Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:05, реферат
Цель работы:
• исследовать процесс развития культуры XIX в.;
• охарактеризовать исторические условия, повлиявшие на ее развитие;
• рассмотреть связь культуры с важнейшими событиями эпохи и общественно-политическим движением;
• раскрыть систему просвещения, показать важнейшую роль литературы в культуре XIX в., основные достижения русской науки, течения и направления в русском искусстве.
Введение………………………………………………………………………………...…....... 3
1. Особенности и основные направления в развитии русской культуры XIX века.......................................................................................................................................4
2. Развитие культуры России XIX века
2.1. Развитие науки и просвещения……………… ……………… ……..…..……...9
2.2. Путешественники и развитие географических знаний…….... ……..…….. 13
2.3. Развитие литературы………………………………………..…….…..…………….. 15
2.4. Театр XIX века………………………………… ………………………....………....18
2.5. Развитие музыки………………………………………… ………….…...….…...…...20
2.6. Архитектура и живопись………………………………………………....…………21
3. Влияние русской культуры на развитие европейской культуры………………………………………………………………..……...………..23
Заключение……………………………………………………………………...…….…..….27
Литература……………………………………………………………..…………..…………28
1825
год занимает достойнейшее
Но 1825 год имеет значение и в чисто литературном отношении. В это время в самой литературе назрели важные перемены, которые давали о себе знать еще накануне 14 декабря и с еще большей силой проявились в ближайшие годы. Следовательно, речь идет о закономерностях самого литературного процесса, которые могут быть обозначены формулами: «от романтизма к реализму», «зарождение художественного метода - реализма».14
В России его основоположником стал А.С. Пушкин (Приложение Г). После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
Большое значение для развития литературы имела деятельность литературных журналов «Современник» (Приложение Д) и «Отечественные записки». В этих журналах возникло новое явление для России - литературная критика. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.
Художественная литература второй половины XIX в. сохраняла традиции критического реализма. Их развивали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, И.А. Бунин и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе.
Одним из первых писателей, изобразивших жизнь крепостной деревни, был Д. В. Григорович. Его повести «Деревня» (1846), «Антон Горемыка» (1847) рассказывали о нищете, забитости и бесправии крестьян.
Поэтизируя
и несколько идеализируя
Последние десятилетия XIX века были обозначены серьезными переменами в общественной и литературной жизни России.
В общественной мысли изжили себя просветительские иллюзии, потерпели крах идеи народничества, утопизм общинного социализма. На смену революционным призывам, стремительной коренной ломки устаревших государственных институтов пришли идеи постепенного преобразования страны.
При
всем разнообразии творческих
подходов и методов писателей
XIX века их объединяла единая ориентация
на нравственное воздействие произведений,
на то, что литература может способствовать
общественному прогрессу.15
2.4. ТЕАТР XIX ВЕКА
К началу XIX века театр в России имел уже значительные традиции. Наряду с различными театрализованными представлениями во время народных гуляний, издревле существовавшими на Руси возник первый русский публичный театр в Петербурге — Придворный театр в Эрмитаже.
Постепенно увлечение театром захватывает все большие круги дворянства. Богатые помещики создают собственные крепостные театры и оркестры. Крепостные театры многих вельмож, особенно Шереметева, Юсупова, Всеволожского и Волконского, по отзывам современников, достигли высокого художественного уровня.
Наибольшее количество крепостных театров находилось в Москве и Петербурге: из 103 городских крепостных театров 53 действовали в Москве, 27 — в Петербурге и 23 — в остальных городах Европейской России. Вместе с тем, значительным было распространение театральных заведений на периферии: в Московской губернии было 63 театра, в Петербургской — 30, в Пензенской, Курской, Орловской, Нижегородской — 5-7, Владимирской, Воронежской, Смоленской, Полтавской — 2-4 и, наконец, в Вологодской, Волынской, Псковской, Симбирской — по 1 театру на губернию.16
Первые десятилетия XIX века на смену театру крепостному приходит «вольный театр» — государственный и частный.
В начале XIX века в Петербурге государственных театров было несколько: это дворцовый театр в Эрмитаже, Большой театр и Малый театр, построенный в 1801 году Наряду с русскими оперной, балетной, драматической труппами там выступали иностранные — французская, итальянская. Новыми театрами украсилась Москва. Здесь в 1806 году был открыт Малый театр, ставший по преимуществу драматическим. А в 1825 году закончено было строительство Большого театра (Приложение Е).
Постепенно
театральные представления
К началу второй половины XIX века на сцене русских драматических театров преобладали те же жанры театральных представлений, которые господствовали там в течение первой половины века — драма, комедия, водевиль.
Несмотря на то, что в репертуарах русских драматических театров была представлена классическая драматургия — комедии Грибоедова, Гоголя(Приложение Ж), периодическая печать, выражая интересы передовой общественности, требовала от драматургов обращения к современности, к обыденной жизни, к болезненным социальным проблемам того времени. Зрители в столице и провинции хотели видеть на сцене российскую действительность. Островский замечал: «Иногородняя публика, наезжающая теперь в Москву посмотреть Кремль и исторические достопримечательности, прежде всего желает видеть на сцене русскую жизнь и русскую историю».
Таким образом, во второй половине XIX века, проходя славный и сложный путь развития, русский драматический театр становится важным общественным фактором, демонстрируя в лучших своих образцах высокие этические идеалы.
Драматический
репертуар 60—70-х годов, отражая насущные
проблемы русской жизни, воспринимался
зрителями как протест против общественных
порядков, а театр — как своего рода «учитель
жизни».17
2.5. РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ.
XIX
век - период бурных брожений
в искусстве и общественной
жизни. Необычайно интенсивно
протекает в это время процесс
смены различных
В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса.
Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.
Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.
Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П.И. Чайковский (Приложение З), А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных камерно-вокальных и симфонических произведений.
История
музыки XIX в. свидетельствует о том,
что идет дальнейшее освоение жанров,
появление новых приемов и средств
музыкальной выразительности, освоение
музыкального наследия народа. Главным
итогом этого периода является возникновение
музыкальной классики, создание русской
национальной школы в музыке.
2.6. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ.
Время Пушкина называют “золотым веком” русской культуры. Но понятие «золотой век» может быть распространено и на другие виды искусства. Начало XIX в. ознаменовалось большими достижениями в области архитектуры. Русские зодчие обогатили неоклассицизм XVIII в. национальными чертами, создав стиль русского классицизма.
Выдающимся, замечательно талантливым русским зодчим были А.Н. Ворохинин, который создал Казанский собор, и архитектор А.Д. Захаров, создавший здание Главного Адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. По проекту А.А.Монферрана был создан Исаакиевский собор - самое высокое здание России того времени.
Ведущим мастером этого времени был К.И.Росси, создавший подлинные шедевры: здания Сената, Синода, Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К.А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г.( Приложение И).
Постепенно «русский стиль»
Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А.Иванова «Явления Христа народу» (Приложение К).
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой жанр. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины изображению крестьян.
В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». Художники стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е.Репин. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В.И.Суриков, В.М.Васнецов).
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А.Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, И.Я. Билибин и др.).