Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция
Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но
Тема
№ 15. Государство
Японии в Новое
время
До середины XIX в. Япония представляла собой феодальное общество, искусственно изолированное своими правителями от внешнего мира. Вся страна была поделена между 280 крупными феодалами (дайме), находившимися в зависимости от феодального дома Токугава. Каждый дайме в своём владении обладал всей полнотой административной и судебной власти.
В государственно-правовом отношении Япония формально являлась централизованной монархией, но фактически власть осуществлялась не микадо (императором), а наследственным военным начальником (сёгуном), опирающимся на централизованное правительственное управление и самурайские (дворянские) воинские дружины.
Во второй половине XIX в. сегунатская Япония оказалась в состоянии глубокого внутреннего и внешнеполитического кризиса. Страну охватили массовые восстания крестьян, недовольства купцов и самураев, сепаратизм князей и т. д. США и европейские державы, воспользовавшись ситуацией, стали силой навязывать Японии неравноправные договоры, угрожающие превращению страны Восходящего солнца в колонию.
В
этих условиях княжеско-самурайская
оппозиция к политическому
1) создание широкого собрания и решение государственных дел соответственно общему мнению;
2)
единство заботы об
3)
свободу развивать свою
4) упразднение дурных обычаев и упрочение правосудия;
5) обращение
лицом ко всему
В Японии была разрешена свободная купля-продажа земли, что означало превращение феодальной земельной собственности в буржуазную. Были введены подоходные налоги, единая денежная система (иена) и мера весов, таможенные сборы и организована почтовая связь. Самураям было разрешено заниматься торговлей и ремеслом, гильдии и цехи были упразднены.
Государство стимулировало развитие промышленности, предоставляя предпринимателям субсидии, займы, налоговые льготы, вкладывая государственные средства в строительство железных дорог, телеграфных линий и пр.
Прежние удельные княжества были реорганизованы в префектуры, непосредственно подчиненные центральной власти. Князьям была установлена высокая пенсия. Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления. В качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти образован кабинет министров и Тайный совет советников при императоре. Но вскоре кабинет министров был заменен Государственным советом. Он являлся высшим законодательным, исполнительным (правительственным) и судебным учреждением империи, состоящим из высших чиновников, назначаемых императором. Назначения на чиновничьи должности проводились на конкурсной основе. Судебные органы на местах были отделены от административных учреждений. В Японии появились органы прокуратуры и адвокатуры.
В Японии была введена всеобщая воинская повинность, чем подрывалось монопольное право самураев на военную службу. Но самураи сохранили право на занятие офицерских должностей. Армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот -по английскому. Активно создавалась оборонная промышленность. Вооруженные силы Японии создавались по европейскому образцу, но ее идеологическую основу составляла средневековая самурайская мораль с культом императора. Япония аннулировала неравноправные международные договоры.
Наряду с государством важными элементами политической системы Японии являлись буржуазные партии: либеральная (Дзиюто), партия конституционных реформ (Кайсинто), конституционно-императорская партия (Мэйсэйто). В 1887 г. в Японии появился закон об охране порядка, который запрещал создание тайных обществ, собраний и издание нелегальной литературы.
Вышеуказанные
преобразования способствовали централизации
и конструированию буржуазной государственности
в Японии, оформлению правящего блока
буржуазии и помещиков, выражением интересов
которого являлась монархия. Завершением
реформ явилось принятие конституции.
2. Конституция Японии 1889 г.
В 70-80-ые гг. в Японии развернулось широкое движение за введение конституционного правления. Японцы были намерены взять у Запада самое ценное - конституционализм, который определит их юридические права и огородит от произвола и беззакония. Они готовы были силой добиться конституции. В 1881 г. император Муцухито вынужден был издать указ с обещанием в течение 10 лет даровать японскому народу конституцию и утвердил 4-х юристов-разработчиков конституционного проекта во главе с Ито Хиробуми. В плане подготовки конституционного правления император издал указ о введении титулов князей, виконтов и баронов (как в Европе) для японской аристократии, чтобы со временем создать верхнюю наследственную палату пэров - оплот монархии.
Создатели
проекта Основного закона не стремились
сконструировать новую
Конституция Японской империи 1889 г. была октроированной, изменять или отменять которую мог только император. С принятием Основного закона Япония стала конституционной монархией.
Император - глава государства принадлежит к "единственной и непрерывной на века династии". Особа императора "священна" и "неприкосновенна". По примеру Прусской конституции 1850 г. Основной закон Японии прикрывал сильную власть микадо одеждами парламентаризма. Глава государства, соединяющий "в себе все права суверенитета", имел законодательные, административные и судебные полномочия.
Законодательные полномочия императора: с согласия парламента издание законов, законодательное вето на постановления парламента, утверждения и обнародования законов. Как глава исполнительной власти, император назначал на все высшие должности в государстве, издавал исполнительные распоряжения, жаловал дворянские титулы и звания, присваивал чины, награждал орденами, объявлял войну и заключал договоры и т. д. Как глава государства он имел право смягчать судебные приговоры, амнистии и помилования.
Свою власть император осуществлял через министров, которые им назначались и смещались. Министры несли ответственность только перед императором. В силу этого правительственная власть в Японии была поставлена в независимое положение от парламента. В системе высших органов исполнительной власти значительную роль играл Тайный совет, в состав которого входили министры и 15 членов, назначавшихся императором. Тайный совет являлся совещательным органом при императоре. Кроме того, деятельность императора по управлению страной направлялась гэнро - советом старейшин, не предусмотренным конституцией.
Деятельность высших лиц государства считалась служением императору. Сам император был ответственен только перед богом. Микадо - священный центр конституционного порядка и императорское самоограничение (предоставление императором некоторых прав парламенту) рассматривались, даже японскими юристами (Ито), как "божественный дар".
Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Членами верхней палаты пэров были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" перед государством. Все члены палаты утверждались императором. Нижняя палата представителей избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не имели избирательных прав. Срок полномочий палаты пэров - в 7 лет, палаты представителей - в 4 года.
Палата представителей находилась под контролем правительства, которому принадлежало право законодательной инициативы. Правительство могло прервать заседание на срок до 15 дней, потребовать слова в палате в любое время и проведения закрытого заседания. По предложению правительства император мог распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Института "вотум недоверия" правительству конституционное право Японии не знало. Парламентский контроль выражался в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами. Депутаты получили право парламентской неприкосновенности. Срок парламентской сессии был ограничен тремя месяцами. Обязательного согласия парламента на принятие бюджета не требовалось. Если парламент не утверждал бюджет, то правительство принимало его в объеме ассигнований прошлого года. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Реально парламент занимался принятием петиции и просительными адресами к императору.
Непосредственное управление на местах находилось в руках 46 префектов. Выборные собрания и избиравшиеся ими советы префектур представляли собой совещательные органы при префекте. На рассмотрение собрания выносился ограниченный круг вопросов, в основном связанных с местным бюджетом. Управление городами и селами было предоставлено собраниям, их советам и мэрам. Префект имел право отменить неугодное ему постановление местных властей, сместить любое должностное лицо и назначить вместо него своего чиновника.
Установленная законом система судебных органов состояла из местных, окружных, апелляционных и административных судов, Верховного суда. Конституция установила принципы независимости и несменяемости судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Судьи назначались императором пожизненно. Но для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие экзамены по юриспруденции и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда в течение 3 лет. В конце XIX в. в Японии появились дивизионные военные суды и Высший военный суд.
Одновременно с судами создавались органы прокуратуры и адвокатуры. Каждая из них действовала в границах территории и юрисдикции определенного суда. Незначительный круг прав и свобод граждан не носил безусловного характера и сопровождался многочисленными оговорками. Свободы допускались в "установленных законом пределах". Так, провозгласив "свободу религии" правительство Японии объявило синтоизм не религией, а государственным ритуалом, верховным блюстителем которого был сам император. Кроме того, свободы не были абсолютными, а скорее носили дозированный характер, т. к. зависели от "случаев точно предписанных законом" и мер, которые "необходимо принять для общего блага". Для японской конституции характерен принцип предпочтения национально-государственных интересов гражданским правам. Основной закон Японии один из немногих в XIX в., который четко определяет обязанности граждан (платить налоги, служить в армии и др.).
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"