Лекции по "Истории государства и права Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:02, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
1.1. Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности.

Работа содержит 1 файл

История государства и права Беларуси.docx

— 62.65 Кб (Скачать)

О том, как и когда  расселялись славяне на территории Беларуси, письменных источников почти  не сохранилось. Поэ¬тому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки  зрения, различные гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в "Повести временных лет", ученые черпают из археологических  источников. 

Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими  группами Они отмечают, что на юге  Беларуси сохранились памятники  пражской культуры (культура раннеславянских  племен, которые в У-УП в. н э  населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р Эльбы  и Дуная на запад и юг) Или, точнее, ее локального варианта — культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые  в УІ-УІІ в. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной  Беларуси). Считается бесспорным, что  эти памятники принадлежат славя¬нам. 

Но основную территорию Беларуси и соседних регионов в Y-YІІІ  в.в. заселяли другие племена, которые  оставили после себя памятники так  называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет  единого мнения. Одни считают ее балтской, другие — славянской, или  называют "своеобразной балта-славянской культурой". Происходит это оттого, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и. балтской. 

В целом, для разрешения вопроса формирования отдельного этноса необходимо применять специальные  этнографические материалы. 

Термин «Белоруссия» тесно связан с термином «белорусы» - именем народа, проживающего в этом крае. Возникновение Белоруссии как  этнической территории является существенной частью белорусского этногенеза, то есть процесса формирования белорусского народа. Невозможно научно исследовать возникновение  Белоруссии, не исследовав ряда проблем  по белорусского этногенезу, не ответив  на вопросы : «Кто был предками белорусов»; «Когда белорусы сформировались как  народ - этнос»; «Как и в каких  условиях развивался этот процесс, когда, по каким причинам, что этому способствовало, на какой территории» - перечень вопросов представляется неограниченным. Однако фундаментальным вопросом, требующим  первоочередного разрешения является вопрос о понятии и происхождении  этноса. 

Суть изложения  материала состоит в том, что  в исследовании по данной проблеме необходимо прежде всего учитывать  роль множества факторов экономических, политических, исторических. Только сопоставляя  данные разнообразных источников, можно  придти к выводу о том, что процесс  образования Белоруссии, белорусского народа был гораздо более сложным, чем его старались представить  многие исследователи до сих пор.  

Вначале необходимо выяснить содержание основных понятий, определить способ исследования и проанализировать возможности источников по этой проблеме. 

Этнос - ( от греческого слова этнос - общество, группа, племя, народ), определяется как исторически  сложившаяся устойчивая общность людей, которая может выражаться в форме  племени, народности, нации . Основными  условиями возникновения этноса являются общность территории и языка, обычно выступающих в качестве признаков  этноса. Однако основными признаками этноса являются этническое самосознание и менталитет, совокупность материальной и духовной культуры. 

Этническая общность - (этнос) - исторически возникший  вид устойчивой социальной группировки  людей, представленный племенем, народностью, нацией. Этот термин близок к понятию  народ в этнографическом смысле. 

Этнографическая группа - (субэтническая) - обособленная часть  народности или нации, сохраняющая  некоторые особенности языка, культуры и быта. 

Этническая территория - территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающая ареал его формирования и компактного  расселения, а также районы смешения с другими национальностями.  

Этногенез - ( от греческого - племя, народ и генез), происхождение  народов. Включает как начальные  стадии возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его  этнографических, лингвистических  и антропологических особенностей.  

Этнография - наука  об этносах (народах), изучающая их происхождение  и расселение, быт и культуру.  

Этногеография –  раздел науки, изучающий особенности  расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран  и регионов для определения этнических границ, динамики их развития и численности  народа. 

Этнолингвистика - направление  в языкознании, изучающее взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических  факторов в функционировании и эволюции языка. 

Антропология - наука, изучающая происхождение человека и эволюцию физической организации  человека и его расс.  

Одной из самых распространенных теорий о происхождении белорусов  является теория субстратного происхождения. Сторонником этой теории является известный  россий¬ский археолог В. Седов. Он создал теорию субстратного происхождения  белорусов. В чем она заключается? Под балтским субстратом (от латинского термина — основа, подкладка) понимается этнокультурное наследие балтского  этноса, оказав¬шее влияние на формирование белорусской народности. Сто¬ронники  этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянско¬го, произошло  отделение части восточнославянской народности, что привело к становлению  белорусского языка и народности. 

Другие исследователи  утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, сла¬вяне частично оттеснили  их, частично уничтожили. И только небольшие  островки балтов, которые, вероятно, подчинились  славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровьи, но за балтами  осталось правобережье среднего Понеманья  и неко¬торые части территории между  Неманом и Припятью. 

Нет четкого общепризнанного  мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые  составили основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славя¬нами территории Беларуси, где  ранее жили балты, в УІІІ-ІХ вв. сложились  этнично близкие между собой  племенные союзы-кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их осно¬ве  образовался старобелорусский этнос. Он компактно распо¬лагался в  Верхнем Поднепровье, Подвиньи, Понеманьи. В его формировании приняли участие  представители некоторых дру¬гих  этнических образований, среди которых  ятвяги и некоторые другие балтоязычные племена. 

Границы белорусского этноса, который складывался на протяжении веков, приблизительно в полтора  раза превышают территорию современной  Беларуси. 

Предки восточных  славян, которые расселились в  Припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, воз¬никли восточнославянские племена  — дреговичи, кривичи, радимичи —  предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились  поляне, древ¬ляне, северяне, волыняне — предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела  к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кри¬вичей  — предков современных русских. 

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту  картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторон¬ники  вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее  Понеманье, где балты составляли значительную часть населе¬ния еще  на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит  волынянам, дреговичам, в меньшей  степени — древлянам и кривичам. Признавая, что основу старобелорусского  этноса составляли кривичи, дрегови¬чи, радимичи и, в меньшей степени, волыняне, и что общая территория их расселения превышала границы современной  Беларуси, они считают, что нет  оснований утверждать, что превышение это было в 1,5 раза. Далее указывается, что как часть волынян (большинство  которых участвовало в этногенезе украинцев) приняла участие в  формировании белорусов, так и часть  дреговичей — в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали  в формировании белорусов и одной  из групп русского этноса. Кривичи  сыграли большую роль не только в  формировании белорусов, но и в становлении  северо¬западной части русского этноса. 

Что же касается формирования белорусского этноса, то следует сказать, что основные признаки формирования белорусскго этноса прошли сложные  этапы в своем развитии. 

Белорусский язык возник в результате смешения, северных-подвинско-днепровских  и южных – поприпятьских элементов  разговорной речи восточнославянского  населения. Характерные Черты старобелорусского  языка, или правильнее говорить старорусского, закрепляются и в письменных памятниках 15-16 веков.

Таким образом, в 15-16 веках в северной части поприпятьского (полесского) района, центральном регионе  и южной зоне подвинско-днепровского региона оформилась система нового, восточнославянского языка, который  получил название «белорусский»,это  значит возникла одна из важнейших  черт белорусского этноса. 

В период формирования белорусской народности развились  и укрепились особенные для ее этнической территории черты материальной и духовной культуры.  

Этническое самосознание, являющееся одним их главных показателей  консолидации народа – осознание  людьми принадлежности к своему народу, его отличительность. На территории Беларуси оно возникло, прежде всего, в окружении прогрессивно настроенных  граждан, шляхты, духовенства. Известно, что национальное самосознание белорусов  в дальнейшем подвергалось деформации под воздействием сначала полянизаторских, а затем русификаторских тенденций. Одновременно с самосознанием складывалось умонастроение народа, его психология, то есть белорусский менталитет. 

Итак, на основе изученного материала можно сказать, что  время становления белорусского этноса приходится на 13-18 века. 

Через ряд сложных  этапов в своей эволюции этногенез  белорусов в 19 веке, особенно в его  последние десятилетия и начале 20 века, значительно ускорился и  вышел на стадию формирования нации.  

Таким образом, не смотря на неблагоприятные государственно-политические условия, специфическую этно-социальную ситуацию, формирование белорусской  нации в начале 20 века в общих  чертах завершилось. 

3.6. Становление государственности  на территории белорусских земель 

Государство - это  коллективный феномен, существующий в  конкретном пространственно-временном  контексте. Пространственно-временной  характер государства обуславливается  тем фактом, что юридический порядок  действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический  порядок определённого государства  действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного  периода. 

Термином “государство”  мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются  следующими чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным  постоянством; д) институциональным  измерением. Таким образом, государство - это не образование, находящееся  над обществом и независимое  от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных  условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное  иерархическое взаимодействие его  членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения  между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого. 

Государство - это  политическая общность, составляющими  элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой  одно из условий, делающих возможным  существование государства. В конечном счёте, без территории государства  не существует, хотя она может изменяться во времени. Одной из многочисленных форм расширения государства, его территориальной  сферы является колониальная экспансия, следствием чего выступает образование  крупных империй. В подобных случаях  колониальные зоны относятся к территориям  империи, несмотря на значительные расстояния и социально-культурные различия между  метрополией и колониями. Территория есть пространство государства, занятое  его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические  нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных  держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Кроме того, обеспечение территориальной целостности требует тщательной демаркации границ каждого государства и их закрепления в документах международного права, например в договорах. 

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права Беларуси"