Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:05, реферат
Цель работы:
• исследовать процесс развития культуры XIX в.;
• охарактеризовать исторические условия, повлиявшие на ее развитие;
• рассмотреть связь культуры с важнейшими событиями эпохи и общественно-политическим движением;
• раскрыть систему просвещения, показать важнейшую роль литературы в культуре XIX в., основные достижения русской науки, течения и направления в русском искусстве.
Введение………………………………………………………………………………...…....... 3
1. Особенности и основные направления в развитии русской культуры XIX века.......................................................................................................................................4
2. Развитие культуры России XIX века
2.1. Развитие науки и просвещения……………… ……………… ……..…..……...9
2.2. Путешественники и развитие географических знаний…….... ……..…….. 13
2.3. Развитие литературы………………………………………..…….…..…………….. 15
2.4. Театр XIX века………………………………… ………………………....………....18
2.5. Развитие музыки………………………………………… ………….…...….…...…...20
2.6. Архитектура и живопись………………………………………………....…………21
3. Влияние русской культуры на развитие европейской культуры………………………………………………………………..……...………..23
Заключение……………………………………………………………………...…….…..….27
Литература……………………………………………………………..…………..…………28
В конце XIX в. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Осмысление образа России и судьбы человека в ней стало одной из важнейших проблем русской культуры. В творчестве писателей, художников, композиторов, архитекторов ее решение и соответствующее выражение обрели черты художественной картины мира.
Таким
образом, на XIX столетие, вошедшее в
историю как золотой век
3. ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Российская культура развивалась в XIX в. под несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Отечественная война 1812 г., восстание на Сенатской площади, отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост — все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре.
XIX век стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г. ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой - ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур.
Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.18
Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами.
В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза — это чудо; не случайно Ясная Поляна — интеллектуальная столица мира в прошлом веке.
Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф.Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России. В целом следует отметить, что в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека. «Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.
Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм, свойственный русской литературе XIX в., к которой композитор часто обращался.
Основателем русской музыкальной школы стал М.И. Глинка, создатель основных музыкальных жанров оперы, симфоний, романса, активно использовавший в своем творчестве фольклорные мотивы. Новатором в области музыки выступил А.С. Даргомыжский, автор оперы-балета "Торжество Вакха" и создатель речитатива в опере. Его музыка была тесно связана с творчеством композиторов "Могучей кучки" - М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, стремившихся к воплощению в своих произведениях "жизни, где бы она ни сказалась", активно обращавшихся к историческим сюжетам и фольклорным мотивам. Их творчество утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Царская невеста" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.
В первой половине XIX в. господствовал классический балет и французские балетмейстеры (А. Блаш, А. Титюс). Вторая половина столетия - время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов П.И. Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица") петербургском балетмейстером М.И. Петипа. Появилась русская балетная школа, признанная во всем мире.
В XIX — начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С.М. Соловьев, К.Э.Циолковский, И.П. Павлов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби.
В отличие от Западной Европы, где становление классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков – с процессом пробуждения русского самосознания19.
Таким
образом, в процессе создания первого
вполне самостоятельного варианта русской
культуры европейского типа национальное
сознание сформировало антиномию: Россия
- Запад. Европа из первых столкновений
с Россией в XIX в. вынесла новый образ России,
страны, так и оставшейся загадкой, несмотря
на европейскую систему просвещения и
европейское содержание образования.
От соприкосновения с российскими умами
и российской действительностью все европейские
представления изменялись до неузнаваемости.
Отсюда следует две проблемы. Во-первых,
мировая культура развивается не иначе,
как в постоянном взаимном заимствовании
- это всеобщий закон культуры. Европейская
культура выросла на философии, античном
наследии, на опыте возрождения. Во-вторых,
основной проблемой для уже сформировавшейся
культура России должно было быть самопознание,
отход от европейских традиций и познаний
и преобразование своей уже существующей
культуры. Культуры, заключавшейся в социальном
преобразовании народной мысли, понимания
необходимости демократических изменений
в жизни страны. Именно это так привлекало
европейский интерес ко всем плодам русской
культуры. Ведь именно в них отражалась
широта, непобедимость, таинство русской
души.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение различных информационных источников позволяет сделать вывод о том, что культура XIX века, повлияла на развитие современной культуры не только России, но и всей мировой цивилизации. В это время были созданы вершинные явления в литературе, музыке, живописи. Ни одна эпоха не дала России столь много знаковых фигур и бессмертных творений, как XIX век.
Для выполнения реферата были использованы следующие источники. Л.В.Кошман «История русской культуры IX- XX вв.». Книга посвящена истории русской культуры начиная с IX и до конца XX в. Кроме основных историко-культурных процессов, в книге рассматривается влияние социально-экономической и политической жизни на развитие культуры России. Книга Н.И. Яковкиной «История русской культуры XIX век», посвященная наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России — XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Книга Т.С. Геогриевой «Русская культура: история и современность». В книге рассказывается о зарождении русской культуры, ее дальнейшем становлении. Достойное место в книге занимает творчество русских писателей, ученых, художников, архитекторов и т.д., Книга передает дух исторических эпох, через которые прошла Россия, ее культура, вплоть до наших дней.
Подводя итог, хочется сказать что, несмотря на политические катаклизмы, в культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Итак,
цель и задачи работы достигнуты, и я не
сомневаюсь, что данная тема реферата
не потеряет актуальности еще длительное
время.
ЛИТЕРАТУРА