Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция
Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но
Раздел
1. История государства
и права стран
древнего мира
Тема
№ 1. Предмет и методология
истории государства
и права зарубежных
стран. Происхождение
государства и права
системе
юридических наук
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
История государства и права, при рассмотрении конкретных государственно-правовых институтов и явлений, рассматривает правовые и политические учения в рамках своего курса.
История
государства и права зарубежных
стран связана с отраслевыми
юридическими курсами, так как рассматривает
историю их возникновения и формирования;
с гуманитарными дисциплинами — отечественной
историей, всеобщей историей, политологией
и др.
2. Методология науки и курса истории государства и права
История государства и права, как историко-правовая наука, обладает целым арсеналом методов изучения государственно-правовых институтов.
В центре правоведения традиционно был и остается формально-юридический метод - изучение событий и фактов, имеющих правовое значение и подлежащих истолкованию при помощи юридических терминов, конструкций и логики.
Структурно-аналитический метод предполагает уяснение структурных элементов и особенностей институтов государства и права. Во взаимосвязи с ним стоит структурно-системный метод. Эти методы применимы при анализе организации, типологии и функционировании правовых институтов, отраслей права, учреждений государственной власти и т.д.
Сравнительно-исторический юридический метод анализа и обобщения содействует упорядочению наших знаний и представлений о наиболее общих или наиболее характерных особенностях возникновения, функционирования права в его взаимосвязи с деятельностью институтов государства.
Конкретно-исторический метод предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в конкретно-исторической обстановке.
История государства и права изучается при помощи совокупности всех методов.
Периодизация курса. В советское время главенствовал формационный подход. В настоящее время в основу периодизации были положены не формационные границы, а ряд важных цивилизационных, историко-политических, идеологических и других факторов. Отечественная наука выделяет в истории человеческого общества следующие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время. Следует учитывать, что эволюция древних и средневековых обществ Востока шла особым цивилизационным путем, поэтому применение для Востока понятия древность и средневековье является в значительной мере условным.
Источники права и источники исторических сведений о праве. Право, в своем историческом развитии, предстает в нескольких разновидностях своей внешней фиксации (источники права) или областей регулирования (отрасли права). Источники права - это способы возникновения и фиксации правил и требований правового назначения. Как правило, самыми распространенными источниками права являются правовые обычаи и законы, принятые и поддерживаемые государственной властью.
Право в его реальном, практическом проявлении предстает, прежде всего, как определенное требование или правило полезного и справедливого разрешения конфликта двух или большего числа заинтересованных в его разрешении сторон. Закон, в отличие от права, есть письменно фиксируемое формальное предписание (правило, приказ) верховной власти в государстве. Обычное право (правовые обычаи) - это основанные на частом употреблении широко известные правила правового назначения, регулирующие в догосударственном (родоплеменном) обществе типичные отношения (бракосочетание, отношения в семье и т.д.). Кодификации - это собранные в отдельные книги нормы права, отрасли права.
Периодизация истории государства и права. В современной литературе принято выделять в истории человечества следующие основные периоды:
I период – Государство и право Древних веков (IV тысячелетие до н.э. – V в.н.э.).
II период – История государства и права Средних веков (V в. н.э. – XVII – XVIII вв.).
III период – История государства и права Нового времени (XVII – XVIII вв. – начало XX в.).
IV период – История государства и права новейшего времени (начало XX в. – по настоящее время).
Каждый
из этих периодов предоставляет собой
историческую ступень в развитии государства
и права.
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм. Вместе с тем причины, которые впоследствии вызвали возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного общества, и потому его характеристика является необходимой предпосылкой для выяснения этих причин. Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда той далекой эпохи были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе. Ясно, что производительность
труда в те времена была очень низкой. Слабость людей перед лицом природы, суровые условия жизни, постоянная борьба со стихией заставляли их объединяться в коллектив, трудиться сообща. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.
Особенности экономического строя первобытного общества обусловливали в конечном итоге его социальную структуру и духовную жизнь, специфику власти и социальных норм.
Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все более приобретали черты "общественного человека".
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Не человек с его сознанием создал труд, а труд создал человека с его сознанием. Для эпохи "первобытного стада" была характерна половая неупорядоченность, т. е. промискуитет. Возникновение родового общества было связано с переходом к групповому браку. Эта форма брачных отношений ранней родовой общины характеризуется экзогамией, т.е. порядком, при котором запрещалось вступать в брачные отношения внутри рода и нужно было брать жен и мужей в другом роде. Этим определялась необходимость сосуществования двух экзогамных родовых коллективов в рамках одного взаимобрачного объединения (дуальной организации).
Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления, ярко выраженное уравнительство обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива.
Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, братства, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материнской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца. На этой ступени и особенно позднее, с возникновением развитой материнской общины, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
В пределах материнской общины существовало естественное (половозрастное) разделение труда: группы мужчин, женщин, стариков, детей занимались раз-личными видами трудовой деятельности.
Постепенно сужался круг брачных связей, и на смену групповому браку пришла парная семья. Это был слабый и неустойчивый брачный союз при свободе развода для любой из сторон. Личное имущество умерших членов рода наследовал род.
Классический
род представлял собой
Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода. Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.
Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной. Она, безусловно, обладала возможностью принуждения по отношению к нарушителям порядка, но никаких особых органов, осуществлявших
принудительные меры, не имела.
Если возникала потребность решения дел, связанных с нарушениями тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении (дел об измене, трусости, кровосмешении и т.п.), то этим занималось само собрание, т.е. весь род. И именно здесь выносилось решение о наказании провинившегося, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, укор, замечание, изгнание из рода.
В принципе род представлял собой вполне самостоятельную социальную общность. Однако необходимость дуальной организации, вытекавшей из экзогамии, обусловливала постоянное общение с другим родом. На этой основе складывался союз родов, получивший название "фратрия".
Несколько фратрий по мере развития общества объединялись в племя.
Организация власти во фратрии основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине. Однако в ряде случаев совет фратрии, осуществлявший властные функции, представлял собой не общее собрание всех ее членов, а формировался из старейшин родов, входивших во фратрию.
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"