Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти
историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и
некоторых чертах и особенностях идеи самоуправления белорусских городов,
которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах
Беларуси и Украины. Во втором разделе делается попытка дать общую
характеристику средневековых городов, их особенности и описать социальный
состав городского населения, а в третьем рассказывается о принципах и
деятельности городского самоуправления. Весь четвертый раздел посвящен
экономическому развитию городов Беларуси на основе магдебургского права в
XVI — первой половине XVII веков. В нем говорится о достижениях, которые
стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например,
расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами
торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси,
развитие белорусской народности и культуры и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. «Магдебургское право» - происхождение и суть.
& 1. Происхождение и понятие магдебургского права
& 2. Особенности магдебургского права на Беларуси
2. Города и горожане.
& 1. Города, общая характеристика
& 2. Привилегии городам.
& 3. Юридики.
& 4.Горожане
3. Городское самоуправление
& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве
& 2. Деятельность самоуправления
4. Экономическое развитие городов
& 1. Ремесленные занятия горожан.
& 2. Цеховая организация ремесла.
&3. Торговля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Магдебургское право и его роль в социально.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

рода  мастеров.  Вместе  с  богатством  оно  определяло  и  критерий  выбора

кандидата  в  цехмистры  независимо  от  того,   избирался   ли   он   общим

голосованием  всех мастеров – членов цеха  или  узкой  группой,  составляющей

его верхушку.

    На  избранных  мастерами  цехмистров,  или,  как  часто  их  называют  в

белорусских уставах, старших, цех  возлагал  ряд  обязанностей.  Они  должны

были  хранить  кассу  цеха,  состоявшую  из  регулярных   взносов,   которые

взимались с  каждого мастера,  а  в  некоторых  цехах  и  с  подмастерьев.  В

цеховом  ларце  находились  также  устав  цеха   и   различные   привилегии,

дарованные цеху радой города,  великокняжеской  властью.  Наблюдение  за  их

сохранностью  также   вменялось   в   обязанность   цехмистров.   Цехмистрам

поручалось  наблюдение  за  тем,  чтобы  вся  производственная  деятельность

мастера, отношения  между мастерами, их отношения с подмастерьями,  учениками

отвечали требованиям  устава.  Уставы  требовали  от  всех  цеховых  полного

подчинения цехмистрам. Для выполнения поручений цехмистров избирались  один-

два младших. Не желавший выполнять порученные ему  обязанности  младший  мог

откупиться взносом. На эти деньги нанимался кто-либо другой. Книги цеха  вел

писарь. В администрацию  цеха входили кроме писаря также  инстикгатор,  четыре

соглядатая,  наблюдавшие  за  ведением  торговых  сделок  на  рынке   города

приезжими и  местными купцами.

[ 6.   стр.147-148]

    По  уставу ремесленники как в  производстве своих изделий,  так  и  в  их

реализации не могли поступать самостоятельно; они обязаны  были  подчиняться

цеховой  регламентации.  Уставы   и   традиции   фактически   препятствовали

значительному накоплению денежных  сумм  в  руках  мастеров;  они  тормозили

имущественную    дифференциацию    мастеров    и    затрудняли    расширение

производственной  деятельности. [ 4. стр.102]

    Одной  из форм сословных объединений  горожан  стали  в первой  половине

XVII  века  союзы   подмастерьев.  В  отдельных   уставах  Могилева,   Бреста,

Полоцка,   Минска   вскользь   упоминается   о    самостоятельных    сходках

подмастерьев, сохранилось  два устава подмастерьев – кузнецов  и  котельщиков

Гродно.

Сама организация  подмастерьев  выросла  на  почве  обострения  противоречий

внутри цеха, роста недовольства подмастерьев. Причин для  этого  было  более

чем  достаточно.  Цеховые  уставы   признавали   за   подмастерьями   только

обязанности и  прежде всего полное послушание мастеру. [ 6.   стр.154]

    Переход  в высшую группу ремесленников  – из подмастерьев в мастера  – был

сложным. Подмастерье  должен был прослужить у  мастеров  не  менее  3  лет  и

совершить «вандровку»  в один из крупных центров Речи  Посполитой,  «обучаясь

еще лучше в  этом ремесле».  После  возвращения  из  путешествия  подмастерье

получал право  выдержать экзамен – изготовить  образцовое  изделие,  а  также

внести установленный  взнос в цеховую казну. [ 4. стр.105]

    Если  сопоставить уставы  второй  половины  XVI  в.  с  уставами  первой

половины  XVII  в.,  -    единственное   право   подмастерья   –   отработав

определенный  срок, стать  мастером,  -  становилось  все  более  призрачным.

Организация подмастерьев необходима была и в интересах контроля над ними  со

стороны цеха и  рады. Все эти  обстоятельства  и  привели  к  созданию  союза

подмастерьев.

[6. стр.154]

    В   течение  рассматриваемого  периода   цеховая  организация  претерпела

известные изменения. В частновладельческих  городах  оформление  ремесленных

организаций несколько  запаздывает по сравнению со временем создания цехов  в

королевских городах.

    Со  второй  половины  XVII  века  евреи  составляли  значительную  часть

населения  городов  и  местечек  Беларуси,  приезжая  сюда  из  польских   и

украинских городов. Подчиняясь владельцам города, а не  городским  мещанским

властям, они  составляли особые национальные  и  сословно-религиозные  общины

(кагалы). Но деятельность  ремесленников-евреев, входивших в  некоторые  цехи,

находилась под  надзором городского магистрата. В  отличие от  великокняжеских

городов  магистраты  частновладельческих  в  большей   мере   контролировали

экономическую деятельность еврейского населения.

    Этот  контроль распространялся и в  налоговой политике. Владельцы городов

поручили сбор некоторых податей со всего городского населения  и  выполнение

повинностей по обороне городов  магистрату,  который  в  частновладельческом

городе в основном проводил политику магната.

    Цеховая  система ремесла в городах занимала прочные  позиции  в  течение

всего  рассматриваемого  периода  и  поддерживалась  великими   князьями   и

магнатами, так  как отвечала  и  их  интересам.  Цехи  занимали  определенное

место и в  системе городского самоуправления. [ 4. стр.123-124] 
 
 

&3. Торговля. 

    В  XI-XIII веках западноевропейскими  феодалами и  католической  церковью

были организованы восемь крестовых походов  на  Ближний  Восток,  в  которых

участвовали  рыцари,  горожане,  беглые  крестьяне.  Крестоносцы  не  смогли

завоевать на Востоке больших территорий, но зато в результате  этих  походов

укрепились торговые связи между Западной Европой  и восточными странами.  Это

также способствовало дальнейшей урбанизации Западной Европы.

    Раньше  всех ( в IX – X веках) оживились  итальянские  и  южнофранцузские

города,  где  сказывалось  не  только  римское  влияние,  но  и  воздействие

международной торговли с Византией и  Востоком.  На  востоке  Германии  и  в

Скандинавии города стали возникать позже – в XII  –  XIII  веках,  поскольку

хозяйственные связи развивались здесь более  медленными  темпами.  [9.  с.93-

96. ]

    Вместе  с развитием фольварочной системы  организации сельского хозяйства

увеличивалась     заинтересованность     феодалов,     особенно      крупных

землевладельцев,  в  торговых  связях.  Средством  ее  удовлетворения  стало

создание в  границах  своего  владения  городом  или  местечком  рынка,  где

землевладелец и его подданные покупали  для  себя  необходимые  вещи.  [  7.

стр.159-165]

    Во  второй половине XV – XVI вв. белорусский город становится  настоящим

торговым центром. Во всех городских поселениях в  это  время  имелся  рынок,

где один-два  раза в неделю  шла  бойкая  торговля.  В  значительных  центрах

рынку отводились огромные площади. Так, могилевский  базар располагался  на

двух гектарах и вмещал в своих пределах более 400 лавок. [ 4.  c. 83-84]

    Ремесленное   производство   не   всегда   предшествовало,   но   всегда

сопутствовало  и  активно  содействовало  развитию   торговой   деятельности

городов. Центральной фигурой в  торговле  был  горожанин  –  купец,  хотя  с

течением времени  торгующее окружение расширил сельский торговец.

    Среди  белорусских  купцов-гостей  ведущее   место  занимали  полочане  и

могилевцы. Пинские, мозырьские,  туровские  «гости» были  тесно связаны с

Киевом, Львовом, совершали поездки в города Венгрии.

    Широкое  развитие получила внутренняя  торговля,  о  чем  свидетельствуют

пути, которые  связывали многие города и  местечки.  Местная  торговля  стала

специализацией  части купечества. Одним  из  ее  наименований  был  «прасол»,

также часто  употреблялся  термин  «купец».  Прасол  покупал  товар  в  одном

городе или  местечке и продавал его в другом  городе  или  местечке,  которые

находились в  пределах  10  миль.  Среди  этой  части купечества  сложилась

профессиональная  специализация, источники  называли  такие  специальности  –

«купец грабарны», «купец кушнерскi», «купец шавецкi»  и другие. Торговлю  вел

и путешествующий торговец  –  коробейник  –  которого  источники  обозначают

термином «шот».

    Корпоративный  лад городского ремесла  обозначил  и  его  распространение

на  города,  где  было  большое  количество  купцов.   Источники   упоминают

купеческие цехи в Могилеве, Пинске, Слуцке, Шклове, Минске.  [  7.  стр.159-

165]

    Городские   купцы  скупали  в  окрестных   деревнях  сельскохозяйственную

продукцию и  изделия  деревенских  промыслов  и  продавали  их  на  городских

рынках. Во второй половине XVI века они уже наладили торговлю на  скамьях  и

в специальных  помещениях – магазинах, или, как их  тогда  называли,  лавках.

[5.с.52-53]

    Сложилась  особая прослойка тех, для кого  это было основным и постоянным

занятием. С течением времени торговать в магазинах  начали и богатые  селяне.

[ 7. стр.159-165]

    Во  всех городах  и  местечках  1-2  раза  в  неделю  проводились  торги

(базары), а в  крупных городах  еще  и   ярмарки  (1-3  раза  в  год).  В  них

участвовали не только местные  но  и  иностранные  купцы.  Верховная  власть

предоставляла  городам  торговые  привилеи:  приезжим   купцам   запрещалось

продавать свои товары в розницу. Они вынуждены  были  продавать  их  оптом  и

только местным  купцам. Не  имели  они  права  закупки  товаров  в  окрестных

деревнях. Купить их они могли только у местных  купцов. [5.  с.52-53]

    Для  соблюдения правил торговли  были  учреждены  специальные  должности

инстикгаторов,  которые  рассматривали  жалобы  купцов,  проверяли  торговые

операции, купеческие и общегородские весы, качество товаров  и  т.д.  В  XVI

веке установились регулярные торговые связи городов не только с деревнями  и

местечками, но и между городами, особенно  крупными.  Большой  популярностью

на рынках городов  Беларуси пользовались  изделия  могилевских  кожевенников,

слуцких металлистов, гродненских мыловаров. И тем не  менее в этот  период

Информация о работе Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси