Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция

Описание работы

Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.

Содержание

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но

Работа содержит 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     а) Конгресс

     Законодательная власть вручалась Конгрессу состоящему из 2-х палат: сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой было законодательство и, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т.д.). В этой области обе палаты наделялись равными правами, за некоторым исключением: относительно налогов должны были исходить от палаты представителей, законопроекты мог предлагать поправки сенат.

     Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечении этого срока закон считался принятым). Если президент отклонял законопроект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3 голосов в обеих палатах, т.е. предусматривалось отлагательное вето или суспензивное вето - возвращение законопроектов парламента для пересмотра.

     Введение  двухпалатной системы (бикамерализма) обусловленное многими причинами, предполагало вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвращала узурпацию законодательной власти одной палатой. Конституция предусматривала неоднозначность формирования государственных властей. Депутаты палаты представителей выбираются по штатам (1 депутат от 30 тыс. граждан, удовлетворяющих множеству цензов). Сенат составляется из выборных членов законодательных собраний штатов (2 сенатора от штата).

     б) Президент

     Исполнительную  власть должен был возглавить Президент, который наделялся правомочиями главы правительства. Как глава  государства он являлся главнокомандующим, получал право помилования и отсрочки исполнения приговоров. Им "по согласию и совету" сената назначаются послы и другие высшие должностные лица. В экстренных случаях он созывает палаты Конгресса, а также осуществляет некоторые другие полномочия. Как глава правительства Президента руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата. Им издаются административные распоряжения, которые не должны, однако, выходить за рамки законов.

     Президент избирается в ходе 2-х степенных  выборов (население по штатам избирало "выборщиков", а те президенты, впоследствии выборы президента из косвенных превратились фактически в прямые).

     в) Верховный суд

Третья  власть была представлена суду. Общефедеральную  судебную систему возглавлял Верховный Суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.

     Конституция вводила систему "сдержек и противовесов". Конгресс мог отклонить законопроекты, вынесенные Президентом. Сенат не согласиться с предложенной Президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. В этом случае палата представителей возбуждает дело и формулирует обвинение, а сенат рассматривает дело под председательством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов. В свою очередь Президент, используя право отлагательного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения.

     Члены Верховного суда назначаются президентом "по совету и с одобрения" сената. Для предотвращения возможного временного безвластия в период выборов устанавливаются различные сроки правомочий властей. Палата представителей выбирается на 2 года. Сенаторы на 6 лет, причем каждые 2 года обновляется 1/3 сената. Президент избирается на 4 года. Должность членов Верховного суда объявляется пожизненной, "пока будут вести себя безукоризненно".

     Конституция вводила федеративное устройство. Соответственно разграничивались правомочия между общефедеральными властями и властями отдельных штатов.

     Федерация надеялась правом: объявлять войну  и заключать мирные договоры (в  более широком плане ведения  внешней политики), регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, чеканить монету (регулировать денежную систему страны), устанавливать единую меру норм для мер и весов, набирать, содержать и управлять армией и флотом.

Остальное, с учетом некоторых условий, составляло компетенцию штатов. Подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Фиксируя  основы федерации, Конституция вводила "смешанную" систему правления, при которой представительство  корпуса избирателей страны в  целом стало совмещаться с равным представительством штатов в сенате вне зависимости от численности населения каждого из них.

     Верхняя палата неизбежно становилась, таким  образом, более последовательным выразителем интересов штатов (особенно малонаселенных).

     Таким образом, первая Конституция США  определила основные принципы федерализма, разделение властей, систему издержек и противовесов.

     Билль о правах 1791 г. Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным числом голосов и, главным образом, под условием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции, прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы.

Из этого  исходил и Д. Мэдисон, внесший  решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утверждены ими в 1789 - 1791 гг., ставшие известны как Билль о правах.

     Принципиальной  идеей, положенной в их основу явилось  признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободу граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. I).

     Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст. 2). Запрещался в мирное время  постой солдат в частных домах  без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицом законно обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5). Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызывать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6). Запрещались жесткие и необычные наказания (ст. 8).

     В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включая Билль 1791 г., права не должны умалять все другие права и свободы, "оставшиеся принадлежностью народа" (ст. 5) и неразрывно связанное с этим . Другое не менее важное: "правда, не представленные конституцией Соединенных штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу" (ст. 10).

     В сочетании с этими положениями  Конституция США приобрела еще  большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая  история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США.

     Билль о правах 1791 г. явился одним из первых поправок к Конституции США, сделал огромный сдвиг в развитии демократических  институтов буржуазного государства.  

      3. Создание федерального  государственного  аппарата

     К моменту вступления в силу Конституции 4 марта 1789 г. (в этот же день собрался на свою первую сессию первый Конгресс США) вновь созданная федеративная республика переживала трудное время: пустой была казна, большой государственный долг, отсутствовал аппарат исполнительной власти, армия состояла всего лишь из 672 офицеров и солдат.

     После 30 апреля 1789 г., когда в должность  первого президента США вступил  Дж. Вашингтон, в спешном порядке  создается аппарат исполнительной власти. Принимаются законы о создании первых департаментов – государственного, военного и финансового. Утверждается должность первого атторнея. В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.

     В сентябре 1789 г. Конгрессом принимается  Закон о судоустройстве, согласно которому Верховный суд состоял вначале из главного судьи и 5 ассоциированных судей, но с 1869 г. Верховный суд неизменно состоит из 9 судей. США были разделены на 13 судебных районов, которые, за исключением Мэна и Кентукки, объединились в три судебных округа. Таким образом, учреждалась трехзвенная судебная система федерации, организационно не связанная с судебными системами отдельных штатов. Кроме того, Закон 1789 г. заложил основы отторнейской службы США.

     В первые три десятилетия закладываются  основы статутного права федерации. Конгресс принимает в 1789 г. «пакет законов», в который вошли Законы о натурализации, Закон об иностранцах, Закон о враждебных иностранцах, Закон о мятеже. В первые два десятилетия после вступления в силу Конституции были приняты XI и XII поправки. Первая (1795 г.) из них устанавливала иммунитет штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев. XII поправка (1804 г.) дополнила процедуру избрания президента, введя раздельное голосование за кандидатов в президенты и вице-президенты.

     Политические  партии. Американская конституция полностью игнорировала партии. Но в результате политических разногласий между возглавляющим казначейство А. Гамильтоном и государственным секретарем Т. Джефферсоном в 1793 г. политические партии фактически стали реальностью. Первоначально партии действовали как фракции в конгрессе. К концу первого десятилетия существования республики партии практически монополизировали выборы. В 1796 г. выборы президента носили уже откровенно партийный характер.

     Сложившаяся двухпартийная система не имела  вначале четкого организационного оформления и в таком виде просуществовала  до 1824 г. В 1828 г. на смену джефферсоновским республиканцам приходит Демократическая партия, решающую роль в создании которой сыграл президент Э. Джексон (1829-1837 г. г.). В1854 г. была создана Республиканская партия.

     Территориальное расширение США. В период от принятия конституции до начала гражданской войны 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. дол. купил у Наполеона огромную Луизиану, простиравшуюся от Мексиканского залива до Канады. Эта сделка удвоила первоначальную территорию США. В результате американо-мексиканской войны 1846-1848 г.г. Мексика уступила США Техас, Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико, Неваду, Юту и часть Колорадо, площадь которых превышала территорию Германии и Франции. В 1867г. царь Александр II продал Аляску за ничтожную сумму – 7,2 млн. дол. В результате испано-американской войны 1899 года США захватили Пуэрто-Рико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали формально объявленную независимой Кубу.  

4. Гражданская война  1861-1865 г.г. США на рубеже XIX-XX вв.

     Противоречия  между рабовладельческим Югом и  промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий. После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих. Для того чтобы поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г.

     Конгресс  принял закон, согласно которому в состав союза одновременно вошли рабовладельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. Кроме того, была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки Миссисипи. Эта политическая сделка, получившая название Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (Нью- Мексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому компромиссу 1850 г., по которому население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами. Преобладание рабовладельцев в федеральных органах власти позволило им в 1854 г. отказаться от Миссурийских компромиссов, в результате всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы.

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"