Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти
историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и
некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,
которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах
Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую
характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный
состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и
деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен
экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в
XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые
стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,
расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами
торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,
развитие белорусской народности и культуры и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.
& 1. Происхождение и понятие магдебургского права
& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси
2. Города и горожане.
& 1. Города, общая характеристика
& 2. Привилегии городам.
& 3. Юридики.
& 4.Горожане
3. Городское самоуправление
& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве
& 2. Деятельность самоуправления
4. Экономическое развитие городов
& 1. Ремесленные занятия горожан.
& 2. Цеховая организация ремесла.
&3. Торговля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Однако в общем
организация административной и судовой
власти по нормам Магдебургское право
в Белорусских городах ставила их в этом
плане на один уровень с европейскими.
Как отмечает А. П. Грицкевич, получение
магдебургского права городами Беларуси
и Литвы означало, что они достигли достаточно
высокого экономического и социального
уровня и сравнялись в этом соотношении
со многими немецкими и польскими городами.
Одновременно
с магдебургским правом города получают
и право иметь свой собственный
герб. Древние гербы белорусских
городов - необычайно интересное явление.
Существование этого атрибута свидетельствовало
о довольно высоком экономичном и культурном
уровне того или иного центра. Герб присутствовал
на печати города, чем подчеркивалась
его независимость от княжеской или королевской
власти. Впервые изображение герба Гродно
зафиксировано на печатях городского
самоуправления 2-ой половины 16 века.
В соответствии
с привилеем, пожалованным королевой
Боной в 1540 году, войту и лавникам
разрешалось иметь печать. На печати
1565 (наиболее ранней из известных) изображен
стремительно бегущий благородный олень
с крестом между рогами (так называемый
олень святого Губерта). В средневековой
Европе святой Губерт считался покровителем
охотников, и эта эмблема не случайно стала
Гродненским гербом. Охота была одним
из основных занятий жителей Гродно, расположенного
в непосредственной близости к огромным
лесным массивам Гродненской и Беловежской
пущам.
Герб Несвижа
представлял собой щит, разделенный
на две части: в правой, золотистого
цвета, - половина черного орла, а в левой
- десять косых полос голубого, красного
и золотистого цветов.
В 1634 году Мстиславль
получил магдебургское право
и герб - “Малую погоню” в виде
рыцарской руки с мечом. Флаг Мстиславского
воеводства был лимонно-желтого
цвета с белой “Погоней” на красном
поле. В это время происходит значительное
развитие города, чему способствовала
либертация - освобождение Мстиславля
на 6 лет от налогов и солдатских постоев,
которое выдал сейм Речи Посполитой. Мстиславские
купцы ведут активную торговлю не только
с городами Беларуси, Украины и Польши,
но и с соседней Московской державой -
Смоленском, Брянском, Калугой, Тулой,
Калугой, Москвой и Казельском.
В 1590 году магдебургское
право получила и Лида. Рада этого
города имела свою печать с изображением
льва, символизирующего мужество горожан
в борьбе против внешних врагов.
3. Права
городов, пользовавшихся
В грамотах польских
королей, которыми даровалось Магдебургское
право отдельным городам, говорилось,
что король отменяет “все иные Права
польские, литовские и русские и все иные
обычаи, которые были бы несогласные с
Правом немецким магдебургским”. Город
освобождался от власти воевод, панов,
старост, судей и подсудков, наместников
и других урядников; горожане не обязаны
были отвечать перед ними в чем-либо и
кто бы на них не сослался. В городах устанавливался
свой собственный суд. Жители городов
были освобождены от обязанности нести
воинскую повинность, являться на посполитное
решение. Мещане так же освобождались
от толок и гвалтов, от подворной повинности,
задерживания гонцов и послов. Правда,
на деле ни кто не мог дать ни каких гарантий
от вмешательства городских “мужей”.
Однако мещане приобрели право на свободную
торговлю, значительную площадь земли
вокруг города (например, Несвиж получил
100 валок), а так же право на “вход” в хозяйские
лесные просторы и воды (для выпаса животных,
пользования дерева для строительства
и отопления, охоты и рыбной ловли). Они
обязаны были поставлять только обоз для
войска. Города получают право владеть
поземельною собственностью, тогда как
раньше этим правом пользовалось только
шляхетство.
Крупные города
с Магдебургским правом, размещенные
на важных торговых путях, строили для
иностранных купцов гостиные дворы
(в Полоцке, например, их было 4). Обязанности
же “вольных” городов были небольшими.
Фактически, они сводились до выплаты
пошлин в государственную казну (магистрат
распределял его по всем мещанам), в том
числе и необычные налоги на военные нужды.
Исходя из этого, можно сказать, что мещане
городов с Магдебургским правом являлись,
в прямом смысле, тоже привилегированной
социальной прослойкой населения Беларуси
того времени.
Ряд городов
и местечек получили не полное Магдебургское
право, а только некоторые элементы
самоуправления. Например, Сураж, Ула,
Вялиж и другие маленькие города имели
только собственный войтовский суд.
В админинстративно-правовом
плане самоуправление благодаря
Магдебургскому праву окончательно
отделило город от волости. Дав мещанам
юридические гарантии частной собственности,
точный экономический стимул, оно создавало
благоприятные условия для хозяйственного
развития города. Это ускорило развитие
общества и формирование социальных слоев.
“Хотя форма муниципального управления
- говорит профессор М. Ф. Владимирский-Буданов
- принесена была в Польшу, Литву и Русь
готовой, сложившись окончательно в Силезии,
хотя история городского устройства в
Польше чрезвычайно бедна движением, тем
не менее можно открыть в ней три последовательных
ступени:
1) В самом
начале власть войта не
3)Власть рады
ограничивается
Решения войта,
принятые без участия рады, считались
недействительными. Войты не беспокоили
себя выполнением наложенных на них
обязанностей. Поэтому они назначали себе
наместника-лентвойта, на которого ложилась
ежедневная работа по наблюдению за деятельностью
магистрата.
Рада должна
была собираться в ратуше не менее
одного раза в неделю, или столько,
сколько для этого требуют
дела. Предметом обсуждения на ее заседаниях
были вопросы, которые касались общих
интересов города. Так, например, рада
Могилева в 1626 году в противодействие
самовольству великокняжеских сборщиков
налогов, добивалась права самим собирать
налоги и сдавать их в казну. В некоторых
случаях для обороны прав горожан рада
принимала свой статут, как это было, например,
в Орше в 1621 году.
Раде подчинялись
ремесленники города, и она определяла
наказания для нарушения
Благодаря тому
, что государственные должности
в Польше, в том числе и войтовство,
могли отчуждаться посредством
дара или купли, многие богатые города
воспользовались этим и рано скупили
войтовство. Все права таким образом
переходили к городской общине. В
таких городах, которым это удалось, на
первый план выступает рада. Рада в польских
и в литовско-русских городах не имела
такого значения, как в силезких. Она не
была строга разграничена от лавы, то есть
коллегии присяжных (лавников). Обычно
та и другая была под именем магистрата,
причем лаве поручалось судебная власть,
раде - заведование текущими делами и управлением
городом. Члены лавы (лавники), заседали
в суде, вели следствие и выносили приговоры.
Число лавников в разных городах было
не одинаково: в Магдебурге было 12 вместе
с войтом, по числу апостолов (кроме Иуды)
- 11. В других городах - 7, 6 и даже 3 человека.
Сначала они избирались общиной и приносили
присягу; потом по мере выбывания членов
лава пополняла уже сама себя. Было несколько
родов муниципального суда на восемь пространств,
где действовало Магдебургское право:
1)суд великий бургробский 2)солтысский
3)выложенный 4)поточный или potrzebny.
А так же был
гостиный суд и “горячее право”,
то есть суд над преступниками, пойманных
на месте преступления. Первые три рода
судов действовали в известные сроки,
все прочие по мере необходимости. Во всех
судах присяжными были одни и те же городские
лавники.
Вместе с серьезными
происшествиями (убийства, грабежи, и
т. д. ) в судах рассматривались
бытовые дела, так как в Магдебургском
праве были детально разработаны разнообразные
вопросы. Был там и один очень интересный
артикул, который предусматривал лишение
ремесленника права заниматься ремеслом
за убийство собаки или кота.
Обращает на
себя внимание и тот факт, что в судебных
разбирательствах обе стороны пользовались
услугами адвокатов. Например, при решении
Полоцкой ратушей (1638) дела о неспособности
Яна Каськевича к семейному сожительству,
ее слушание было отложено на четыре недели
пока Ян Каськевич не найдет себе адвоката.
Для сравнения отметим, что в России адвокатство
было создано только в 1864 году. (Отсюда
видно, что наша страна опережала в некоторых
важных вопросах Россию более чем на 200
лет! !! ) К тому же городское сословие России
никогда не имело прав на самоуправление
по типу магдебургского! !!
Рада первоначально
состояла из бурмистров и коллегии
радцев, избираемая войтом из представленных
ему общиной кандидатов. Основной
обязанностью бурмистра было ведение
заседания магистрата в качестве
старшины. В его компетенции были также
вопросы контроля за деятельностью коммунальных
служб, расходы городской казны, наблюдение
за общественным порядком и т. д. Как войт,
так и бурмистры, обязаны были принимать
решения только после согласия всех радцев.
Но войт и бурмистры часто нарушали нормы
городского самоуправления, о чем говорят
многочисленные жалобы горожан Великому
Князю, а затем и королю “на свавольства
мужоу, якiя крыуды i уцiскi мяшчанам чыняць”.
В соответствии
с нормами Магдебургского права
члены магистрата, войт и бурмистры
охранялись от посягательств на их жизнь,
честь и достоинство. Уставы городов предусматривали
самые суровые наказания за их нарушение.
Членами рады могли быть выбраны только
законнорожденные, зажиточные мещане,
которые были “при состоянии” не менее
3-5 лет. Рядовые мещане редко попадали
в число “электов” или “ратманов”.
Рада заботилась
об увеличении общественного добра,
смотрела, чтобы не было дороговизны
на пищевые продукты. Рада наказывала
перекупщиков, если бы они, вопреки
распоряжениям рады, начинали продажу
ранее определенного срока. Рада так же
следила за тем, чтобы меры и весы были
в надлежащем состоянии. Она обязана была
не допускать раздоров в городе, оборонять
вдов, сирот, не позволять распространения
азартных игр. Постановленное в ратуше,
с ведома и позволения старших из поспольства,
все горожане обязаны были исполнять под
страхом наказания. Радцы ежегодно обязаны
были отдавать отчет во всех городских
суммах перед старшими из поспольства.
Когда городское общество приобретало
войтовство, всеми выгодами этого пользовалась
рада. К ней переходило право представителя
- бурмистров (прежде они назначались из
радцев старостою и войтом. Число бурмистров
было 4, 6 и более; правили они по очереди).
В конце концов рада совершенно уничтожило
выбор бурмистров и установило представительство
своих членов по очереди. Рада установила
себе право выбирать своих сочленов на
место выбывающих, а так же лавников (городская
община потеряла даже право представлять
кандидатов, чем она пользовалась при
войтах). Рада издает городские постановления
- вилькеры, которые имели такую же обязательную
силу, как и государственные законы. “Во
всех городах Речи Посполитой, - по словам
проф. М. Ф. Владимирского-Буданого - рада
поставляет общественную самодеятельность
корыстно сосредотачивая власть и богатство
городское в руках своих членов, и в большей
части городов Литвы и Руси стремится
к подавлению русской национальности
и православной веры”. Первоначально
обе национальности в раде пользовались
равноправностью, и жалованные грамоты
русским городам на Магдебургское право
приказывали непременно составлять раду
города из двух национальностей. Но постепенно
в некоторых городах польская национальность
вытеснила русскую и нередко принимала
меры , оскорбляя религиозное чувство
православной части населения. Эти злоупотребления
иногда вели к учреждению в городах нескольких
рад. В некоторых (немногих) городах были
учреждены особые коллегии для поспольства
из 7, 20, 30, большею частью из 40 представителей.
Эта коллегия получала законодательную
власть, собиралась в известные времена
года, имела своего регента и посылала
своего представителя на сейм. С радой
она вела постоянные споры, внося еще большую
путаницу в муниципальное устройства
города. В конце концов правительство
решило уничтожить в Литве во всех городах
кроме 11 больших и старейших (Вильни, Лиды,
Трока, Ковна, Новогрудка, Волковыска,
Брест-Литовска и Гродно).
Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси