Лекции по "Истории государства и права Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:02, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
1.1. Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности.

Работа содержит 1 файл

История государства и права Беларуси.docx

— 62.65 Кб (Скачать)

Современное состояние  историко-правовых наук преимущественно  предстает перед нами в виде социологического ис¬толкования государства и  права, поскольку в основном онтологиче¬ски изображает объективную диалектику государственно-правовой действительности, ее реального развития, изменения  и преобразо¬вания. Выполнив и продолжая  успешно выполнять эту свою мис¬сию, история государства и права  все в большей мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами  проис¬ходит само познание государственно-правовых явлений, какова их гносеологическая природа. Постепенно, шаг за шагом происходит зарождение, становление и развитие нового направления в лоне самой  науки общей теории государства  и права, которое можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории по¬знания государственно-правового  бытия. 

Одним из важнейших  моментов настоящего разбирательства  является об объединение в одной  науке теории и истории государства  и теории права. Данное объединение  явлений возможно рассмотреть на примере науки общей истории  государства и права. Дифференциация общей истории государства и  общей истории права в рамках единой науки вполне возможна, подобно  тому, как мы выше разграничили эту  науку по другим основаниям на социоло¬гию  государства и права и философию  государства и права. Но как первая, так и вторая дифференциация происходит внутри, повто¬ряем, единой науки общей  теории государства и права. Иначе  гово¬ря, дифференциация частей (или  направлений) внутри целого и отделение  от целого части, образующей новое целое, — далеко не одно и то же. 

Невозможно изучать  государство без учета основного  его средст¬ва самоорганизации  и воздействия на общественные отношения  — права, равно как и наоборот, невозможно изучать право без  учета его использования государством, "подчиненности" государства праву, главной силы — государства в  обеспечении реализации права. Од¬нако, учитывая в процессе познания эту  органическую взаимосвязь, мы можем, в  зависимости от задач и целей  исследования, акценти¬ровать свое внимание либо на проблемах государства, либо на проблемах права. Фактически так  именно дело и обстоит с "разделением  труда" в науке общей теории государства и права: одни авторы преимущественно исследуют общетеоретические  проблемы государства, другие — общетеоретические  проблемы права. Но нельзя при этом забывать, что и те, и другие изучают  связи и взаимодействия между  государством и правом, представляющие собой весьма абстрактную сферу  знаний. И именно эта сфера объективной  и субъективной диалектики развития государственно-правовых явлений объединяет их в единую науку, поскольку данная проблематика является взаимодействием  между государством и правом.  

Отсюда следует, что  для определения истории государства  и права Республики Беларусь подходит следующее выражение - это наука  историко-правовая, ибо она изу¬чает только историю государственно-правовой надстрой¬ки, не касаясь истории  культуры, хозяйства и других сто¬рон  общественной жизни народа. 

Как юридическая  наука история государства и  права Республики Беларусь легла  в основу аналогичного учеб¬ного  курса, который относится к фундаментальным  пра¬вовым дисциплинам, необходимым  для получения выс¬шего юридического образования. 

Задачей истории  государства и права Республики Бе¬ларусь является не только систематическое  изложение конкретных государственно-правовых явлений и их на¬учное объяснение, но и установление тенденций их раз¬вития. Именно последнее обусловливает  большое прак¬тическое значение истории государства и права  Респуб¬лики Беларусь, гонение общих  закономерностей и тен¬денций развития государства и права помогает избежать ошибок и научно прогнозировать дальнейшее развитие государственно-правовой надстройки. 

В этом курсе исследуются  формы правления государ¬ственного  устройства, система, структура и  компетенция органов власти и  управления, а также система права, его отрасли и институты, на основе изучения конк¬ретных нормативных  актов. Изучение этих государствен¬но-правовых явлений фактически доводится до наших дней и соприкасается с  проблемами современного госу¬дарства и права Беларуси. 

Преподавание истории  государства и права Республики Беларусь ведется с учетом изучения студентами дру¬гих историко-правовых дисциплин (истории государства  к права зарубежных стран, истории  государства и права славянских народов, теории государства и права). 

Сегодня, когда в  историко-правовой науке идет интенсивный  поиск новой периодизации истории  государ¬ства и права, представленная периодизация данного учеб¬ного  курса в значительной степени  условна. В основу положены следующие  факторы: время, степень развития социально-экономического уклада общества и уровень развития государственно-правовой надстройки. 

Тема 2. Методология  дисциплины «История государства и  права Беларуси». 

2.4. Значение методологии  в познании предмета «История  государства и права Беларуси». 

Проблемы возникновения, природы, сущности госу¬дарства и права, их функционирования, роли и значе¬ния  в жизни общества, государственно-правовой дейст¬вительности и тенденций  ее развития, политико-право¬вых процессов  и их отражения в сознании людей  отно¬сятся к числу сложнейших и  ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность  и необходимое условие научного управления обществен¬ными процессами. Сама жизнь выдвинула историю  госу¬дарства и права в число  фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и  культур¬но-творческая миссия, которая  ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспече¬нии прав и свобод человека и гражданина. Постоянный поиск новых исследовательских  приемов, способов, методов обеспечивает прирост науч¬ных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях. 

Многовековой мировой  опыт государственно-право¬вого развития вызвал к жизни многочисленные и  много¬образные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются  на различные методы, подходы и  полу¬чают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают  саму возможность познания истории  государства и права, другие считают, что государство и право возникают  и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и  право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д. 

В нашей науке  многие десятилетия господствовал  монистический — марксистско-ленинский  — подход к изу¬чению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась един¬ственно истинной, т. е. правильно  отражающей объектив¬ную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными  и подверга¬лись критике. Это  обедняло наше учение о государстве  и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры. 

Вместе с тем  любая история, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в  общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской  доктрине, которая в последнее  время подвер¬галась жесточайшей  критике и даже очернительству, в  том числе со стороны ее бывших «горячих» сторонни¬ков. Затяжной системный  кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потребность  его преодоления обусловили резко  отрицательное отношение к марксизму-ленинизму  как учению и соци¬ализму как  общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марк¬сизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения  и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной спра¬ведливости, трудовой морали неистребимы, пока суще¬ствуют  человек и мир. 

Сегодня в нашей  стране существует свобода выбора методов, спо¬собов, подходов к изучению истории  государства и права, плюра¬лизм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве  и праве нельзя сказать почти  ничего такого, что бы прямо или  косвенно не за¬трагивало интересов  различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надле¬жит дистанцироваться от групповых, классовых, нацио¬налистических интересов во имя истины и правды. 

Теория и методы возникают одновременно, к ним  предъявляются сходные требования: не только результа¬ты, но и путь к  ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут  и не должны подменять друг друга. 

Плодотворность научного поиска, степень познания прошлой  и реальной действительности во многом зависит от методов, используемых исследователями, в том числе и научных. Виднейшие  ученые придавали методам познания исключи¬тельное значение. Так, Ф. Бэкон  сравнивал метод с фо¬нарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Сам термин метод имеет греческое  происхождение. Под ним понимается способ познания, исследования явлений  природы и общественной жизни. Методы – это продукты интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Предмет отвечает на вопрос, что  изучает наука истории, методы –  как, какими способами она это  делает. 

История государства  и права Республики Беларусь –  это не собрание определенных фактов и событий о прошлом. Это постоянно  развивающаяся наука с присущими  ей и вместе с ней развивающимися и обновляющимися методами познания. В связи с этим определим, что  метода истории государства и  права – это приемы, подходы, способы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных  результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.  

Нельзя объять необъятное и поведать сразу обо всем, что  изучают научные дисциплины. Для  изложения всех принципиально важных факторов из истории народов нужна  целая библиотека, также и как  для рассказа о происхождении  больших или малых народов-этносов, для сколько-нибудь подробного анализа  общих или частных проблем. 

Все эти факторы  требуют не просто познания, а осмысления и научной трактовки. Для этого  каждая из наук пользуется общенаучными (вырабатываемыми для всех наук) и частнонаучными (выработанными  специальной наукой) методами. Наука  не стоит на месте , не стоит на месте  и само история, получают новое толкование некоторые известные факты, их дополняют  вновь открытые, будут зачеркнуты иные положения, сегодня почти признанные, отпадут те или другие пересказанные  не раз гипотезы. Однако можно твердо поручиться за верн6ость общих исторических начал.  

Историко-правовой наукой накоплен значительный арсенал различных  методических приемов и средств, позволяющих с разных точек зрения объяснять и толковать процессы развития государства и права. 

Так в настоящее  время, в литературе по истории государства  и права Республике Беларусь встречается  различные концепции, по своему объясняющие  ряд проблемных вопросов истории  белорусского государства и права, среди них такие как происхождение  белорусского этноса, формирование национального  государства и его последующая  эволюция. 

Такая ситуация не случайна, так как многочисленные и многообразные  правовые теории и доктрины опираются  в своих исследованиях на различные  методы, подходы и получают, как  правило, далеко не одинаковые результаты и выводы. 

Как отмечалось ранее, научное познание в области истории  государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического  прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление материала, что в свою очередь требует  использования всевозможных научных  приемов. 

В истории государства  и права Республики Беларусь, как  и в других историко-правовых науках, наряду с общенаучными методами, которые  вырабатываются общественными и  естественными науками особенно важное значение имеет использование  специальных или частнонаучных  методов: конкретно-исторического, сравнительного, критического и других. 

История государства  и права разрабатывает собствен¬ные методы исследования государственно-правовых яв¬лений и в то же время активно  использует общие методы, выработанные общественными и естественными  науками. 

На протяжении долгого  времени в науке противобор¬ствуют  идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечествен¬ной науке присуща  ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные сто¬роны государства и права  предопределяются в конечном счете  экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет  проследить связь государства и  права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности  для упрочения материальных основ  и увеличения экономического по¬тенциала  общества. 

Философской основой  истории государства и права  служит диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и созна¬ния. К  общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений  в качественные (увеличение числа  норм и институтов, закрепляющих и регулирую¬щих отношения частной собственности, привело к деле¬нию российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в го¬сударственном строительстве); закон отрицания отрица¬ния (в российской государственности имеются элемен¬ты прошлой и зародыши новой государственности). 

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права Беларуси"