Лекции по "Истории государства и права Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:02, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
1.1. Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности.

Работа содержит 1 файл

История государства и права Беларуси.docx

— 62.65 Кб (Скачать)

История государства  и права Беларуси 
 

КУРС ЛЕКЦИЙ

по «Истории государства  и права Беларуси» 
 

Тема 1. Предмет и  задачи курса «История государства  и права Беларуси» 

1.1. Предмет «Истории  государства и права Беларуси»:  сущность, содержание, особенности. 

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность  общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность  общест¬ва, но и многотрудное дело. Государство и право, их многоплановое  и активное функционирование суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причем это такая реальность, с  которой вынуждены считаться  все обще¬ственные силы независимо от их социально-политичес¬кой направленности. Экономика, социальная сфера, на¬учно-технический  прогресс, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного  порядка — вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового  регулирования. 

История государства  и права изучает в конкретном виде великое множество государств и систем права — от существовавших в далеком и не слишком далеком  про¬шлом до существующих в настоящее  время. И если бы наука не изучала  и не конкретизировала этот гигантский исто¬рический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась  бы на одном месте, либо отбра¬сывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование  науки в государственно-правовом строительстве порождает массу  негативных последствий. Изучая и обобщая  практику, история государства и  права помогает формулировать понятия  и определения государственно-правовых явлений, вырабатывать научные рекомендации и выводы, генерировать новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства  и пра¬ва, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества. 

В то же время жизненность, социальная значимость истории государства  и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удов¬летворять потребности последней. Юридическая прак¬тика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности слу¬жат неисчерпаемым источником для развития истории государства и права. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной ос¬нове. «Нет ничего практичнее хорошей теории»,— гла¬сит весьма популярный в век научно-технического про¬гресса лозунг. Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человечес¬кое мышление предметной истинностью,— вовсе не во¬прос истории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность своего мышления». 

Современная практика предъявляет повышенные тре¬бования  к качеству и обоснованности научных  разрабо¬ток. Сама жизнь выдвигает  новые объекты познания, отвергает  отжившие. Традиционная проблематика истории государства и права  дополняется новыми направле¬ниями исследований, уводящими нередко  в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развива¬ется интеграция различных наук, появляются комплекс¬ные исследования, плодотворно  влияющие на прогресс науки в целом. 

История государства  и права Республики Беларусь —  это историко-правовая наука, так  как изучает лишь историю государственно-правовой надстройки, не касаясь истории культуры, хо¬зяйства и других сторон общественной жизни народа. Как юри¬дическая наука  она легла в основу аналогичного учебного курса, который относится  к фундаментальным правовым дисциплинам, необходимым для получения высшего  юридического образования. 

Задачами истории  государства и права Республики Беларусь являются не только систематическое  изложение конкретных государственно-правовых явлений и их научное объяснение, но и установление тенденций их развития. Именно последнее обусловливает  большое практическое значение истории  государства и права Республики Беларусь. Уяснение общих закономерностей  и тенденций развития государства  и права помогает избежать оши¬бок  и научно прогнозировать дальнейшее развитие государственно-правовой надстройки. 

В данном курсе исследуются  формы правления, государственного устройства, система, структура и  компетенция органов власти и  управления, а также система права, его отрасли и инсти¬туты на основе изучения конкретных нормативных актов. Изуче¬ние этих государственно-правовых явлений фактически доводит¬ся до наших  дней и соприкасается с проблемами современного государства и права  Беларуси. 

Преподавание истории  государства и права Республики Беларусь ведется с учетом изучения студентами других историко-правовых дисциплин (истории государства  и права зарубежных стран, истории  государства и права славянских народов, теории государства и права). Сегодня, когда в историко-правовой науке идет интенсив¬ный поиск новой  периодизации истории государства  и права, представленная периодизация данного учебного курса в значи¬тельной  степени условна. В основу ее положены следующие факторы: время, степень развития социально-экономического уклада общества и уровень развития государственно-правовой надстройки. 

Необходимость исследования государства и права как сложноорганизованных систем средствами различных наук имеет  теоретическое и практическое значение не только для истории государства  и права, но и для всего комплекса  юридических наук. Оно необходимо в целях обогащения иных научных  дисциплин знаниями функционирования государства и общества в их непосредственной данности, в том числе повседневной жизни людей, склады¬вающихся между  ними отношений, то есть всего того, что получает выражение в правовой форме. Организуя государственное  управ¬ление, регулируя отношения  людей в процессе познания, деятель¬ности  и общения, государство и право  учитывают (или должны учи¬тывать) социальные, психологические, интеллектуальные, мораль¬ные, физиологические, половозрастные и  иные особенности людей, их разнообразные  возможности, интересы, устремления  и т. д., тем самым ориентируя комплекс наук на изучение этих особенностей в  их взаимосвязи, единстве и системной  целостности. Государствен¬ная деятельность, правовое регулирование соответствующих  обще¬ственных отношений выступают  в роли "акцептора" познания все¬го комплекса естественных, технических  и общественных наук. Так, например, физиология трудовых процессов, как  известно, исследу¬ет механизмы работоспособности  и отдыха, факторы утомления и  восстановления способности к труду, связь этих факторов с типологическими  особенностями нервной деятельности, общим состоя¬нием человеческого  организма и т. д. Данные физиологии, биофизи¬ки и биохимии трудовых процессов  являются основой гигиены тру¬да, от условий которых зависит профилактика профессиональных заболеваний и  которые должны учитываться государством и пра¬вовым регулированием. Комплексные  медицинские показатели раз¬личных групп работающих требуют, далее, установления государ¬ством законодательных  нормативов режима труда, рабочего вре¬мени и отдыха, восстановления работоспособности, безопасности труда, предотвращения профессионального  травматизма и т. д. Одним словом, организация производства, его нормальное функ¬ционирование требует постоянного  и внимательного отношения со стороны государства, предполагает его всеобъемлющий охват сред¬ствами  права. При этом первостепенное и  главное значение госу¬дарству и  праву следует отводить человеческому  фактору, самым разнообразным сторонам его проявления. 

Исследование труда, равно как и иных сфер жизнедеятельности  человека, не должно ограничиваться рамками  физиологии, медицины, кибернетики  и иных естественных и технических  наук. Человек не только биологическое, но и социальное существо, он является сознательным производителем материальных и духовных ценностей, мотивы творчески-созидательной  деятельности обуслов¬лены и его  социальной сущностью, общей и профессиональной куль¬турой и образованием, моральным  обликом и ценностными ориентациями, характером общения с другими  людьми и поведением. А это уже  сфера общественных наук, призванных на основе биосоци¬альных данных исследовать  человека как субъекта познания, дея¬тельности  и общения. На самом деле, возможно ли сколько-нибудь плодотворное решение  проблем истории государства  и права без профессиональных знаний теории, права философии, социологии, политологии и этики; государственного и административного права без  взаимодействия с политологией и  наукой организации и управления; гражданского, трудового и хозяйственного права вне органической связи  с общей и отраслевой экономикой; уголовного и исправитель¬ного права без психологии, педагогики, этики; международного пра¬ва — помимо теории международных отношений, политологии, вне глобальных проблем мирового сообщества и т. д., и т. п. 

Из сказанного вовсе  не следует, что история государства  и права сливается, растворяется в перечисленных науках. Ее отли¬чие от них (скажем, психологии или педагогики) состоит в том, что государство  и право имеют дело с человеком  на перепутье его встреч с обществом, на заинтересованности государства  в тех или иных особенностях, возможностях и поведении человека. С другой стороны право отражает и тот  интерес, который проявляет человек  к государственным структурам, нуждаясь в их поддержке, охране, обеспечении. Пренебрежение этим отличием истории  государства и права от иных наук, игнорирование ее гуманитарного  контекста опасно в переживаемый нами исторический период, когда перед  страной стоит задача действительного  обновления общества на демократических  основах, когда главной целью  государства и права должна выступать  забота о своих гражданах. Однако чрезмерная формализация истории государства  и права отнюдь не умаляя положительных  сторон реформирования отрицательно сказалась  на раскрытии государства и права  в их гуманитарном измерении, на познании особенностей человеческого фактора  в правовом регулировании отношений  между людьми. В этой связи представляется целесообразным восстановить в отечественной  истории государства и права  традиции, все то ценное, чем богата не только естественно-правовая доктрина, историческая школы права, правовые исследования, но и так называемая экспериментальная юриспруденция  и другие новейшие направления юридической  науки. Сказанное и многое другое в современной жизнедеятельности  общества и человека со всей очевидностью свидетельствует о необходимости  выхода общей истории государства  и права, всего комплекса юридических, историко-правовых наук из их изоляции от других естественных и общественных наук, установления контактов и творческого  сотрудничества с ними в комплексном  познании новых и новейших проявлений государственно-правовой действительности, в усилении роли государства и  права в прогрессивном и демократическом  развитии общества, обеспечении и  охране свобод и прав человека. 

Единство материального  мира обусловливает и единство нау¬ки. Поэтому нельзя противопоставлять  естественные науки общественным. При  этом превращение науки в преобразовательную силу относится не только к естествознанию, но и в не меньшей мере к науке  об обществе. Так, чем интенсивнее  и шире внедряются в про¬мышленное  производство достижения естественных наук, тем с большей необходимостью выявляется объективная потребность  в научном определении социальных условий и последствий этого  внедрения. Сами же социальные условия  развиваются по законам, изу¬чаемым общественными науками. Более того, именно эти науки не только изучают, но и освещают пути преобразования социальной действительности, создающей  предпосылки и условия для  свобод¬ного развития духовной жизни  общества, в том числе и для  естественно-научного творчества. 

Фундаментальным вопросом настоящего тематического исследования является вопрос об отличии общественных наук от естествен¬ных. Объективный  мир состоит из многочисленных и  разнообраз¬ных явлений природы  и общества. Эти явления в своем  движении и развитии подчиняются определенным закономерностям, которые не зависят от сознания и воли людей, но которые могут быть познаны и использованы ими. 

Практическая деятельность людей по мере своего развития выдвигает  перед ними все новые задачи, разрешение которых возможно лишь при изучении и использовании сил природы  и общест¬ва. Познание объективного мира осуществляется людьми, прежде всего  через посредство науки, которая  на основе исследования ре¬альной действительности формулирует научные законы. Развитие науки, определяясь потребностями  общественной практики, нуж¬дами людей, призвано удовлетворять эти потребности, вскрывать закономерности развития бытия, указывать, как эти закономерно¬сти  целесообразнее всего использовать для того, чтобы достигнуть результатов, к которым стремятся люди в  своей практической дея¬тельности. Подлинная наука представляет собой  итог, систему зна¬ний об объективном  развитии материального мира, о существен¬ных  внутренних связях явлений природы  или общества. Единство материального  мира, как было отмечено выше. обу¬словливает единство и взаимосвязь различных  отраслей науки. Но каждая отрасль изучает  определенный круг явлений природы  или общества, который и составляет предмет данной отрасли науки. В  зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы  или к развитию общества, различают  науки естественные и науки общественные. 

Предметом изучения общественных наук являются общественное бытие и общественное сознание. При  этом, будучи по своей внутренней сущности единой, она распадается на множество  от¬раслей знания, различающихся  своим специфическим предметом  познания. Каждая отрасль общественной науки изучает определен¬ную  группу общественных явлений, их необходимые  и существен¬ные связи и отношения.

Предметом истории  государства и права, как видно  уже из наименования данной науки, являются общие закономерности возникновения  и раз¬вития государствен¬ных и  правовых явлений, а также объективные  социальные закономерности их упадка, исчезновения, являющие особые свойства, черты, признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие, их социальное назначение и отношение  к другим явлениям общественной жизни  в их историческом развитии на определенной территории. История государства  и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания совершенствует научные законы, понятия и определения государственных  и правовых явлений, которые позволяют  не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать государство и право в целях  преобразования общества.

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права Беларуси"