Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:02, курс лекций
Тема 1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
1.1. Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности.
Творческое применение
законов диалектики, отражение богатства
жизненных процессов в таких
философских категориях, как «содержание
и форма», «возможность и действительность»,
«случайность и необходимость», «историческое
и логическое», «должное и сущее»,
«сво¬бода и ответственность» и
т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских
и волюнтаристских истолкований
государственно-правовых явлений.
К философским законам
и категориям непосредст¬венно примыкает
метод восхождения от абстрактного
к конкретному, и от конкретного
к абстрактному. Так, процесс познания
формы государства может
Наша наука исследует
государство и право не в ста¬тике,
она не рассматривает их как нечто
раз и навсегда данное, неизменное.
Напротив, она исходит из того, что
анализируемые явления
На вооружении истории
государства и права находит¬ся
и системный метод познания. Любая
система пред¬ставляет собой
целостное, упорядоченное множество
элементов, взаимодействие которых
порождает новое, не присущее им самим
качество. Государство и право
по своей сути, по структуре —
сложные, системные явления. Основными
элементами первого выступают органы
го¬сударства, второго — нормы
права. В целом же государ¬ство как
важнейший политический институт входит
наряду с другими политическими
институтами в поли¬тическую
систему, а право — в нормативную
систему общества.
Системный метод
открывает большие возможности
для изучения системообразующих
структурных элемен¬тов государства
и права, прямого и обратного
влияния на государство и право
внутренней и внешней среды, для
предупреждения противоречий и «возмущений»
в правовой и государственной
системах.
Одновременно «История
государства и права Беларуси»
наука использует специальные или
частнонаучные методы. Знание и умелое
использование общенаучных
Традиционен для
историко-юридической науки
Словом, формально- юридический
метод вытекает из самой природы
государства и права, он помогает
опи¬сать, классифицировать и систематизировать
государст¬венно-правовые феномены, исследовать
их внешнюю и внутреннюю формы.
В наше время, когда
закономерно усиливаются
К специальным относится
и метод государственного и правового
моделирования. Суть его заключается
в том, что между различными государственными
и правовыми явлениями имеется
определенное сходство, а потому, зная
свойства и признаки одного из них (модели),
можно с достаточной степенью
точности судить о других.
Моделирование помогает
при поиске наилучших схем организации
государственного аппарата, наиболее
рацио¬нальной структуры
В современных условиях
особое значение приобрета¬ет конкретно-социологический
метод исследования госу¬дарственно-правовых
проблем. С его помощью можно
вы¬явить степень эффективности
функционирования всех ветвей государственной
власти, правового регулирования, состояние
законности и правопорядка в стране.
Кон¬кретно-социологические
В рамках конкретно-социологического
метода ис¬пользуются такие приемы,
как наблюдение, анкетирова¬ние, интервьюирование,
эксперимент и др.
Теоретическое осмысление
этих проблем истории государства
и права является объективной
потребностью и необходимым условием
научного управления обществен¬ными процессами.
Сама жизнь выдвинула историю
госу¬дарства и права в число
фундаментальных наук. На первый план
сегодня вышла ее гуманистическая
и культур¬но-творческая миссия, которая
ярче всего проявляется в
Тема 3. Формирование
белорусского этноса и становление
государственности на территории белорусских
земель
3.5. Формирование
белорусского этноса как
История человечества
исчисляется несколькими
В эпоху верхнего
(позднего) палеолита люди уже бесспор¬но
жили на территории Беларуси. В каменном
веке люди жили в экстремальных условиях,
когда для выживания
Древнейшие обитатели
Беларуси занимались загонной охотой
на крупных животных: мамонта, пещерного
медведя, шерс¬тистого носорога. Животных
использовали в пищу, кости служили
для изготовления орудий труда и
амулетов-украше¬ний, использовались
для возведения жилищ и топлива,
шкуры животных применялись при
сооружении жилищ и в качестве
одежо.ы. Другим занятием было собирательство:
в пищу упот¬реблялось все, что было
съедобно: дикорастущие плоды, корни
и листья, насекомые и т.д. Достаточно
рано человек научился ловить рыбу.
Хозяйство велось коллективно: только
соединенными усилиями человеческий коллектив
мог противостоять мощным животным,
неблагоприятным природным
Постепенно человек
накапливал опыт, совершал многочис¬ленные
открытия: знакомился с полезными
свойствами огня, а затем и способом
его искусственного получения, осваивал
домостроение и изготовление одежды,
изобретал комбинирован¬ные орудия
труда (топор, луки стрелы), учился изготовлять
из глины посуду и т.д.
Накопленные знания
подвели человека к освоению производящих
типов хозяйства: земледелия и скотоводства,
которые появились на территории
Беларуси в конце неолита. Первые
поля обрабатывали деревянными палками
и мотыга¬ми, возделывали ячмень
и другие злаки. Первым приручен¬ным
животным была собака, затем — крупный
и мелкий рогатый скот, свинья и
лошадь. Новые производящие виды хозяйства
сосуществовали с традиционной охотой,
собира¬тельством и рыбной ловлей;
комплексная система хозяйство¬
Распространение производящего
хозяйства происходило в
С хозяйственной
деятельностью человеческих коллекти¬вов
связан генезис общества, эволюция
брачно-семейных отношений. Древнейшим
объединением являлась праобщина: человеческое
стадо, совместно занимающееся производственной
деятельностью и регулирующее распределение
ре¬зультатов труда.
В верхнем палеолите
функционировала раннеродовая об¬щина.
Род состоял из женщин-родственниц,
их потомков и пришлых мужей-мужчин
из другого рода. Члены рода имели
право и обязанность вступать
в брак с членами другого рода
(групповой брак), счет родства велся
по материнской линии. В семье
и обществе исключительное место
занимала женщи¬на: равноправный участник
трудовой деятельности, продол¬жательница
рода, хранительница семейного очага
и т.д. Это был период так называемого
матриархата.
В конце неолита
— бронзовом веке, с появлением
и становлением производящих видов
хозяйства, родовая община трансформируется.
В семье и обществе мужчина
занял доминирующее положение, женщина
переходит в род мужа, счет родства
ведется по мужской линии, распространяется
парный брак. Выделяется родоплеменная
знать (совет муж¬чин-воинов, военных
вождей), нарушается прежнее равно¬правие,
возникает частная
С древних времен
и до середины I тысячелетия н.э. на
территории северной и срёдней Беларуси
жили балтские лета-литовские ("восточно-литовские")
племена. Что касается юга и юго-востока
Беларуси, то, как предполагают ученые,
весьма вероятно, эта территория входила
в зону раннего рассе¬ления славян.
В первых столетиях
н.э., под натиском готов, которые
при¬шли со Скандинавии и высадились
около устья Вислы, славяне начали
свою миграцию на восток. С бассейна
Вислы они перешли в бассейн
Припяти и достигли Днепра. В результате
"великого переселения народов"
славяне раз¬делились на три большие
группы: южную, западную, восточную. Славянские
племена, которые поселились на Балканском
полу¬острове, стали предками современных
югославянских наро¬дов — болгар,
сербов, хорватов, словенцев, македонцев,
черногорцев. Они смешались с
местным фракийским и иллирий¬ским
населением, которое раньше угнетали
византийские рабо¬владельцы. Западнославянские
племена вместе с населением, проживавшим
на берегах Вислы, стали предками
польского, чешского, словацкого народов.
Почти одновременно с западны¬ми
и южными славянами выделилась третья
группа — восточ¬ные славяне, предки
современных белорусов, русских
и украинцев.
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права Беларуси"