Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти
историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и
некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,
которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах
Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую
характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный
состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и
деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен
экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в
XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые
стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,
расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами
торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,
развитие белорусской народности и культуры и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.
& 1. Происхождение и понятие магдебургского права
& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси
2. Города и горожане.
& 1. Города, общая характеристика
& 2. Привилегии городам.
& 3. Юридики.
& 4.Горожане
3. Городское самоуправление
& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве
& 2. Деятельность самоуправления
4. Экономическое развитие городов
& 1. Ремесленные занятия горожан.
& 2. Цеховая организация ремесла.
&3. Торговля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Магдебургское право и его роль в социально.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

    В  большой степени ремесло городов  служило удовлетворению нужд  населения

городов и деревень. Ремесленники уже в XVI веке работали на рынок.

[ 2. стр.59-70] 
 
 

& 2. Цеховая  организация ремесла. 

    Город   выполнял  функции  административного,  военного  и  ремесленно-

торгового центра. Последняя особенно выразительно  проявилась  в  XVI  веке.

Именно это  столетие дало расцвет ремесленно-цеховому  производству.  Цеховые

объединения  ремесленников  одной  или  нескольких   близких   профессий   в

белорусских  городах  создавались,  в  первую  очередь,   с   целью   защиты

ремесленного  производства от домогательств землевладельцев. Не менее  важной

причиной  было  также  стремление  монополизировать  производство   и   сбыт

товаров,   ликвидировать   возможную   конкуренцию   со    стороны    других

ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. [ 4. c. 83-84]

    Феодальная  система общественных связей и отношений  создала  почву,  на

которой возникли различные объединения горожан,  отражавшие  типичные  черты

социально-экономического   развития   белорусского    феодального    города.

Первостепенное  значение  имели  цехи,  объединявшие  горожан  в   социально

очерченный, сословно организованный коллектив. Для того, чтобы заниматься  в

городе ремеслом, мало было профессиональных знаний. Нужно  было  еще  обрести

право  на  ремесленную  деятельность  в  городе.   Такое   право  горожанин

приобретал, вступив  в цех.[ 6. стр.141-142]

    Цехи  объединяли ремесленников одной  или нескольких профессий для  лучшей

организации  производства  и  сбыта  продукции.  Цеховая  организация   была

обусловлена   общностью   интересов   мелких   производителей-собственников,

узостью местного  рынка,  непосредственным  контактом  ремесленников  каждой

специальности   между    собой,    совместным    использованием    некоторых

производственных,   складских   и    торговых    помещений,    корпоративной

обособленностью специальностей, характерной для  феодального общества.

[ 4. стр.86.]

    Самоуправление  в городе могло охватывать  лишь часть городских  жителей,

так как оно  в большинстве случаев не распространялось  на  тех,  кто  жил  в

городе на участках частных владельцев и подчинялся их частной власти,  но  в

цех должны были входить все независимо  от  того,  кому  они  подчинялись  –

городской раде или частному владельцу. [ 6.  стр.141-142]

    В   городах  Беларуси  работали  цехи  по  обработке   металлов,   шкур,

изготовлению  одежды,  домашней  утвари,  ювелирных  изделий  и  др.  Цеховая

деятельность  определялась уставами. В них регламентировалось производство  и

сбыт продукции, качество  сырья  и  готовых  изделий,  технология,  время  и

условия работы, процесс обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]

    Материалы  о белорусских  цехах  крайне  скудны,  но  и  по  тем   скупым

свидетельствам,  которые  сохранились,  можно  заключить,  что   ремесленные

объединения возникали  и формировали свои уставы на основе  давней  традиции,

сложившейся задолго  до получения  магдебургского  права.  Так,  13  сентября

1580 года в  раду Могилева явились калачники,  хлебники, крупенники,  орешники

(перечислено  77  фамилий).  Они  от  себя  и  от  «остальной  братии,  дома

оставшейся» занесли  в  книги  рады  города  решение  об  избрании  старосты,

которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым  словом  не

упоминается  в  этом  документе  магдебургское  право  и   его   предписания

относительно  цеховой организации.

    Каждый  цех имел свой устав. В нем  были сформулированы  статьи,  которые

обеспечивали  мастерам осуществление ремесленной  деятельности, ставили  их  в

особое правовое положение в городе по сравнению с теми,  кто  не  состоял  в

цехе.

[ 6.  стр.141-142]

    Устав  давал ремесленникам определенную  гарантию  свободы  деятельности,

корпоративную обособленность. Уставы регламентировали всю  внутреннюю  жизнь

цехов. [ 4. стр.87]

    Цеховые  привилегии, уставы и правила не были актами милости королевской

власти, магнатов или их  наместников.  Объединявшиеся  в  цехи  ремесленники

сами  добивались  от  властей  актов,  которыми  закреплялись  их  льготы  и

привилегии,  оговаривались  права  и  гарантии.  Однако   и   магнаты   были

заинтересованы  в создании цеховых организаций  и предоставляли такие права  с

тем, чтобы устранить  конкуренцию между ремесленниками одной  или  нескольких

близких профессий, устанавливать порядок,  по  которому  казна  получала  бы

доход от горожан, чтобы подчинить мастеров цеховой  верхушке, а  подмастерьев

и учеников –  мастерам. [ 4. стр.96.]

    Уставы,  изданные  владельцем  города,  признавали  за   членами   цеха

монопольное  право  на  производство  данного  вида  ремесленных  изделий  в

пределах города и гарантировали  сохранение  профессиональных  тайн  членами

цеха. Ремесленники, выдавшие профессиональную тайну, подвергались  штрафу  в

100 грошей в  цеховую казну и тюремному  заключению. В  уставах  фиксировались

корпоративные  привилегии  того  вида  ремесла,  той  профессии,  к  которым

относились  ремесленники.  Особенно  тщательно   оговаривались   в   уставах

монопольные права  каждого цеха в  разграничение  деятельности  ремесленников

смежных профессий. [ 4. стр.106]

    Уставы давали ремесленникам каждой  профессии преимущественное  право

покупать  необходимое  им  сырье  для  изготовления   изделий.   В   уставах

кожевенников  и сафьянников  г.  Слуцка  1662  года  также  регламентировался

порядок покупки  сырья,  причем  шерсть  с  приобретенных  шкур  должна  была

продаваться не торговцам, а  чулочникам,  магерникам,  суконщикам  и  другим

ремесленникам, изготовлявшим изделия из шерсти. [ 4. стр.108]

    В  уставах предусматривалось право  преимущественной продажи членами цеха

своей продукции. Так, в уставе слуцких ткачей 1664 года под  угрозой  уплаты

штрафа запрещалось  «чужим купцам» полотна кроить и  продавать. Однако  любому

иногороднему  разрешалось продавать свое полотно  «целой  штукой»,  а  слуцким

мещанам и лавочникам в лавках, домах и на рынке раскроенные  куски  ткацкого

полотна продавать  без всяких ограничений. Таким образом,  интересы  цеха  не

должны были препятствовать внутригородской торговле. [ 4. стр.111]

    Мастера   обязаны  были  выпускать   хорошую  продукцию,  «чтобы   работа

правильная  и  хорошая  была».  Городские  власти  и  администрация  магната

требовали  от  цехов  и  цехмистров  осуществления  контроля  за   качеством

продукции. [ 6. стр.109] Устав запрещал членам  цеха  охаивать  работу  друг

друга и тем  самым наносить ущерб. [ 4. стр.115]

    В   отличие   от    цехов    королевских    городов    Беларуси    цехи

частновладельческих  часто  получали  заказы  от  владельца  города  и   его

чиновников и  офицеров. Существование замковых  ремесленников,  налаженная  и

четко действовавшая  вплоть до конца XVIII века  система  магнатских  заказов

суживала связи  цехов с рынком. Вместе  с  тем,  несмотря  на  препятствия  и

затруднения, такие  связи развивались.  На рынках городов  ремесленники  имели

 лавки для продажи своих товаров.[ 4. стр.110]

    В  нормативах белорусских цеховых  уставов сплелись и местная  традиция  и

регламентация, сложившаяся в цехах западноевропейских городов,  в  частности

в Германии, воспринятая  городами  Великого  княжества  Литовского  вслед  за

городами Польши. Их мирное соседство в одном уставе  цеха  естественно,  так

как они несли  в  себе  черты  одной  и  той  же  эпохи,  одного  и  того  же

феодального строя,  являвшегося  почвой  и  главной  причиной  возникновения

цехов.

    Сословную  сплоченность весьма активно  формировали собрания всех  членов

цеха – сходка. Сходок было  несколько.  Раз  в  год  собиралась  сходка,  на

которой избиралась администрация цеха. [ 6.  стр.143-144]

    Несмотря  на дифференциацию профессий  и рост цехов, происходил и процесс

слияния  уже   существующих   цехов.   Это   объясняется   как   стремлением

ремесленников некоторых смежных профессий  объединить  усилия  в  утверждении

своих  профессиональных  и  корпоративных  интересов,  так  и  экономической

политикой магнатов, которые консолидировали  отдельные  цехи,  гарантировали

себе таким  образом постоянный доход  и  усиливали  власть  цеховой  старшины

более сильных  в экономическом отношении  ремесленных  корпораций.  Вместе  с

тем объединение  ремесленных  цехов,  сокращение  их  количества,  если  оно

сопровождалось  уменьшением  численности  ремесленного  населения  в  городе,

означало снижение уровня ремесленного производства.

    Численность  ремесленников в цехах была  самой  различной.  В  известной

мере в зависимости  от количества ремесленников в цехе находилось  финансовое

состояние объединения.  В  городах  были  «богатые»  и  «бедные»  цехи.  Это

проявлялось в  том, сколько провианта на случай осады города заготовлял  цех,

в налогах и  штрафах. Более многочисленные и богатые в  финансовом  отношении

цехи обладали и большим весом в  экономической  и  внутриполитической  жизни

города. [ 4.  стр.95]

    Содействуя  сословному сплочению мастеров, цех  был  далек  от  принципа

равенства. Так, среди мастеров городской юрисдикции  далеко  не  каждый  мог

быть избран цехмистром. В одних цехах должность  эта была привилегией  прежде

избиравшихся  цехмистрами «иншых старших ремесленников»,  в  других  избрание

цехмистров  разрешалось  производить  только  из  узкой  группы  лиц.  [  6.

стр.145]

    Роль  знатности в ремесленной среде  выполняло происхождение  из  давнего

Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси