVI – первой  половины XVII в. Таким образом, крепостной горожанин – фигура

    постоянная  для феодального города.  Но  обосновавшись в   городе   такой

    крепостной  приобретал  возможность   снять   с   себя   бремя   натуральных

    повинностей, заменив  их денежным оброком.

        В социальной  структуре городского населения  Беларуси  проглядывает  еще

Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси